УИД 25RS0023-01-2023-000439-57
Дело №2-231/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года п.Ольга Приморского края
Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Штольп Э.В.,
при секретаре судебного заседания Кульбякиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Колесниковой А.В., Колесниковой Е.В. к Правительству Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, в обоснование которого указали, что они проживают по адресу: <адрес>. В момент чрезвычайной ситуации, вызванной снегопадом 21-23 декабря 2022 года, находились по месту проживания. Условия их проживания в период снегопадов были нарушены: отсутствовало электроснабжение и транспортное сообщение. В связи с этим истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлениями о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий проживания при ЧС. Из указанного учреждения по заявлениям истцов получен отказ по основанию «Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен» и с указанием причины отказа «Условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены». Истцы просят признать факт нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года установленным, признать их пострадавшими в результате данной чрезвычайной ситуации природного характера; обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на каждого, выплачиваемой за счет средств резервного фонда.
В судебное заседание истцы, будучи извещенными надлежащим образом, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», будучи извещенным надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, а также возражения на исковое заявление, в которых указал, что в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ основанием для установления права гражданина на предоставление мер поддержки является наличие у него ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС. В соответствии с приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается в случае невозможности проживания граждан по причине утраты или повреждения их имущества, угрозы жизни или здоровья. На территории муниципального округа для оказания помощи гражданами были привлечены вертолеты МЧС России, санитарной авиации, снегоболотоходы, снегоходы и другая техника. Работали горячие линии в единой диспетчерской дежурной службе и администрации округа по приему заявок от граждан, нуждающихся в оказании адресной помощи, переправе в другие населенные пункты, в районном доме культуры был развернут пункт временного размещения. Истцы не обращались с просьбой эвакуировать их и доставить для проживания в ПВР в связи с невозможностью проживания в своих жилых помещениях, также не поступало обращений с просьбой о перемещении их из блокированных мест. Отсутствие электричества и невозможность осуществления транспортного сообщения не причинили им ущерб. Истцы находились в своих домах, не заявляли о том, что не могут при сложившихся условиях проживать в жилом помещении, что их жизни и здоровью при проживании в жилом помещении создается угроза. В соответствии с заключениями комиссии ОМСУ факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не нарушен. До настоящего времени данное заключение не оспорено и не признано незаконным. Доказательств того, что в связи с отсутствием электроснабжения в жилом помещении, а также невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцами в суд не представлено. Суд не вправе устанавливать факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате ЧС, поскольку установление данного факта находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления. На основании изложенного, представитель ответчика просит в заявленных требованиях к КГКУ отказать в полном объеме.
Министерство труда и социальной политики Приморского края, будучи извещенным надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, представив возражения на исковое заявление, в которых указало, что с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям. Ссылаясь на положения ст.265 ГПК РФ, ответчик полагает, что установление факта, имеющего юридическое значение, в судебном порядке возможно лишь в том случае, если заявителю невозможно получить в ином порядке документы, удостоверяющие эти факты. Истцами не доказана невозможность получения таких документов в ином порядке, не представлены доказательства того, что истцы обращались с жалобами на выводы комиссии или обжаловали заключение. Заключения комиссии никем не оспорены, являются действующими, законной силы не утратили. Истцами не представлено доказательств того, что какие-либо критерии определения нарушений условий жизнедеятельности, имели место в отношение последних. Обязательным условием для признания права на получение компенсации является совокупность юридически значимых фактов: факт проживания в жилом помещении, нарушение условий жизнедеятельности. Условия жизнедеятельности истцов не были нарушены, что установлено заключением комиссии.
Правительство Приморского края, будучи извещенным надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, представив письменный отзыв, к котором просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что Правительство Приморского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС осуществляется в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 №236-пп. Кроме того, факты нарушения условий жизнедеятельности истцов не были установлены, реальная угроза жизни, здоровью и безопасности истцов отсутствовала, с учетом проведенных организационных и аварийно-спасательных мероприятий. Доказательств подтверждающих, что истцы обращались за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации ЧС, не представлено. В соответствии с заключениями комиссии ОМСУ факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен. До настоящего времени данное заключение не оспорено и не признано незаконным. Суд не вправе устанавливать факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате ЧС, поскольку установление данного факта находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Администрация Ольгинского муниципального округа, будучи извещенной надлежащим образом, в суд своего представителя не направила, сведений об уважительности неявки представителя не представила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные допустимые и относимые доказательства, оценив их в совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 названного Закона определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с п. 1.4 и пп. «а» п. 2.1 которого, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. рублей на человека при условии проживания лица в зоне чрезвычайной ситуации и нарушении условий его жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
С 21 декабря 2022 года постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг в связи с прохождением на территории Ольгинского муниципального округа сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа обстановка признана чрезвычайной ситуацией регионального характера. Границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 границы чрезвычайной ситуации муниципального характера, вызванной прохождением снежного циклона, установлены в границах Ольгинского муниципального округа.
Исследованными материалами дела установлено, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
Из представленных материалов следует, что 25.01.2023 Колесникова А.В. и 19.01.2023 Колесникова Е.В. обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 вышеприведенного Порядка, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (далее - Комиссии). Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
23.01.2023 и 01.02.2023, по факту поступивших заявлений истцов, комиссией, действующей на основании постановления администрации Ольгинского муниципального округа от 19.01.2023 № 9, проведено обследование места проживания заявителей, по результатам которых составлены заключения, которыми установлен факт проживания Колесниковой Е.В. и Колесниковой А.В. по адресу: <адрес>, в период чрезвычайной ситуации, а также нарушение электроснабжения указанного жилого помещения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителям остановочного пункта. При этом факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации не установлен.
В силу п. 11.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утв. приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337, одними из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги являются неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 27.01.2023 Колесниковой Е.В., от 16.02.2023 – Колесниковой А.В. отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации по основанию: - Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен. Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги: - Условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Между тем, согласно п. 3 вышеназванного Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 (далее – Порядок), факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Пунктом 5 Порядка установлено, что критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем, в том числе: состояние электроснабжения здания (помещения). Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениям (местах проживания) констатируется, если более суток прекращено электроснабжение жилого здании (помещения).
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорий проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (пункт 6 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка, условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение хотя бы по одному из приведенных критериев.
Таким образом, комиссией, проводившей обследование места жительства истцов, установлены два прямо предусмотренных действующим законодательством критерия нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации - нарушение электроснабжения - его отсутствие более суток и недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками и помимо комиссионного заключения, подтверждаются сведениями АО «ДРСК» структурное подразделение «Приморские северные электрические сети» об аварийных отключениях электроэнергии в период снежного циклона над территорией Ольгинского муниципального округа в декабре 2022 года, а также сообщением АО «Примавтодор» филиал «Ольгинский», согласно которому с 21 по 27 декабря 2022 года полностью отсутствовало транспортное сообщение по Ольгинскому району Приморского края. Полностью двухполосное движение по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово» было восстановлено 18.01.2023. Дата восстановления безопасного двухполосного сообщения в населенных пунктах Ольгинского района Приморского края по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово»: пгт. Ольга -10.01.2023. Согласно сведениям ООО «АТО «Приморье-Арсеньев», в результате обильных осадков в виде снега, имевших место в декабре 2022 года, существенная часть дорог в Приморском крае была непригодна для проезда автотранспорта, в т.ч. на участке пути от п. Кавалерово до п. Ольга органами ГИБДД был запрещен проезд пассажирскому автотранспорту. В связи с этим в период с 22.12.2022 по 14.01.2023 ООО АТО «Приморье-Арсеньев» не имело физической возможности осуществлять регулярные рейсы по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 532/2 «Владивосток-Кавалерово-Ольга-Владивосток». С 15.01.2023 после приведения дорожными службами пути от г. Владивостока до п. Ольга в надлежащее для движения автотранспорта состояние и отмены органами ГИБДД ограничений на движение, рейсы по указанному маршруту были возобновлены.
При таких обстоятельствах выводы заключений комиссии о том, что нарушения условий жизнедеятельности заявителей не установлено, противоречат установленным по делу фактам, приведенным положениям Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795, подлежащего непосредственному применению к спорным правоотношениям в силу пункта 2.3 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236 ПП, прямо предусматривающего, что факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 Порядком.
Поскольку любой из приведенных критериев (отсутствие электроснабжения и транспортного сообщения) является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истцов, в результате чрезвычайной ситуации, суд признает данный факт установленным и приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах право истцов на получение единовременной материальной помощи нарушено.
Действие указанного приказа МЧС распространяется как на правоотношения, возникающие в результате ЧС техногенного, так и природного характера, поскольку в п.2.3 постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 г. № 236 ПП «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» прямо указано, что факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года N 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
Доводы ответчиков о том, что вред здоровью истцам не причинен, их жилое помещение не пострадало, и они не обращались с просьбой об эвакуации, не являются юридически значимыми, поскольку условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлены нарушения условий хотя бы одному из установленных критериев.
Невозможность проживания в жилых помещениях в силу п.5 указанного приказа устанавливается на основании вышеуказанных критериев, при этом факт обращения потерпевших с просьбой об эвакуации в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности не приведен.
Доводы ответчика об отсутствии ущерба у потерпевших не является юридически значимым при рассмотрении настоящего спора, поскольку утрата имущества предусмотрена в качестве основания для оказания финансовой помощи (пп.б п.2.1), а не единовременной материальной помощи.
Доводы ответчика о том, что указанное заключение не оспорено, не признано незаконным, правового значения не имеют, поскольку в соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Доводы ответчика о том, что суд не вправе устанавливать факты, основан на ошибочном толковании закона, поскольку в соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Приведенные ответчиком положения ГПК РФ (о невозможности установить юридический факт иным способом, необходимости представить доказательств, свидетельствующих о невозможности иным способом установить юридический факт и т.п.) являются обязательными при рассмотрении гражданских дел в порядке главы 28 ГПК РФ. В данном случае рассматривается иск, то есть спор о праве, суд устанавливает юридически значимые обстоятельства и дает им оценку. При этом заключение комиссии не является неоспоримым, в силу положений ст.61 ГПК РФ не является преюдициальным. Доводы ответчика о том, что истцами заключение комиссии не обжаловалось в ином порядке, судом отклоняются, поскольку настоящий спор в силу положений ГПК РФ не требует обязательного досудебного порядка урегулирования споров.
При таких обстоятельствах, исходя из доказанности факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований, считая их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а потому подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колесниковой А.В., Колесниковой Е.В. – удовлетворить.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Колесниковой А.В. № Колесниковой Е.В. № в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным.
Признать Колесникову А.В., Колесникову Е.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года.
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (ОГРН 1142537005566, ИНН 2537108468) включить Колесникову А.В., Колесникову Е.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Признать за Колесниковой А.В., Колесниковой Е.В. право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года в размере 10 000 рублей на каждого, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением администрации Приморского края № 223-па от 15.05.2018 «О создании и использовании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения – 08 декабря 2023 года.
Председательствующий судья Э.В.Штольп