Решение по делу № 2-136/2022 от 28.03.2022

Дело № 2-136/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск 13 сентября 2022 года

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Швайгерта А.А.,

при секретаре Гросс О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ляшко Тамары Александровны к Государственному учреждению -Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому края о признании незаконным решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств из пенсионных выплат, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Ляшко Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю,с учетом заявления об увеличении заявленных исковых требований, о признании незаконным решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств из пенсионных выплат, судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что решением о назначении пенсии с 23.02.2020 года истцу была установлена досрочная страховая пенсия по старости, как имеющей страховой стаж не менее 37 лет и достигшей возраста 55 лет.16.12.2021 года ответчик сообщил истцу о необходимости возместить излишне выплаченную сумму пенсии в размере 216393 рублей 19 копеек за период с 23.02.2020 года по 22.08.2021 года,образовавшуюся в связи с тем, что в страховой стаж неправомерно включены периоды ухода за детьми, в связи с чем, принято решение об удержании 20% из пенсии истца для погашения задолженности по переполученной сумме пенсии с01.01.2022 года. С указанным решением истец не согласна, так как считает периоды отпусков по уходу за детьми подлежащими включению в трудовой стаж, учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии. За истекший период, по мнению истца, с нее были незаконно удержаны денежные средства в размере 5585 рублей 74 копейки, в связи с чем, истец просит признать незаконным решение ответчика об удержании 20% из пенсии истца для погашения задолженности по излишне полученной пенсии, взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 5585 рублей 74 копейки, а также судебные расходы в виде расходов по оплате услуг по составлению искового заявления и заявления об уточнении исковых требований в общей сумме 8 000 рублей.

От представителя ответчика Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю поступили письменные возражение относительно заявленных исковых требований, согласно которым с 23.02.2020 года Ляшко Т.А. назначена пенсия по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях». Необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии составляет 37 лет. На момент назначения пенсии Ляшко Т.А. у пенсионного органа отсутствовала информация о периоде ухода за детьми, истец об этом не сообщила, в связи с чем Государственным учреждением-Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в Курагинском районе пенсия по старости Ляшко Т.А. была назначена с23.02.2020 года. При проведении тематической проверки и контрольных мероприятий было выявлено, что Ляшко Т.А. находилась в отпуске по уходу за детьми, в связи с чем образовалась переплата страховой пенсии. Отделением по Красноярскому краю вынесено решение о взыскании сумм пенсии и социальных выплат выплаченных пенсионеру от 09.12.2021 года . Согласно доводов ответчика, не подлежат удовлетворению требования истца об обязании включения в страховой стаж периодов по уходу за детьми, указанные в исковом заявлении по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, а так же требования о взыскании судебных расходов в связи с отсутствием обоснования их необходимости и разумности. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Истец Ляшко Т.А. в судебное заседание не явилась, прислав в суд заявление в котором просит дело рассмотреть без её участия, исковые требования, изложенные в заявлении об увеличении исковых требований от 31.05.2022 г., поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствии представителя ответчика.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Пересьева Е.В., действующая на основании доверенности от 18.01.2021 г. в судебное заседание не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Кроме того суд учитывает положения п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Из п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует то, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических прав лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела без их участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2 статьи 8 закона).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются другие периоды, в том числе период прохождения военной службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3).

Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.

Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", периоды учебы, к таковым не относится.

Вышеприведенными положениями части 1 статьи 11, части 1 статьи 12, части 9 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" льготный порядок исчисление стажа не предусмотрен.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что20.02.2020 года Ляшко Т.А. обратилась УПФР в Курагинском районе Красноярского края (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, где дала согласие на назначение пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений то стаже и заработке (л.д. 115-117).

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Курагинском районе Красноярского края (межрайонное) (без даты) Ляшко Т.А. бессрочнос ДД.ММ.ГГГГ годаназначена страховая пенсия по старости (л.д. 68).

Из содержания справки Администрации Восточенского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края от 27.09.2021 года о заработке Ляшко Т.А. следует, что начисления заработка учитываемом при исчислении пенсии за период с мая 1985 года по май 1986 года, а так же за период с мая 1987 года по май 1988 года отсутствуют в лицевых счетах (л.д. 120).

Согласно объяснительной направленной на имя начальника УПРФ в г. Минусинске (межрайонное) в ходе тематической проверки дел по назначению досрочной страховой пенсии по пенсионному делу в отношении Ляшко Т.А. выявлено неправомерное назначение страховой пенсии, а именно: при назначении пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж Ляшко Т.А., необходимый для назначении пенсии, были включены периоды ухода за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием на дату назначения документов, подтверждающих эти периоды л.д. 61).

Решением от 30.09.2021 года ГУ-Управлением Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске от ДД.ММ.ГГГГ об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии выявлено неправомерное назначение страховой пенсии Ляшко Т.А. назначенной с 23.02.2020 года (л.д. 57).

Решением от 30.09.2021 года постановлено прекратить выплату страховой пенсии Ляшко Т.А. (л.д. 70).

Согласно расчету переплаты по пенсионному делу Ляшко Т.А. сумма переплаты за период с 02.2020 года по 08.2021 года составила 216393 рубля 19 копеек (л.д. 54).

16.12.2021 года на имя Ляшко Т.А. направлено уведомление об образовавшейся у Ляшко Т.А. излишне выплаченной сумме страховой пенсии по старосте в размере 216393 рубля 19 копеек за период с 23.03.2020года по 22.08.2021 года по причине неправомерного включения в страховой стаж периодов ухода за детьми, в связи с чем с 01.01.2022 года из пенсии будут производится удержания в размере 20 % до полного погашения переплаты (л.д. 7).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ).

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Исходя из смысла приведенных положений действующего законодательства, излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии могут быть удержаны пенсионным органом только в случае наличия виновных действий пенсионера, выразившихся в непредставлении своевременно сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии определен статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ . Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянногоместа жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ).

Исходя из норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (пп. 2 - 4), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке ипересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Согласно п. 43,94 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются. При рассмотрении представленных документов должностное лицо дает оценку правильности оформления указанных документов, полноты содержащихся в них сведений. В случае обращения гражданина за назначением страховой пенсии, накопительной пенсии должностное лицо разъясняет гражданину о возможности назначения указанных пенсий с его согласия по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ , содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости и иных пенсионных выплат осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении пенсионных выплат со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за назначением пенсионных выплат, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения пенсионных выплат документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении пенсионных выплат или об отказе в их назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Согласно поданному Ляшко Т.А. заявлению назначение пенсии произведено по имеющимся в распоряжении территориального органа пенсионного фонда сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. Недобросовестных действий со стороны Ляшко Т.А. при подаче документов для назначения страховой пенсии,либо наличие ее противоправных действий (бездействия), неисполнения или ненадлежащего исполнения ею возложенных на нее обязанностей, которые повлекли причинение ущерба органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде излишне выплаченной пенсии,совершения ею каких-либо неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения пенсионного обеспечения, ответчиком не представлено.

При этом пенсионный орган, принимая решение о назначении пенсии Ляшко Т.А. должен был проверить предоставленные ею документы, оценить их достаточность для назначения данного вида пенсии и только при отсутствии сомнений в правильности составленных документов, назначить и производить выплату пенсии. Как следует из материалов дела, ответчиком не были предприняты необходимые меры для установления всех обстоятельств, с которыми закон связывает наличие оснований для назначения соответствующего вида пенсии, при этом дополнительные сведения с заявителя не запрашивались, специальными познаниями в области пенсионного законодательства заявитель Ляшко Т.А. не обладает, представила все запрошенные от нее специалистом пенсионного органа документы, заведомо недостоверных, подложных сведений не предоставляла.

Таким образом, доказательств недобросовестных действий со стороны Ляшко Т.А. при подаче документов для назначения страховой пенсии,либо наличие ее противоправных действий (бездействия), неисполнения или ненадлежащего исполнения ею возложенных на нее обязанностей, которые повлекли причинение ущерба органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде излишне выплаченной пенсии,совершения ею каких-либо неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения пенсионного обеспечения, ответчиком не представлено.

Исходя из отсутствия признаков недобросовестности в действиях истца при получении пенсионных выплат, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ответчика об удержании 20% из пенсии истца для погашения задолженности по излишне полученной пенсии с01.01.2022 года и удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании денежных средств в размере 5585 рублей 74 копеек с ответчика.

Разрешая заявленные исковые требования об обязании ответчика включить в страховой стаж периоды по уходу за детьми: с 28.03.1983 года по 01.09.1984 года, с 09.05.1985 года по 01.08.1986 года, с 13.03.1987 года по 01.06.1988 года, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 256 Трудового Кодекса РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Как уже было указано судом, законодатель в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в ч. 9 ст. 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.

Для определения права лиц (мужчин) на страховую пенсию по старости, предусмотренную частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" в подсчет необходимого страхового стажа (37 лет для женщин) включаются только периоды непосредственно работы (часть 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях") и периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях"). Таким образом, из анализа указанных норм следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", к таковым не относится. Таким суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в данной части.

Частью 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

В силу абзаца 9 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10 постановления).

Истцом представлены доказательства несения судебных расходов по оплате юридических услуг за составление искового заявления от 28.03.2022 года, заявления об увеличении заявленных исковых требований от 31.05.2022 года в общем размере 8000 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от 27.01.2022 года, договором об оказании юридических услуг от 19.05.2022 года, кассовым чеком от 27.01.2022 года на сумму 5000 рублей, кассовым чеком от 19.05.2022 года на сумму 3000 рублей,

Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд отмечает характер заявленного требования, с учетом разъяснений, приведенных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» и считает разумными расходы истца за составление двух исковых заявлений на общую сумму 8000 рублей, доказательств чрезмерности заявленных к взысканию судебных расходов ответчиком не представлено.

В соответствии с абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при частичном удовлетворении заявленных требований не может быть применено правило о пропорциональном распределении судебных издержек согласно размеру удовлетворенных требований, так как заявленные по настоящему гражданскому делу исковые требования об обязании включении периодов в страховой стаж не являются исковыми требованиями подлежащими оценке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ляшко Тамары Александровны к Государственному Учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому края о признании незаконным решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о взыскании сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> (ОГРН , , КПП ) в пользу Ляшко Тамары Александровны ДД.ММ.ГГГГ, страховой номер индивидуального лицевого счета , денежные средства в размере 5585 рублей 74 копейки, судебные расходы за составление исковых заявлений в размере 8000 рублей.

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения.

Председательствующий: судья А.А. Швайгерт

Дело № 2-136/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск 13 сентября 2022 года

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Швайгерта А.А.,

при секретаре Гросс О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ляшко Тамары Александровны к Государственному учреждению -Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому края о признании незаконным решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств из пенсионных выплат, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Ляшко Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю,с учетом заявления об увеличении заявленных исковых требований, о признании незаконным решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств из пенсионных выплат, судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что решением о назначении пенсии с 23.02.2020 года истцу была установлена досрочная страховая пенсия по старости, как имеющей страховой стаж не менее 37 лет и достигшей возраста 55 лет.16.12.2021 года ответчик сообщил истцу о необходимости возместить излишне выплаченную сумму пенсии в размере 216393 рублей 19 копеек за период с 23.02.2020 года по 22.08.2021 года,образовавшуюся в связи с тем, что в страховой стаж неправомерно включены периоды ухода за детьми, в связи с чем, принято решение об удержании 20% из пенсии истца для погашения задолженности по переполученной сумме пенсии с01.01.2022 года. С указанным решением истец не согласна, так как считает периоды отпусков по уходу за детьми подлежащими включению в трудовой стаж, учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии. За истекший период, по мнению истца, с нее были незаконно удержаны денежные средства в размере 5585 рублей 74 копейки, в связи с чем, истец просит признать незаконным решение ответчика об удержании 20% из пенсии истца для погашения задолженности по излишне полученной пенсии, взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 5585 рублей 74 копейки, а также судебные расходы в виде расходов по оплате услуг по составлению искового заявления и заявления об уточнении исковых требований в общей сумме 8 000 рублей.

От представителя ответчика Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю поступили письменные возражение относительно заявленных исковых требований, согласно которым с 23.02.2020 года Ляшко Т.А. назначена пенсия по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях». Необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии составляет 37 лет. На момент назначения пенсии Ляшко Т.А. у пенсионного органа отсутствовала информация о периоде ухода за детьми, истец об этом не сообщила, в связи с чем Государственным учреждением-Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в Курагинском районе пенсия по старости Ляшко Т.А. была назначена с23.02.2020 года. При проведении тематической проверки и контрольных мероприятий было выявлено, что Ляшко Т.А. находилась в отпуске по уходу за детьми, в связи с чем образовалась переплата страховой пенсии. Отделением по Красноярскому краю вынесено решение о взыскании сумм пенсии и социальных выплат выплаченных пенсионеру от 09.12.2021 года . Согласно доводов ответчика, не подлежат удовлетворению требования истца об обязании включения в страховой стаж периодов по уходу за детьми, указанные в исковом заявлении по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, а так же требования о взыскании судебных расходов в связи с отсутствием обоснования их необходимости и разумности. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Истец Ляшко Т.А. в судебное заседание не явилась, прислав в суд заявление в котором просит дело рассмотреть без её участия, исковые требования, изложенные в заявлении об увеличении исковых требований от 31.05.2022 г., поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствии представителя ответчика.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю Пересьева Е.В., действующая на основании доверенности от 18.01.2021 г. в судебное заседание не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Кроме того суд учитывает положения п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Из п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует то, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических прав лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела без их участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2 статьи 8 закона).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются другие периоды, в том числе период прохождения военной службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пункт 3).

Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.

Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", периоды учебы, к таковым не относится.

Вышеприведенными положениями части 1 статьи 11, части 1 статьи 12, части 9 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" льготный порядок исчисление стажа не предусмотрен.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что20.02.2020 года Ляшко Т.А. обратилась УПФР в Курагинском районе Красноярского края (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, где дала согласие на назначение пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений то стаже и заработке (л.д. 115-117).

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Курагинском районе Красноярского края (межрайонное) (без даты) Ляшко Т.А. бессрочнос ДД.ММ.ГГГГ годаназначена страховая пенсия по старости (л.д. 68).

Из содержания справки Администрации Восточенского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края от 27.09.2021 года о заработке Ляшко Т.А. следует, что начисления заработка учитываемом при исчислении пенсии за период с мая 1985 года по май 1986 года, а так же за период с мая 1987 года по май 1988 года отсутствуют в лицевых счетах (л.д. 120).

Согласно объяснительной направленной на имя начальника УПРФ в г. Минусинске (межрайонное) в ходе тематической проверки дел по назначению досрочной страховой пенсии по пенсионному делу в отношении Ляшко Т.А. выявлено неправомерное назначение страховой пенсии, а именно: при назначении пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж Ляшко Т.А., необходимый для назначении пенсии, были включены периоды ухода за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием на дату назначения документов, подтверждающих эти периоды л.д. 61).

Решением от 30.09.2021 года ГУ-Управлением Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске от ДД.ММ.ГГГГ об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии выявлено неправомерное назначение страховой пенсии Ляшко Т.А. назначенной с 23.02.2020 года (л.д. 57).

Решением от 30.09.2021 года постановлено прекратить выплату страховой пенсии Ляшко Т.А. (л.д. 70).

Согласно расчету переплаты по пенсионному делу Ляшко Т.А. сумма переплаты за период с 02.2020 года по 08.2021 года составила 216393 рубля 19 копеек (л.д. 54).

16.12.2021 года на имя Ляшко Т.А. направлено уведомление об образовавшейся у Ляшко Т.А. излишне выплаченной сумме страховой пенсии по старосте в размере 216393 рубля 19 копеек за период с 23.03.2020года по 22.08.2021 года по причине неправомерного включения в страховой стаж периодов ухода за детьми, в связи с чем с 01.01.2022 года из пенсии будут производится удержания в размере 20 % до полного погашения переплаты (л.д. 7).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ).

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Исходя из смысла приведенных положений действующего законодательства, излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии могут быть удержаны пенсионным органом только в случае наличия виновных действий пенсионера, выразившихся в непредставлении своевременно сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии определен статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ . Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянногоместа жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ).

Исходя из норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (пп. 2 - 4), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке ипересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Согласно п. 43,94 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются. При рассмотрении представленных документов должностное лицо дает оценку правильности оформления указанных документов, полноты содержащихся в них сведений. В случае обращения гражданина за назначением страховой пенсии, накопительной пенсии должностное лицо разъясняет гражданину о возможности назначения указанных пенсий с его согласия по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ , содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости и иных пенсионных выплат осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении пенсионных выплат со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за назначением пенсионных выплат, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения пенсионных выплат документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении пенсионных выплат или об отказе в их назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Согласно поданному Ляшко Т.А. заявлению назначение пенсии произведено по имеющимся в распоряжении территориального органа пенсионного фонда сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. Недобросовестных действий со стороны Ляшко Т.А. при подаче документов для назначения страховой пенсии,либо наличие ее противоправных действий (бездействия), неисполнения или ненадлежащего исполнения ею возложенных на нее обязанностей, которые повлекли причинение ущерба органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде излишне выплаченной пенсии,совершения ею каких-либо неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения пенсионного обеспечения, ответчиком не представлено.

При этом пенсионный орган, принимая решение о назначении пенсии Ляшко Т.А. должен был проверить предоставленные ею документы, оценить их достаточность для назначения данного вида пенсии и только при отсутствии сомнений в правильности составленных документов, назначить и производить выплату пенсии. Как следует из материалов дела, ответчиком не были предприняты необходимые меры для установления всех обстоятельств, с которыми закон связывает наличие оснований для назначения соответствующего вида пенсии, при этом дополнительные сведения с заявителя не запрашивались, специальными познаниями в области пенсионного законодательства заявитель Ляшко Т.А. не обладает, представила все запрошенные от нее специалистом пенсионного органа документы, заведомо недостоверных, подложных сведений не предоставляла.

Таким образом, доказательств недобросовестных действий со стороны Ляшко Т.А. при подаче документов для назначения страховой пенсии,либо наличие ее противоправных действий (бездействия), неисполнения или ненадлежащего исполнения ею возложенных на нее обязанностей, которые повлекли причинение ущерба органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде излишне выплаченной пенсии,совершения ею каких-либо неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения пенсионного обеспечения, ответчиком не представлено.

Исходя из отсутствия признаков недобросовестности в действиях истца при получении пенсионных выплат, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ответчика об удержании 20% из пенсии истца для погашения задолженности по излишне полученной пенсии с01.01.2022 года и удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании денежных средств в размере 5585 рублей 74 копеек с ответчика.

Разрешая заявленные исковые требования об обязании ответчика включить в страховой стаж периоды по уходу за детьми: с 28.03.1983 года по 01.09.1984 года, с 09.05.1985 года по 01.08.1986 года, с 13.03.1987 года по 01.06.1988 года, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 256 Трудового Кодекса РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Как уже было указано судом, законодатель в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в ч. 9 ст. 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.

Для определения права лиц (мужчин) на страховую пенсию по старости, предусмотренную частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" в подсчет необходимого страхового стажа (37 лет для женщин) включаются только периоды непосредственно работы (часть 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях") и периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях"). Таким образом, из анализа указанных норм следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", к таковым не относится. Таким суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в данной части.

Частью 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

В силу абзаца 9 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10 постановления).

Истцом представлены доказательства несения судебных расходов по оплате юридических услуг за составление искового заявления от 28.03.2022 года, заявления об увеличении заявленных исковых требований от 31.05.2022 года в общем размере 8000 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от 27.01.2022 года, договором об оказании юридических услуг от 19.05.2022 года, кассовым чеком от 27.01.2022 года на сумму 5000 рублей, кассовым чеком от 19.05.2022 года на сумму 3000 рублей,

Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд отмечает характер заявленного требования, с учетом разъяснений, приведенных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» и считает разумными расходы истца за составление двух исковых заявлений на общую сумму 8000 рублей, доказательств чрезмерности заявленных к взысканию судебных расходов ответчиком не представлено.

В соответствии с абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при частичном удовлетворении заявленных требований не может быть применено правило о пропорциональном распределении судебных издержек согласно размеру удовлетворенных требований, так как заявленные по настоящему гражданскому делу исковые требования об обязании включении периодов в страховой стаж не являются исковыми требованиями подлежащими оценке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ляшко Тамары Александровны к Государственному Учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому края о признании незаконным решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о взыскании сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> (ОГРН , , КПП ) в пользу Ляшко Тамары Александровны ДД.ММ.ГГГГ, страховой номер индивидуального лицевого счета , денежные средства в размере 5585 рублей 74 копейки, судебные расходы за составление исковых заявлений в размере 8000 рублей.

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения.

Председательствующий: судья А.А. Швайгерт

2-136/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ляшко Тамара Александровна
Ответчики
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда РФ по Красноярского края
Суд
Краснотуранский районный суд Красноярского края
Судья
Швайгерт Андрей Александрович
Дело на странице суда
krastur.krk.sudrf.ru
28.03.2022Регистрация административного искового заявления
28.03.2022Передача материалов судье
31.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
13.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее