Судья Гаврилова Т.Н. дело № 33-2365/2022
дело № 2-1089/2022 (УИД 12RS0008-01-2022-001587-45)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 10 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Гринюк М.А. и Скворцовой О.В.,
при секретаре Цепелевой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от
4 июля 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Леонова С. И. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Леоновым С. И. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Леонов С.И. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГАУ «Росжилкомплекс») о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>.
В обоснование иска указано, что спорное жилое помещение было предоставлено матери истца на основании ордера <№> от 24 декабря 1974 года, выданного КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа Министерства обороны СССР, в связи с осуществлением трудовой деятельности в войсковой части <№>. В настоящее время в квартире проживает истец, лица, включенные в ордер на жилое помещение, умерли. Ответчик в передаче истцу указанного жилого помещения в порядке приватизации отказал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы указывается, что спорное жилое помещение предоставлено ФИО1 в качестве служебного. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Кроме того, судом не исследован вопрос об основаниях вселения истца в спорное жилое помещение. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие родственные отношения между ФИО1 и истцом.
В возражениях на апелляционную жалобу Леонов С.И. приводит доводы в поддержку принятого решения, просит его оставить без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации просит вынести судебный акт в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от
4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 приведенного Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная, федеральная или муниципальная) приватизации не подлежат. К числу исключений относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Расширительному толкованию этот перечень не подлежит.
Согласно статье 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, предоставлено ФИО1 на состав семьи из трех человек, включающий сына - Леонова С.И., матери - ФИО2 на основании ордера <№>, выданного КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа Министерства обороны СССР от 24 декабря 1974 года (л.д. 4).
В данном жилом помещении зарегистрирован истец Леонов С.И.
ФИО1 (после регистрации <дата> брака <...>) умерла <дата>, ФИО2 – <дата>.
Имея намерение приобрести указанное жилое помещение в собственность в порядке приватизации, истец обратился к ответчику, на что получил отказ.
Ранее истец в приватизации жилых помещений участия не принимал. Сведения о том, что спорное жилое помещение находится в аварийном состоянии, в материалах дела отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем жилого помещения с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, площадью 30,6 кв.м, является Российская Федерация, оно находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» с 24 ноября 2021 года на основании приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ <№> от 28 июля 2021 года.
Согласно ответу ФГАУ «Росжилкомплекс» от 24 июня 2022 года сведениями об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилому фонду Минобороны России не располагает.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В подпункте «м» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Исходя из положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества» при принятии решения об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда должно быть приложено соответствующее свидетельство о государственной регистрации прав. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к служебным жилым помещениям в установленном законом порядке. Из ордера <№> от 24 декабря 1974 года, выданного КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа Министерства обороны СССР, не следует, что он был выдан на служебное жилое помещение. Кроме того, в нем нет ссылки на решение уполномоченного органа о том, что жилое помещение предоставляется именно в качестве служебного. Сведения об отнесении занимаемой истцом квартиры к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года № 349-р внесены изменения в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Подраздел «Республика Марий Эл» исключен из данного перечня.
В связи с изданием указанного распоряжения п. Сурок Медведевского района Республики Марий Эл утратил статус закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации.
Отсутствие же заключенного в письменной форме с соблюдением положений статей 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договора социального найма, не может препятствовать осуществлению Леоновым С.И. прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма государственного жилищного фонда, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченным органом этого документа (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 января 2016 года № 64-КГ15-6).
С учетом вышеуказанных обстоятельств, учитывая, что требований о прекращении с истцом договора найма жилого помещения и о выселении ответчиком никогда не предъявлялось, суд пришел к правильному выводу о том, что спорное жилое помещение не является служебным и не находится в домах закрытых военных городков, поэтому может быть приобретено истцом в собственность в порядке приватизации, поскольку к возникшим между сторонами отношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие родственные отношения между ФИО1 и истцом, не состоятельна. В материалах дела имеется свидетельство о рождении истца, подтверждающее, что Леонов С.И. является сыном ФИО1 (л.д. 7).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, исходя из приведенного правового регулирования, верно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы правильность сделанного судом вывода не опровергают, основаны на ином толковании норм материального права и иной оценке обстоятельств дела, для чего судебная коллегия оснований не находит.
Таким образом, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 4 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи М.А. Гринюк
О.В. Скворцова
апелляционное определение составлено в окончательной форме 11 ноября 2022 года