66RS0024-01-2022-002454-96 Дело № 33-8880/2024 (2-79/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Кучеровой Р.В., |
судей |
Орловой Е.Г., |
Хайровой Г.С., |
при помощнике судьи Нургалиевой Р.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании 14.06.2024 гражданское дело по иску Мориной Ирины Леонидовны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Свердловской области о взыскании компенсации морального вреда в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование по апелляционной жалобе истца на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 13.03.2023.
Заслушав доклад судьи Хайровой Г.С., объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, судебная коллегия
установила:
Морина И.Л. обратилась в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Свердловской области о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 000 рублей в порядке реабилитации за незаконное уголовное преследование.
В обоснование заявленного требования истец указала, что приговором Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 21.02.2020 она признана невиновной по предъявленному ей обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации. Впоследствии оправдана в связи с непричастностью к совершению преступления и на основании этого за ней признано право на реабилитацию. Постановлением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 21.05.2021, которое апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 22.09.2021 оставлено без изменения, уголовное дело в отношении Мориной И.Л. прекращено в связи с непричастностью к совершению преступления.
На основании данной статьи истец была арестована 21.02.2020. По категориям ч. 4 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации относится к «тяжким» преступлениям. Истец ссылается на то, что она была заключена под стражу в зале судебного заседания 21.02.2020 при вынесении приговора Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга и только 20.07.2020 мера пресечения в отношении неё была отменена. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда указанный приговор отменен, уголовное дело направлено на новое рассмотрение.
Морина И.Л. испытывала нравственные страдания на протяжении всего срока предварительного и судебного следствия, были распространены порочащие сведения о ее преступной деятельности, что умаляло её честь, достоинство, доброе имя. Проведение следственных действий (обыски, выемки) на рабочем месте, по месту её проживания в день рождения её старшего сына и по месту проживания её пожилой матери ввели её в стрессовое состояние. Утрата дней, в течение которых продолжались все эти процедуры, лишили её возможности жить и работать в обычном, привычном режиме и эта утрата невосполнима, учитывая возраст и состояние здоровья Мориной И.Л. Находясь в непривычных для себя условиях, испытала стрессовое состояние, испытала крайне негативное отношение, граничащее с унижением личности и достоинства гражданина, со стороны следственных органов.
Так же просила принять во внимание её стрессовое состояние на протяжении всего периода содержания под стражей, который составил с 21.02.2020 по 20.07.2020. Во время нахождения в СИЗО-5 она подвергалась постоянному ежедневному унижению: раздевание до гола, ежедневные личные обыски в камерах. В камере было холодно, истец была вынуждена спать в верхней одежде. В СИЗО-5 имеется магазин, в котором продавались фрукты и овощи, однако данные продукты ей ни разу не продавались и не передавались, не смотря на то, что она их заказывала постоянно. Кроме того, после освобождения ей стало известно, что на её счет поступали денежные средства от ее родственников, однако сотрудники СИЗО ей поясняли, что на счете указанных денежных средств нет, по причине отсутствия в камерах холодильников она была лишена возможности употреблять молочные и кисломолочные продукты, фрукты, в связи с чем она не получала витамины. При содержании в СИЗО – 6 она в свой адрес от сотрудников слышала постоянную грубость и хамство. Более того, следователь объявлял Морину И.Л. в розыск, несмотря на то, что она не скрывалась и в этот период приходила на прием к его непосредственному руководителю с письменными жалобами на систематическое нарушение её законных прав, при этом проходила мимо кабинета следователя ( / / )7 и через дежурную часть, где у нее проверяли удостоверяющие личность документы. Нервное напряжение привело к проблемам в семье, так 22.12.2017 между Мориной И.Л. и Мориным Д.Г. брак был расторгнут. Полученная моральная травма сказывается до сих пор на её психологическом здоровье.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 13.03.2023 исковые требования удовлетворены частично. Суд постановил взыскать с Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российский Федерации в пользу Мориной И.Л. компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей, судебные расходы в размере 20000 рублей.
Истцом подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 13.03.2023 изменить, увеличить размер компенсации морального вреда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21.09.2023 решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 13.03.2023 в размере компенсации морального вреда изменено, размер компенсации морального вреда увеличен до 400000 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21.09.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Оспаривая законность и обоснованность решение, истец в апелляционной жалобе указывает, что судом не полно исследованы обстоятельства дела, не всем доказательствам дана надлежащая оценка, выводы суда не соответствуют обстоятельствам по делу. Решение суда в части удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 рублей не мотивировано.
Прокурором г. Верхняя Пышма Свердловской области представлены возражения на апелляционную жалобу истца, в которых указано, что решение суда является законным и обоснованным, не подлежит отмене по доводам жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец, представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика, представители третьих лиц в судебном заседании суда апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать.
Заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 133 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации не ограничивает возможность получения лицом возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, только случаями реабилитации подозреваемого или обвиняемого (часть вторая), а предусматривает и то, что вопросы, связанные с возмещением вреда в иных случаях, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства (часть пятая статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно пункту 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с частью 2 статьи 136 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Установив, что в отношении истца имело место необоснованное уголовное преследование, суд в соответствии с вышеприведенными нормами права пришел к верному выводу, о том, что действиями государства истцу причинен моральный вред, и что вред, связанный с уголовным преследованием, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, определяя размер компенсации морального вреда, суд не в полной мере принял во внимание конкретные обстоятельства дела.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Из материалов гражданского дела следует, что на основании постановления следователя отдела №12 СУ МВД России по г. Екатеринбургу 19.11.2016 в отношении Мориной И.Л. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Приговором Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 21.02.2020 Морина И.Л. осуждена по ч. 4 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации к 6 годам лишения свободы, взята под стражу из зала суда.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 20.07.2020 приговор суда отменен, мера пресечения в отношении Мориной И.Л. отменена, из под стражи истец освобождена.
Постановлением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 21.05.2021 уголовное дело в отношении Мориной И.Л. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с непричастностью Мориной И.Л. к совершению преступления, за ней признано право на реабилитацию.
Продолжительность расследования и рассмотрения уголовного дела в суде в целом составила период с 19.11.2016 по 21.05.2021, то есть 4 года и 5 месяцев, период содержания под стражей – 150 дней.
При определении размера компенсации морального вреда суд не учел наличие у истца нравственных страданий, связанных с утратой социальных связей, отсутствием возможности длительное время общаться с семьей в связи с нахождением в изоляции от общества (в течение 150 дней) в период проведения предварительного следствия.
Кроме того, при определении размера компенсации морального вреда суд оставил без внимания личность Мориной И.Л., которая ранее никогда не привлекалась к уголовной ответственности, являлась добропорядочным членом общества, работала, в связи с чем незаконное привлечение его к уголовной ответственности за особо тяжкое преступление и длительное нахождение под стражей явилось существенным психотравмирующим фактором.
Также судебная коллегия считает необходимым принять во внимание количество следственных действий, проведенных уполномоченными органами в отношении истца, причинение ущерба деловой репутации, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, истцу безусловно причинены нравственные страдания, связанные с указанным уголовным преследованием.
Относительно доводов истца о физических страданиях судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.
В материалах дела имеется ответ из ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, согласно которому Морина И.Л., .... За период нахождения Мориной И.Л. в СИЗО-6 обращений за медицинской помощью зарегистрировано не было. По прибытию Морина И.Л. была осмотрена врачом. 21.07.2020 Морина И.Л. освобождена из СИЗО-6 в удовлетворительном состоянии здоровья. На момент освобождения жалоб не предъявляла, в оказании неотложной медицинской помощи не нуждалась. Медицинская помощь и лечение Мориной И.Л. было оказано в полном объеме, в соответствии с требованиями Приказа Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
Из данных материалов дела следует, что указанные истцом заболевания не находятся в причинно-следственной связи с нахождением под стражей. При этом, судебная коллегия считает необходимым принять во внимание, что нахождение под стражей и в состоянии уголовного преследования ставит человека в состояние нервного напряжения, что неизбежно приходит к ухудшению самочувствия.
Принимая во внимание длительность и обстоятельства уголовного преследования, тяжесть инкриминируемого преступления, меру пресечения, ее срок, количество следственных действий, распространение информации об уголовном преследовании, личность истца, отсутствие судимости, распад семьи, наличие детей, степень нравственных и физических страданий, судебная коллегия приходит к выводу о возможности взыскания компенсации морального вреда в размере 1760000 рублей (2000 рублей за один день содержания под стражей, 1000 рублей за один день уголовного преследования без меры пресечения).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 13.03.2023 в части размера компенсации морального вреда изменить, указав на взыскание с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мориной Ирины Леонидовны компенсации морального вреда в размере 1760000 рублей.
В остальной части решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 13.03.2023 оставить без изменения.
Председательствующий Р.В. Кучерова
Судьи Е.Г. Орлова
Г.С. Хайрова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.06.2024