Решение по делу № 2-4385/2021 от 05.07.2021

Мотивированное решение суда изготовлено 25.10.2021г.

Дело № 2-4385/2021

25RS0001-01-2020-005643-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года Ленинский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи Тарбеевой В.Ю.,

при секретаре - помощнике Костюк З.В.,

с участием истца ФИО2 и ее ФИО1 по устному ходатайству ФИО4,

представителя Администрации г.Владивостока ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2

к Администрации г. Владивостока, Правительству Приморского края,

третье лицо - Министерство Образования Приморского края,

о признании права на предоставление на территории Владивостокского городского округа благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда; включении в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владивостокского городского округа; предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец, оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, обратилась, первоначально, в суд с иском к Администрации г. Владивостока и Правительству ПК с исковыми требованиями о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории ВГО и обязании внести изменения в сводный список детей-сирот, указав в обоснование, что она зарегистрирована по месту пребывания и проживает по адресу: <адрес>. Решением Советского районного суда г.Владивостока от 31.08.2020г. установлен юридический факт ее проживание в г.Владивостоке. Распоряжением администрации г. Владивостока № 37-р от 17.02.2015 она принята на специализированный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилья и включена в список лиц, принятых на специализированный учет для получения жилья в Ольгинском муниципальном районе Приморского края из специализированного жилищного фонда, как относящаяся к категории детей-сирот, не являющихся нанимателем и членом семьи нанимателя, не являющийся собственником жилых помещений на территории РФ. До настоящего времени она не обеспечена жильем. С 2018 года она постоянно проживает и работает в ВДЦ Океан, расположенном в г.Владивостоке. Полагает, что в нарушение Закона ПК №433-КЗ от 24.12.2018г. Правительство ПК не разработало механизм перевода детей-сирот из одного района ПК в другой в связи с постоянным проживанием в ином районе ПК, не совпадающем с районом постановки и включения в Сводный список. Она с 2018 года не проживает в Ольгинском районе ПК и не намерена там проживать в будущем, однако, ответчики отказали в ее досудебном требовании предоставить ей жилое помещение по договору соцнайма специализированного жилья на территории г.Владивостока.

В связи с указанным, просила суд возложить на ответчика Администрацию г.Владивостока обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, в черте г. Владивостока. На соответчика Правительство ПК просила возложить обязанность внести изменения в сводный список детей-сирот.. . указав местом обеспечения истицы жилым помещением Советский район ВГО, а не Ольгинский муниципальный район ПК.

В судебном заседании 12.10.2021г. судом в качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство Образования Приморского края.

В судебном заседании истец и ее представитель по устному ходатайству заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, дополнительно, на вопросы участников процесса пояснили, что истица работает уже несколько лет в ВДЦ Океан и проживает постоянно там же в общежитии лагеря. В Ольгинском районе ПК она оказалась не по своей воле, а была помещена органом опеки и попечительства, и им же включена в сводный список. В собственности она не имеет никакого жилья, не собирается изменить город проживания и просит обеспечить ее жильем в г.Владивостоке. Полагали, что факт отсутствия в законе механизма перевода из одного района ПК в другой в связи с постоянным проживанием в другом районе. Кроме того, решением Советского районного суда г.Владивостока установлен факт постоянного проживания истицы в г.Владивостоке, в Советском районе, однако, на включении в сводный список именно по Советскому району г.Владивостока истица и ее представитель не настаивали. В нарушение требований законодательства до настоящего времени истец жильем не обеспечена.

Представитель Администрации г.Владивостока в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась; представила письменный отзыв, на доводах которого настаивала, пояснила, что истица включена в сводный список детей-сирот органом опеки и попечительства по Ольгинскому району ПК. В г.Владивостоке истица проживает с 2020г.

Представитель Правительства Приморского края в судебном заседании не присутствовал; направил письменный отзыв, в котором указал, что обязанность по предоставлении истцу специализированного жилого помещения возложена законом на Администрацию г. Владивостока, а механизм перевода из одного района ПК в другой законом не предусмотрен.

Представитель Министерства образования ПК в судебном заседании не присутствовал; о дате слушания извещался неоднократно должным образом; о причинах неявки суду не сообщал; никаких ходатайств в суд не направлял.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения участников процесса, в силу ст.113-117,167 ГПК РФ, суд полагает всех участников надлежащим образом извещенными о дате слушания дела и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Выслушав истца и ее представителя по устному ходатайству, представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд полагает собранные и представленные доказательства в силу ст.ст.56-69 ГПК РФ, допустимыми и достаточными для принятия решения по делу; приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории ВГО регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 года №433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".

В соответствии со ст.5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.

Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Владивостокский городской округ (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ). Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018 № 433-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».

Статьей 3 Закона Приморского края от 24.12.2018 № 433-K3 предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.

В силу ст. 10 этого Закона, лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2019, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.

Судом установлено, подтверждается представленными письменными доказательствами, признанными судом относимыми и допустимыми в силу ст.ст.56,60,62,67-69 ГПК РФ, что истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда не является.

Справкой о регистрации по месту пребывания подтверждается, что истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (общ.), с 11.06.2020г. по 11.06.2023 г. Ранее истица была зарегистрирована с 05.04.2019г. по тому же адресу в ком.931.

Согласно справки ФГБОУ ВДЦ Океан от 17.09.2021г., истица ФИО2 работает в указанном учреждении вожатым дружины "Бригантина" с 01.11.2018г. по настоящее время.

Из справки от 07.09.2021г. за №88 установлено, что истица обучается в КГА ПОУ Приморский политехнический колледж по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта на заочном отделении с 03.12.2020г., приказ о зачислении №63.

Распоряжением администрации г. Владивостока (Отдела опеки и попечительства) от 17.02.2015г. за №37-Р истица ФИО2 принята на специализированный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилья и включена в список лиц, принятых на специализированный учет для получения жилья из Специализированного жилищного Фонда, как относящийся к категории детей-сирот, не являющийся нанимателем и членом семьи нанимателя, не являющийся собственником жилых помещений на территории РФ и закреплена на территории по Ольгинскому району Приморского края, по месту проживания в семье опекуна.

Решением Советского районного суда г. Владивостока от 31.08.2020г. по заявлению ФИО2 об установлении юридического факта, судом установлено, что истица с 01.11.2018г. по 31.08.2020г. проживает в г.Владивостоке.

Статья 4 Закона Приморского края от 12.02.2013 № 168-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края», действовавшего на момент принятия распоряжения о включении истца в список, предусматривала, что принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на специализированный жилищный учет осуществляется по месту их жительства территориальными отделами опеки и попечительства по соответствующим муниципальным образованиям Приморского края уполномоченного органа исполнительной власти Приморского края в сфере образования по достижении указанными лицами возраста 14 лет на основании заявлений их законных представителей.

С 01.01.2019 вступил в силу Закон Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», в соответствии с которым органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд, предназначенный для проживания детей-сирот, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и т.д.

В соответствии с частями 3, 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 267- ФЗ, частью 1 статьи 2 Закона Приморского края № 433-КЗ Министерство образования и науки Приморского края формирует список в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

При таких обстоятельствах, поскольку истец включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Ольгинского муниципального района, принимая во внимание положения ч. 34 ст. 3 Закона Приморского края № 412-КЗ, обязанность по обеспечению истицы жилым помещением может быть возложена только на орган местного самоуправления - администрацию Ольгинского муниципального района Приморского края и только на территории Ольгинского муниципального образования; оснований для повторного включения истицы в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владивостокского городского округа, не имеется.

Вышеперечисленными нормами так же не предусмотрена процедура исключения из списка по одному муниципальному образованию в пределах одного субъекта Российской Федерации и включение по другому муниципальному образованию в пределах этого же субъекта в связи с изменением места жительства.

Законность включения ФИО2 в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением по Ольгинскому муниципальному району ПК не оспорена. Доводы истицы о ее нуждаемости в жилом помещении на территории города Владивостока суд полагает необоснованными, поскольку обучение ФИО2 на заочном отделении Приморского политехнического колледжа с декабря 2020г., а так же регистрация по месту пребывания (временная) в общежитии ВДЦ Океан по месту ее работы не является основанием для обеспечения специализированным жильем на территории Владивостокского городского округа.

По смыслу п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям сиротам, федеральным законодателем, названо место жительства этих лиц. Указанная позиция изложена в разъяснениях, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г

Судом установлено, не оспаривалось участниками процесса, подтверждено материалами дела, что истица включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Ольгинского муниципального района Приморского края.

То обстоятельство, что ФИО2 обучается в КГА ПОУ Приморский политехнический колледж на заочном отделении с 03.12.2020г., проживает в общежитии ВДЦ Океан по адресу: <адрес>В <адрес> по месту пребывания на период с 11.06.2020г. по 11.06.2023г., по месту работы в ВДЦ Океан в должности вожатой, не свидетельствуют о том, что указанный адрес является постоянным местом жительства ФИО2 Указанный адрес подтвержден в качестве места пребывания истицы, ее проживание в общежитии носит временный характер.

Доказательства обращения истицы в администрацию Ольгинского муниципального района Приморского края с заявлением об исключении ее из списка либо о переводе в список лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением во Владивостокском городском округе, а также о постановке на учет как лица, нуждающегося в специализированном жилом помещении во Владивостокском городском округе, в деле отсутствуют. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривает обязанности органов местного самоуправления муниципального образования по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, проживающих на территории другого муниципального образования

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,167, 192-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования ФИО2 к Администрации г. Владивостока, Правительству Приморского края, третье лицо - Министерство Образования Приморского края, Владивостока о признании права на предоставление на территории Владивостокского городского округа благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда; включении в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владивостокского городского округа; предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

                Судья:                                                                            Тарбеева В.Ю.

2-4385/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозова Диана Александровна
Ответчики
Администрация ВГО
Администрация Приморского края
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Тарбеева Виктория Юрьевна
Дело на странице суда
leninsky.prm.sudrf.ru
05.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2021Подготовка дела (собеседование)
06.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.08.2021Предварительное судебное заседание
12.10.2021Предварительное судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее