Решение по делу № 2а-648/2020 от 17.01.2020

Дело № 2а-648/2020

64RS0045-01-2019-003901-76

Решение

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Избаш М.В.,

при секретаре Абакарове И.М.,

с участием представителя административного истца Животикова А.О., представителя административного ответчика Косаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черниенко Н.Г. к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица – Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова, о признании незаконным постановления администрации, возложении обязанности рассмотреть заявление повторно,

установил:

Черниенко Н.Г. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание (кафе) площадью 404,5 кв.м, инвентарный ; нежилое здание площадью 150,8 кв.м, инвентарный ; нежилое здание (сарай) площадью 39,1 кв.м, условный . Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030229:59 площадью 560 кв.м по адресу: <адрес>, в Кировском районе. Черниенко Н.Г. обратилась в уполномоченный орган для приобретения права собственности на указанный земельный участок. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13.06.2019 г. Черниенко Н.Г. было отказано. Основанием для отказа послужило то основание, что рассматриваемый земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования

Согласно фрагменту Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280, рассматриваемый земельный участок полностью отнесен к территориальной зоне ОД-2 (зоне многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров обслуживания). Вид разрешенного использования «Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)» является основным для территориальной зоны ОД-2.

В соответствии с ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования. В данном случае красные линии центрального планировочного района г. Саратова обозначают планируемую территорию общего пользования.

Фактическое отсутствие существующих объектов общего пользования на рассматриваемом земельном участке подтверждено заключением кадастрового инженера.

Часть земельного участка, которая отнесена к планируемой территории общего пользования занята нежилым зданием кафе.

В процессе эксплуатации данное здание реконструировалось. Реконструкция проводилась на основании соответствующего разрешения от 24.10.2007 № RU-64-413. После проведения строительных работ было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RU 64304000-34. Проектная документация утверждена представителями комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» за № 229-2007. В связи с чем, административный истец считает постановление администрации незаконным.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства и нормы действующего законодательства, Черниенко Н.Г. просит признать незаконным постановление администрации от 13 июня 2019 года и обязать администрацию повторно рассмотреть соответствующее заявление.

Черниенко Н.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца Животиков А.О., в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Косарева С.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований Черниенко Н.Г. по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд в известность не поставили.

Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.

Вместе с тем в соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Статьей 39.16 Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В частности, в соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11 ЗК РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).

П. 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что Черниенко Н.Г. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание (кафе) площадью 404,5 кв.м, инвентарный ; нежилое здание площадью 150,8 кв.м, инвентарный ; нежилое здание (сарай) площадью 39,1 кв.м, условный (л.д. 16-17).

Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030229:59 площадью 560 кв.м по адресу: <адрес>, в Кировском районе.

Черниенко Н.Г. обратилась в уполномоченный орган для приобретения права собственности на указанный земельный участок. Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13.06.2019 г. Черниенко Н.Г. было отказано. Основанием для отказа послужило то основание, что рассматриваемый земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования (л.д. 11).

Из представленных материалов также следует, что часть земельного участка, которая отнесена к планируемой территории общего пользования занята нежилым зданием кафе.

В процессе эксплуатации данное здание реконструировалось. Реконструкция проводилась на основании соответствующего разрешения от 24.10.2007 № RU-64-413. После проведения строительных работ было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RU 64304000-34. Проектная документация утверждена представителями комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» за № 229-2007 (л.д. 18-19).

Согласно Фрагменту Правил землепользования и застройки муниципальног образования «Город Саратов», рассматриваемый земельный участок полность отнесен к территориальной зоне ОД-2 (зоне многофункциональной общественна деловой застройки локальных центров обслуживания)

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 и планом красных линий Центрального планировочного района города, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.06.2000 года № 460471 часть рассматриваемого земельного участка расположена в красных линиях обозначающих территорию общего пользования и занимает часть пешеходной зоны улицы Танкистов, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования утвержденной в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», письмом комитета по градостроительству и архитектуре от 31.05.2019 № 01-23/29/1940 и скриншотом Яндекс карты (л.д. 70-71, 87-88)

Согласно ответа комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» решением Саратовской областной Думы от 31.01.2018 № 29-223 утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Саратов», п. 3 раздела 1 которого определены виды, наименования планируемых для размещения объектов местного значения муниципального образования «Город Саратов».

Согласно Карте планируемого размещения объектов физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения и иных объектов в связи с решением вопросов местного значения, утвержденной в составе Генерального плана (раздел 5), размещение объектов местного значения на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030229:59, расположенном по адресу: <адрес>, не запланировано (л.д. 78).

Согласно ч. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (ч. 3
ст. 23 ГрК РФ).

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Границы территориальных зон могут устанавливаться в том числе по красным линиям (п. 2 ч. 2 ст. 34 ГрК РФ).

Системное толкование положений ч. 3 ст. 9, ч.ч. 9, 10ст. 31, п.1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ позволяет сделать вывод об установлении принципа первичности генерального плана муниципальных образований перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий муниципальных образований и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию развития муниципального образования и условия формирования среды жизнедеятельности.

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГрК РФ). Как следует из п. 11 ст. 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п.п. 18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-О).

Таким образом, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного вп. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с
ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).

Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (п.п. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 43 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 12 ст.85 ЗК РФ и ч. 12 ст. 1 ГрК РФ запрет на приватизацию установлен для тех земельных участков, которые уже заняты объектами общего пользования.

Как указал Верховный суд РФ в определении от 27.10.2009 № 11 - В09-19 данная норма не допускает приватизации земельных участков обще пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильны: дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами другими объектами общего пользования.

При расмотении данного дела судом установлено, что каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке имеется.

В пределах территории на которой расположен рассматриваемый земельный участок территория общего пользования установлена решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» и Решением Саратовской городской Думы от 29.06.2000 года № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного район города».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ территориальные зоны Правил землепользования и застройки установлены, в том числе, с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Вид разрешенного использования «Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)» является основным для территориальной зоны ОД-2.

В соответствии с частью 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

В данном случае красные линии центрального планировочного района города Саратова обозначают планируемую территорию общего пользования.

Фактическое отсутствие существующих объектов общего пользования на рассматриваемом земельном участке подтверждено заключением кадастрового инженера, представленного истцом.

Часть земельного участка, которая отнесена к планируемой территории общего пользования занята нежилым зданием кафе, в процессе эксплуатации данное здание реконструировалось.

Реконструкция проводилась на основании соответствующего разрешения от 24.10.2007 №RU- 64-413.

После проведения строительных работ было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RU 64304000-34.

Проектная документация утверждена представителями комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» за № 229-2007.

Объекты недвижимости являются собственностью истца.

Указанные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались и не опровергались.

При изложенных обстоятельствах, применительно к ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление принято в рамках предоставленных администрации законом компетенции, порядок принятия оспариваемого акта соблюден, однако оснований для принятия оспариваемого акта не имелось. Также, исследовав все представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть соответствующее заявление истца.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Черниенко Н.Г. о признании вышеуказанного постановления незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Черниенко Н.Г. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным постановление администрации от 13 июня 2019 года № 1028, возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть соответствующее заявление.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд городаСаратова.

Срок составления мотивированного решения – 17 февраля 2020 года.

Судья М.В. Избаш

2а-648/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Черниенко Нина Григорьевна
Ответчики
Администрация МО "Город Саратов"
Другие
Комитет по управлению имуществом города Саратова
Мертикова Анастасия Витальевна
Лавриновская Анна Владимировна
Полянский Георгий Юрьевич
Комитет по градостроительству, рхитектуре и капитальному строительству адмнистрации МО "Город Саратов"
Уманец Иван Иванович
Животиков Андрей Олегович
Комитет по архитектуре администрации МО "Город Саратов"
Медведева Анастасия Андреевна
Косарева Светлана Владимировна
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Избаш Марина Владимировна
Дело на странице суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
17.01.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.01.2020Передача материалов судье
21.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Судебное заседание
14.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее