Дело №2-1119/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Малковой И.С.
при секретаре Чильчиновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бунькова ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Буньков Ю.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, в размере 1000000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подвергся незаконному уголовному преследованию, ДД.ММ.ГГГГ возбужденное в отношении него уголовное дело по ч.4 ст.150 УК РФ прекращено в связи с отсутствием состава преступления. В связи с необоснованным уголовным преследованием перенес нравственные страдания, переживал, что будет отправлен в места лишения свободы.
Определением суда от 26.03.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В судебное заседание Буньков Ю.И. не явился, содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай, извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Балина И.В. в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения по существу заявленных требований.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно материалам дела, приговором Майминского районного суда Республики Алтай от 10.07.2002 г. Буньков А.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 158 ч.2 п.п. «а, в, г», 150 ч.4 УК РФ, ему назначено наказание по ст.158 ч.2 п.п. «а, в, г» УК РФ в виде 2 лет лишения свободы без штрафа, по ст. 150 ч.4 УК РФ в виде 5 лет лишения свободы, на основании ст.69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа. Приговором постановлено меру пресечения Бунькову Ю.И. – заключение под стражу изменить, освободить из-под стражи в зале суда немедленно, изменив на подписку о невыезде.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай от 12.08.2002 г. указанный приговор в отношении Бунькова Ю.И. в части осуждения по ст.150 ч.4 УК РФ отменен, дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, из резолютивной части приговора исключено указание о назначении Бунькову Ю.И. наказания по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч.3 УК РФ. Определено считать Бунькова Ю.И. осужденным по ст. 158 ч.2 пп «а, в, г» УК РФ к 2 годам лишения свободы в соответствии со ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 4 года.
Из ответа Майминского районного суда Республики Алтай на запрос суда о предоставлении уголовного дела в отношении Бунькова Ю.И. следует, что дело №1-120/2002 в отношении Бунькова Ю.И. выделено к уничтожению в 2015 году, внесено в акт №3 от 26.10.2015 г.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В этих случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган (ст. 1071 ГК РФ).
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен ст.ст. 133-139, 397, 399 УПК РФ, из содержания которых следует, что право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований. При этом установлено, что иски о компенсации причиненного морального вреда в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ст. 136 УПК РФ).
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина. Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Таким образом, из приведенных положений ГК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что причинение гражданину морального вреда в случаях его незаконного уголовного преследования предполагается и доказыванию подлежит лишь размер компенсации этого вреда, так как в соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В связи с изложенным, учитывая, что доводы истца о незаконном привлечении к уголовной ответственности по ч.4 ст. 150 УК РФ нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, у Бунькова Ю.И. возникло право на реабилитацию, предусмотренное ч. 2 ст. 133 УПК РФ и включающее в себя право на устранение последствий морального вреда, причиненного такими действиями (ч. 1 ст. 133 УПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 г. №17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих реабилитацию в уголовном производстве», при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе, продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
При этом обязанность по соблюдению предусмотренных законом требований разумности и справедливости должна обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата компенсации морального вреда одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает, что Буньков Ю.И. обвинялся в совершении тяжкого преступления, период времени незаконного уголовного преследования, применение к истцу мер пресечения в виде заключения под стражу и подписки о невыезде.
Кроме того, во внимание принимается, что уголовное преследование в отношении Бунькова Ю.И. осуществлялось в рамках одного уголовного дела по двум составам преступлений, истец оказался непричастным к совершению только одного их них, следовательно, примененные к нему меры пресечения были обусловлены уголовным преследованием в целом, а не связывались именно с обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 150 УК РФ.
Учитывая вышеизложенное, а также степень перенесенных Буньковым Ю.И. нравственных страданий, суд определяет компенсацию морального вреда в размере 12000 рублей, что позволит, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Компенсация морального вреда в заявленном истцом размере 1000000 рублей является чрезмерной, не соответствующей требованиям разумности и справедливости, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований в остальной части в размере 988000 рублей (1000000-12000=988000).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Бунькова ФИО1 о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Бунькова ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 12000 рублей.
Отказать в удовлетворении исковых требований Бунькова ФИО1 о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 988000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.05.2018 г.
Судья И.С. Малкова