Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего Моисеенко Н.С.
при секретаре судебных заседаний Русиновой К.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Попова А. С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении направить документы на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Попов А.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, (далее - УФСИН России по АО), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН) о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении направить документы на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявление о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 12 лет 10 месяцев 24 дня. ДД.ММ.ГГГГ комиссия УФИН России по АО приняла решение о направлении его документов на постановку на учет для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия ФСИН решила отказать ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, в связи с ухудшением им и его сыном жилищных условий. Полагает, что решения ответчиков являются незаконными и несоответствующими действующему законодательству. Просит признать за ним право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи рапорта с ДД.ММ.ГГГГ в порядке очередности, признать незаконным решение ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организации ФСИН России, учреждений, непосредственного подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно - исполнительной системы, проходящих службы в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении УФСИН России по АО направить документы на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ФСИН России поставить его на учет для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ в порядке очередности.
Истец Попов А.С. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.
Представитель ответчиков УФСИН России по АО, ФСИН Дмитриев В.А., действовавший на основании доверенностей, с заявленным требованиями не согласился, указав на их необоснованность.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ майор внутренней службы Попов А.С. начальник оперативного отдела <данные изъяты> с рапортом с приложением необходимых документов в комиссию УФСИН России по АО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи четыре человека (Попов А.С., Попов О.Ю. (супруга), Попов К.А. (сын), Попов В.А. (сын).
Согласно справке Федерального казенного учреждения Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет Попова А.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 12 лет 10 месяцев 00 дней, в льготном исчислении 18 лет 03 месяца 01 день.
Из выписки из протокола № комиссии УФСИН России по АО по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам, гражданам Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует направить документы Попова А.С. на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства.
Согласно выписки из протокола № комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организации ФСИН России, учреждений, непосредственного подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно - исполнительной системы, проходящих службы в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Попову А.С. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году, а также в рамках пункта 12 Правил, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, заявитель не представил информацию по детям, таким образом нет возможности установить факт ухудшения жилищных условий членом семьи заявителя.
Не согласившись с вышеуказанным решением ФСИН России, УФСИН по АО Попов А.С. обратился в суд с данным иском.
Разрешая требование истца о признании указанного решения незаконным, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ (далее - Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ определено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 23 названных Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 5,7 Правил заявление о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты рассматривается в течение трех месяцев со дня его подачи комиссионно, с принятием решения о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с наличием одного их условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо об отказе в постановке на указанный учет.
В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно - исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений органов уголовно - исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
комиссии образовательных организаций ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в образовательных организациях ФСИН России и их филиалах и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В силу пунктов 7, 7.1, 7.1.1, 7.1.2 данного Порядка комиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
Принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что комиссия ответчика является органом, уполномоченным принимать решения о постановке сотрудников и иных граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в постановке на такой учет и снятии с него.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЭ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец Попов А.С. со ДД.ММ.ГГГГ и сын Попов К.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, <адрес>, общей площадью 61,2 кв.м. Указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности Поповой Л.А. (матери истца).
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец Попов А.С. и сын Попов К.А. постоянно зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, <адрес>, общей площадью 48,3 кв.м., принадлежащем на праве собственности Сетковой О.Г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29 - АК № от ДД.ММ.ГГГГ, договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Попов А.С. и сын Попов К.А. были зарегистрированы по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, <адрес>, мкр. 1, <адрес>, общей площадью 43,5 кв.м., принадлежащем на праве собственности Куделину Д.С.
Супруга истца Попова О.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была постоянно зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, <адрес>, мкр. 1, <адрес>. Данное жилое помещение принадлежало на праве общей долевой собственности Юровой М.Ю. (матери супруги) и Куделину Д.С. (племяннику). На основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было продано. С ДД.ММ.ГГГГ Попова О.Ю. постоянно зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, <адрес>, мкр. 1, <адрес>, принадлежащем на праве собственности Куделину Д.С. (племяннику).
Сын истца Попов В.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) постоянно зарегистрирован по месту жительствав жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, <адрес>, мкр. 1, <адрес>, принадлежащем на праве собственности Куделину Д.С.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцом Поповым А.С. было совершено отчуждение 1/3 доли (17,53 кв.м.) в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, <адрес>, общей площадью 52,6 кв.м.
Довод истца о том, что его действия по отчуждению доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение имели место до вступления в силу Федерального Закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ, не может быть принят судом во внимание, поскольку сводится к иному толкованию закона.
Таким образом, поскольку положениями действующего законодательства, регулирующими порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Попова А.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении направить документы на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Попова А. С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении направить документы на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска в Архангельский областной суд.
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ