Дело № 2-458/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Юрья Кировской области 12 декабря 2018 года
Юрьянский районный суд Кировской области в составе:
председательствующей судьи Братухиной Е.А.,
с участием помощника прокурора Юрьянского района Козловой Е.В.
при секретаре Захаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к МО «Юрьянское городское поселение» в лице администрации МО «Юрьянское городское поселение» о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и устранении нарушении при содержании кладбищ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Юрьянского района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к МО «Юрьянское городское поселение» в лице администрации МО «Юрьянское городское поселение» о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и устранении нарушении при содержании кладбищ.
В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации МО «Юрьянского городского поселения» установлены нарушения ответчиком положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О погребении и похоронном деле», ГрК РФ, а также ст. 8 Устава МО «Юрьянское городское поселение», ответчиком не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. На учёте администрации Юрьянского городского поселения числится 2 муниципальных кладбища, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <№> и <№>. Земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 104518 кв.м расположен на территории Юрьянского городского поселения, поставлен на кадастровый учёт, его границы определены, право собственности на земельный участок не зарегистрировано. Земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 72568 кв. м расположен на территории Ивановского сельского поселения, поставлен на кадастровый учёт, право собственности зарегистрировано за МО «Ивановское сельское поселение» 17.09.2013. В 2005 году указанный земельный участок передан в оперативное управление МО «Юрьянское городское поселение». В нарушение СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории кладбищ отсутствуют площадки для сбора мусора с твёрдым покрытием, отсутствуют ограждения по периметру кладбищ, информационные стенды, содержащие сведения о названии кладбища, правила и режимы работы кладбищ, планы территории кладбища. В 2017, 2018 г.г. прокурором района в администрацию поселения вносились представления об устранении нарушений федерального законодательства при организации похоронного дела, однако нарушения в полном объёме не устранены.
С учётом уточнённых требований просит обязать ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбища, а именно в соответствии с утверждённым в установленном порядке проектом: осуществить планировку территории кладбищ, их благоустройство; произвести обваловку по всему периметру территории кладбищ; установить информационные стенды со схемами кладбищ и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общего пользования; установить урны для сбора мусора и оборудовать площадки с твёрдым покрытием для мусоросборников с подъездами к ним.
В судебном заседании помощник прокурора Козлова Е.В. уточнённые исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании указал на несогласие с уточнёнными исковыми требованиями. Пояснил, что на спорные кладбища отсутствуют проекты. Кладбище № 1 в пгт Юрья закрыто для свободного захоронения. Обваловку кладбищ произвести будет невозможно по техническим причинам, а также в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на указанные цели.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО «Ивановское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В судебном заседании 10.12.2018 указал на согласие с исковыми требованиями.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании ч. 2 ст. 18 указанного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно п. 22 ст. 8 Устава МО «Юрьянское городское поселение» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В судебном заседании установлено, что на учёте в администрации Юрьянского городского поселения числятся 2 кладбища, расположенные на земельных участках с кадастровым номером 43:38:280107:254 в границах Юрьянского городского поселения, переданное в муниципальную собственность МО «Юрьянское городское поселение» на основании постановления Правительства Кировской области от 30.05.2008 г. № 133/200, и с кадастровым номером 43:38:260113:610 в границах Ивановского сельского поселения, переданное в оперативное управление МО «Юрьянское городское поселение» на основании распоряжения главы Юрьянского района № 56-р от 02.02.2005.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
В силу п. 2 ст. 25, п. 1 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
На основании п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» лицам, взявшим на себя обязательства осуществить погребение умершего, гарантируется оказание специализированными службами на безвозмездной основе минимального перечня услуг по погребению: оформление документов, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела умершего на кладбище, погребение.
Согласно п. <данные изъяты> 1 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, специализированная служба по вопросам похоронного дела в МО «Юрьянское городское поселение» не создана.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, администрацией Юрьянского городского поселения 25.04.2018 принято постановление № 43, согласно которому специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Юрьянского городского поселения определяется по результатам открытого конкурса (л.д. 14). Также указанным постановлением утверждён Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Юрьянского городского поселения.
Согласно информации администрации Юрьянского городского поселения конкурс по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела, проведение которого было назначено на 15.06.2018 года, не состоялся по причине отсутствия поданных заявок на участие в нём (л.д. 57-58).
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, в настоящее время вновь объявлен конкурс по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно положениям Федерального закона № 131-ФЗ, на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг (п. 22 ч. 1 ст. 14).
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не содержит понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014: «специализированная служба по вопросам похоронного дела – это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших».
Из положений статей 9, 10 вышеупомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий, в том числе определяя лиц, к ведению которых будет относиться выполнение подобных обязанностей.
Отсутствие специализированной службы, действующей на территории МО «Юрьянское городское поселение», нарушает гарантированные законом социальные права жителей муниципального образования. Обязанность организации (определения) таких служб органами местного самоуправления муниципального образования предусмотрена приведёнными выше правовыми нормами. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в данной части и обязании ответчика создать (определить) специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Исследованные в судебном заседании доказательства, позволяют сделать вывод о том, что определенный прокурором срок для исполнения решения суда – в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, соответствует принципу разумности.
В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность в местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно п. 1.1 СанПиН 2.1.2882-11 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
В силу п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В ходе проведённой прокуратурой Юрьянского района проверки исполнения законодательства при организации похоронного дела выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе установлено, что на территории спорных кладбищ отсутствуют площадки с твёрдым покрытием для мусоросборников, информационные стенды, содержащие сведения о названии кладбища, правила и режимы работы кладбищ, планы территории кладбищ, ограждения по периметру.
В судебном заседании представитель ответчика факт выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не отрицал, ссылался на то, что для устранения указанных нарушений необходимо разработать проекты, в соответствии с которыми проводить мероприятия по благоустройству.
Поскольку содержание спорных кладбищ, расположенных на территории Юрьянского городского поселения и в границах Ивановского сельского поселения, не отвечает требованиям, указанным в п. 2.7, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, в части обваловки территории кладбищ, установки урн для сбора мусора и площадок для мусоросборников с подъездами к ним, планировки кладбищ, их благоустройства, установки информационных стендов, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по устранению указанных нарушений, а именно в соответствии с утверждённым в установленном порядке проектом организовать осуществление планировки территории кладбищ, их благоустройство; проведение обваловки по всему периметру территории кладбищ; установку урн для сбора мусора и оборудование площадки с твёрдым покрытием для мусоросборников с подъездами к ним.
Дефицит бюджета, на что ссылался представитель ответчика в судебном заседании, не освобождает администрацию городского поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования от выполнения возложенных законом полномочий и решения вопросов местного значения поселения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Доводы ответчика, выражающие несогласие с требованием прокурора в части обязания произвести обваловку кладбищ со ссылкой на то, что произвести её в силу технических причин невозможно (земельный участок, занятый кладбищем № 1 (пгт Юрья), имеет большой уклон; кладбище № 2 находится в заболоченной местности), требует значительных денежных затрат, кладбище, расположенное в пгт Юрья (кадастровый номер 43:38:280107:254), в настоящее время закрыто для новых захоронений, судом отклоняются, поскольку не соответствуют требования санитарно-эпидемиологического законодательства, которое предусматривает необходимость обваловки территории кладбищ вне зависимости от их месторасположения, а также от усмотрения органов местного самоуправления. Надлежащих доказательств в подтверждение своей позиции, что по техническим причинам осуществить обваловку невозможно, представителем ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. Кроме того, обваловку кладбищ необходимо будет произвести с соответствии и с учётом утверждённого в установленном порядке проекта.
Учитывая указание в п. 9.3 «МКД 11-01.2002. Рекомендации «О порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации», рекомендованных Протоколом Госстроя РФ от 25.12.2001 № 01-НС-22/1, на необходимость установления во входной зоне территории кладбища справочно-информационного стенда, отсутствие возражений ответчика, суд полагает требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по организации установки на кладбищах информационных стендов со схемами кладбищ и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общего пользования, подлежащими удовлетворению.
Согласно разделу 1. «Общие положения» Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Юрьянского городского поселения Юрьянского района Кировской области, утверждённого постановлением администрации Юрьянского городского поселения № 42 от 25.04.2018, указанное положение разработано, в том числе в соответствии с приведенными выше Рекомендациями МКД 11-01.2002, и обязательно для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела на территории Юрьянского городского поселения.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая мнение представителей сторон, исполнение администрацией муниципального образования обязательств средствами местного бюджета, а также необходимость определённого периода времени для устранения выявленных нарушений, суд полагает возможным установить испрашиваемый прокурором срок для исполнения ответчиком возложенной судом обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к МО «Юрьянское городское поселение» в лице администрации МО «Юрьянское городское поселение» о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и устранении нарушении при содержании кладбищ удовлетворить.
Обязать МО «Юрьянское городское поселение» в лице администрации Юрьянского городского поселения создать (определить) специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МО «Юрьянское городское поселение» в лице администрации Юрьянского городского поселения в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбища, а именно в соответствии с утверждённым в установленном порядке проектом организовать:
осуществление планировки территории кладбищ, их благоустройство;
проведение обваловки по всему периметру территории кладбищ;
установку урн для сбора мусора и оборудование площадки с твёрдым покрытием для мусоросборников с подъездами к ним;
установку информационных стендов со схемами кладбищ и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общего пользования.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд Кировской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.А. Братухина