3а-28/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень | 11 мая 2021 года |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Семенец Е.С.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
административного истца Манякина А.В., представителя административного истца Одинцовой О.В., представителя административного ответчика Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Щербининой Е.В., директора Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Карташков Е.А., представителей заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» Андроновой О.Г., Шагимуратова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Манякина А.В. к Департаменту тарифной и ценовой политике Тюменской области о признании не действующим пункта 9 приложения №2 Распоряжения департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» от 25 декабря 2018 года №624/01-21,
у с т а н о в и л:
административный истец Манякин А.В. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 9 приложения №2 Распоряжения департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» от 25 декабря 2018 года №624/01-21.
Административные исковые требования мотивированы тем, что пунктом 9 Приложения №2 Распоряжения департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» от 25 декабря 2018 года №624/01-21 (далее – Распоряжение №624/01-21) установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для «садовых некоммерческих товариществ» в размере 160,62 кг. или 1,37 м.куб. на одного члена (участника) товарищества.
Манякин А.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <.......>.
Указывает, что пункт №9 Приложения №2 Распоряжения №624/01-21 нарушает его права, поскольку препятствует в заключении прямого договора с региональным оператором обществом с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее - ООО «ТЭО») на вывоз твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Апелляционным определением Тюменского областного суда от 30 октября 2019 года суд обязал регионального оператора ООО «ТЭО» заключить с Манякиным А.В. договор на оказание услуги по обращению с ТКО в отношении принадлежащего ему земельного участка. Однако решение суда не исполнено по причине отсутствия в Распоряжении №624/01-21 такого объекта накопления ТКО как «садовый земельный участок», а применение норматива установленного в отношении категории образования ТКО «садовые некоммерческие товарищества» возможно только в рамках заключения договора с садовым товариществом как исполнителем коммунальной услуги, следовательно, действующая редакция Распоряжения №624/01-21 создает правовую коллизию.
Также указывает, что норматив накопления ТКО утвержденный для «садовых некоммерческих товариществ» принят Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее – Департамент) с нарушением Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №269 от 04 апреля 2016 года (далее – Правила определения нормативов №269), а также Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года №524/пр (далее – Методические рекомендации №524/пр).
Согласно Распоряжению №624/01-21 все «садовые некоммерческие товарищества» квалифицированы как источники образования отходов, при этом на территории садоводческих товариществ существуют три самостоятельных объекта образования ТКО - «садовый земельный участок», «садовый дом», «жилой дом». Однако при определении норматива, в нарушении пунктов 6 и 10 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №269 от 04 апреля 2016 года, Департаментом не учитывались ТКО в отношении каждого источника его образования.
Кроме того, указывает на нарушение процедуры при принятии Распоряжения №624/01-21 в связи с отсутствием антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта.
В судебном заседании административный истец Манякин А.В. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что сам размер тарифа, установленный пунктом 9 Приложения №2 Распоряжения №624/01-21 он не оспаривает, его нарушенное право выражается в препятствии заключения прямого договора с региональным оператором в соответствии с данным пунктом. Применение к нему тарифа, установленного для «жилых домов» является необоснованным, поскольку при установлении тарифа в садовых товариществах замеры отходов накопления ТКО «жилых домов» не производились. Пункт 9 Приложения №2 Распоряжения №624/01-21 вызывает неоднозначное толкование, поскольку не конкретизирует установление тарифа для различных категорий источников образования ТКО. Региональный оператор полагает, что если на территории садового некоммерческого кооператива расположен земельный участок с жилым домом, то применению подлежит норматив, установленный для «жилых домов». Однако, по его мнению, в случае если земельный участок расположен на территории СНТ, то вне зависимости от наличия на нем жилого дома применению подлежит тариф, установленный пунктом 9 Приложения №2 Распоряжения №624/01-21. При установлении тарифа в отношении садовых некоммерческих товариществ учитывались твердые коммунальные отходы, образуемые только от данной категории. Разделение отходов образуемых от членов садовых некоммерческих товариществ и от жилых домов, расположенных на территории СНТ не производилось. Законодательство по обращению с отходами определяет, что источник образования отходов – это объект капитального строительства, в связи с чем на территории СНТ располагаются несколько объектов образования ТКО – жилой дом, садовый дом и земельный участок. В нарушении Правил определения нормативов №269 Департаментом допущено смешение отходов от разных источников образования твердых коммунальных отходов.
Представитель административного истца Одинцова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что Департамент в рамках предоставленных ему полномочий определил категорию объекта образования ТКО – «садовые некоммерческие товарищества» при этом объектами образования отходов в границах СНТ являются жилые дома, садовые дома и садовые земельные участки. Замеры при установлении норматива проводились без разделения их на объекты образования отходов, что является нарушением пунктов 6 и 10 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №269 от 04 апреля 2016 года. На территории Тюменской области расположено большое количество СНТ г.Тобольск – 64 СНТ, Ялуторовский муниципальный район – 106 СНТ, при этом замеры количества отходов проведены только в трех товариществах г.Тюмени с нарушениями методики проведения замеров. Замеры по сезону «Весна» Департаментом не производились, а применены результаты инструментальных замеров, проведенных региональным оператором. Также Департаментом не представлено документов, подтверждающих проведение антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта.
Директор Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Карташков Е.А., представитель Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Щербинина Е.А. в судебном заседании пояснили, что для категории объектов образования ТКО «Садовые некоммерческие товарищества» замеры твердых коммунальных отходов проводились на контейерных площадках, организованных в садовых обществах. Для категории объектов «жилые дома» замеры произведены рядом с жилыми домами, при этом было исключено смешение отходов объектов разных категорий. Услуга по обращению с ТКО является коммунальной для всех потребителей, в том числе и для членов садового некоммерческого товарищества. СНТ вправе осуществлять платеж как по установленному нормативу, так и по фактическому объему и количеству контейнеров на площадке. Таким образом садовое некоммерческое товарищество может увеличить или уменьшить размер платы отдельного члена СНТ за коммунальные услуги по обращению с ТКО в зависимости от выбранного способа коммерческого учета ТКО. При определении категорий объектов образования ТКО Департаментом направлены запросы в муниципальные образования Тюменской области о необходимых категориях объектов образования твердых коммунальных отходов. 8 муниципальных образований указали, что для категории «садоводческие некоммерческие товарищества» необходимо установление норматива. Замеры проведены в строгом соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №269 от 04 апреля 2016 года по четырем сезонам («зима», «весна», «лето», «осень»). Полномочия по установлению нормативов накопления ТКО переданы Департаменту Распоряжением Правительства Тюменской области от 29 июня 2018 года №253-п с 01 июля 2018 года. До указанной даты полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО был наделен Департамент недропользования и экологии Тюменской области. В законодательстве отсутствует указание о самостоятельном проведении уполномоченным органом замеров накопления ТКО и не запрещает использовать данные, предоставленные третьей стороной. ООО «ТЭО» самостоятельно, как хозяйствующий субъект, реализовало процедуру замеров по сезону «весна» и представило их в Департамент, при этом каких-либо нарушений процедуры замеров установлено не было.
Представители заинтересованного лица ООО «ТЭО» Андронова О.Г., Шагимуратов П.А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, суду пояснили, что Распоряжение №624/01-21 принято уполномоченным органов в установленном порядке, пункт 9 Приложения №2 не лишает права административного истца на заключение договора по вывозу ТКО. На земельном участке административного истца расположен жилой дом, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах указано, что владелец жилого дома заключает договор на обращение с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами либо с организациями, в том числе с садовыми некоммерческими товариществами, которые в свою очередь, заключают договор с региональным оператором. Согласно п.4 Правил определения нормативов №269, нормативы накопления могут устанавливаться дифференцированно, что соблюдено при принятии Распоряжение №624/01-21. Кроме того проект договора на вывоз твердых коммунальных отходов направлен Манякину А.В. для подписания.
Прокурор Козырева М.В. в заключении указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований административного истца. Манякиным А.В. в административном иске не оспаривается тот факт, что Департамент являясь органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным на установление нормативов накопления ТКО. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» издано указанное Распоряжение. При этом согласно п. 5 Постановления № 269 категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. В этой связи полагает, что оспариваемое Распоряжение и нормативные правовое акты о внесении изменений в Распоряжение были приняты в пределах нормотворческих полномочий Департамента, вступили в силу с момента их опубликования на официальном портале органов государственной власти Тюменской области и являются действующими нормативными правовыми актами обязательными для исполнения Тюменской области. Апелляционным определением Тюменского областного суда от 30 октября 2019 года за Манякиным А.В. признано право заключить публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <.......>. В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации на потребителя (собственника) жилого помещения возложены самостоятельные обязанности обеспечивать обращение с ТКО путем заключения индивидуального договора с региональным оператором. Следовательно, гражданин, являющийся собственником домовладения, не лишен права на заключение прямого договора на предоставление услуги по обращению с ТКО с региональным оператором. В ходе судебного заседания установлено, что антикоррупционная экспертиза оспариваемого распоряжения не проведена в установленном порядке, отсутствует заключение Главного правового управления Правительства Тюменской области. Вместе с тем считает необходимо принять заключение Главного правового управления Правительства Тюменской области от 05 мая 2021 года, согласно которого при проверке действующего Распоряжения №624/01-21 коррупционных факторов не выявлено. Принимая во внимание, изложенное, полагает, что в рамках представленной компетенции Департаментом определены объекты образования ТКО, жилой дом, СНТ и расчет нормативов произведен отдельно по каждой категории таких объектов в соответствии с п.6, 10 Постановления № 269. В этой связи полагает, что в ходе судебного заседания не подтверждено нарушение прав свобод и законных интересов Манякина А.В.
Суд, заслушав административного истца, представителя административного истца, представителей административного ответчика, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что административный истец Манякин А.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <.......> (т.1 л.д. 11).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 30 октября 2019 года исковые требования Манякина А.В. были удовлетворены, на ООО «ТЭО» возложена обязанность заключить с Манякиным А.В. публичный договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <.......> (т.1 л.д. 238- 250).
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25 декабря 2019 года №624/01-21 «Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов», установлены нормативы накопления ТКО на территории Тюменской области.
Пунктом 9 Приложения №2 Распоряжения №624 для категории объекта «садовые некоммерческие товарищества» установлен норматив накопления ТКО в размере 160,62 кг. или 1,37 м.куб на одного члена (участника) товарищества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Абзацем 15 статьи 6 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится в том числе установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области утвержденном Постановлением Правительства Тюменской области от 30 мая 2005 года №59-п «Об утверждении Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области» Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В силу подпункта о части 3 статьи 2.1 Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области Департамент осуществляет полномочия по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Частью 1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года №121 «О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области» предусмотрено, что законы области, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы.
В части 2.1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года №121 указано, что Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" - или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов" раздела "Законодательство" либо на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Полный текст Распоряжения №624/01-21 был опубликован на официальном портале органов государственной власти Тюменской области - www.admtyumen.ru.
Следовательно, оспариваемое Распоряжение №624/01-21 принято уполномоченным органом, официально опубликовано в установленном законом порядке. По указанному основанию административным истцом и участвующими в деле лицами оно не оспаривается.
Проверяя довод административного истца об отсутствии по оспариваемому Распоряжению №624/01-21 антикоррупционной экспертизы и пояснения представителей административного ответчика о ее не проведении, судом проведен анализ представленных доказательств исходя из положений частей 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (статьей 2) предусмотрена обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
При этом статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018 г.) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1, части 3, статьи 19.1 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года №121 «О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области» в целях предупреждения и устранения условий, способствующих возникновению и распространению коррупции в Тюменской области, в обязательном порядке проводится антикоррупционная экспертиза проектов областных законов, иных нормативных правовых актов Тюменской области; антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта проводится юридической службой уполномоченного структурного подразделения нормотворческого органа в рамках проведения юридической (правовой) экспертизы. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы определяется нормативным правовым актом нормотворческого органа;
Постановлением Правительства Тюменской области от 11 февраля 2008 года № 42-п «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области» (далее-Порядок) утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов является главное правовое управление Правительства Тюменской области. При этом, проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области осуществляется главным правовым управлением Правительства Тюменской области на стадии согласования документов одновременно с проведением правовой экспертизы в сроки, установленные Регламентом Правительства Тюменской области и Правилами разработки и утверждения административных регламентов, утвержденными Правительством Тюменской области (пункты 1.3,2.5 Порядка). Полномочия главного правового управления Правительства Тюменской области закреплены в пунктах 2.2, 2.3 Положения о главном правовом управлении Правительства Тюменской области, утверждённого Постановлением Правительства Тюменской области от 30 мая 2005 года № 57-п.
В правовые заключения главного правового управления Правительства области на проекты нормативных правовых актов в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза (пункт 3.1 Порядка).
Заключение экспертизы по проектам нормативных правовых актов оформляется на бланке главного правового управления Правительства области и подписывается его начальником в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области (пункт 3.3 Порядка, в редакции от 20 июля 2018, действовавшей на момент принятия Распоряжения №624/01-21).
Суду представлены листы согласования проекта Распоряжения №624/01-21 в которых содержится подпись начальника юридического отдела Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смаковой Е.Ю. в чьи полномочия входит проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Департамента (т.1 л.д. 208-230).
Наличие подписи начальника юридического отдела Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смаковой Е.Ю. в листах согласования проектов оспариваемого нормативного акта свидетельствует об отсутствии замечаний к правовому содержанию проекта и отсутствие в нем коррупционного фактора, что представляет собой результаты правовой и антикоррупционной экспертизы.
Также представлено заключение Главного правового управления Правительства Тюменской области от 05 мая 2021 года на действующий нормативный правовой акт Распоряжение департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» от 25 декабря 2018 года №624/01-21, согласно которому коррупционных факторов не выявлено.
Однако заключение антикоррупционной экспертизы проекта Распоряжения №624/01-21, в нарушение пункта 3.3 Порядка, оформлены не на бланке главного правового управления Правительства Тюменской области.
Исходя из позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия, оспариваемого нормативного правового акта суд, выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
С учетом изложенного, принимая во внимание заключение Главного правового управления Правительства Тюменской области от 05 мая 2021 года, оформление заключений антикоррупционной экспертизы при подготовке оспариваемого нормативного правового акта в рамках проведение правовой экспертизы Департаментом, без подготовки заключения главным правовым управлением Правительства Тюменской области не является существенным нарушением порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и не может служить основанием для признания данного акта недействующим.
Таким образом, Распоряжение №624/01-21 является нормативным правовым актом, принятыми уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия, опубликованию и введения в действие.
Согласно пункту 3 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 (далее также - Правила определения нормативов) могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункты 11, 12 Правил определения нормативов).
Пунктом 13 Правил определения нормативов установлено, что норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (Пункт 13 Правил определения нормативов).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр (далее - Методические рекомендации), категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Приложение 1 к Методическим рекомендациям является перечнем категорий объектов, в отношении которых могут устанавливается нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В разделе 2 указанного перечня для категории объектов «Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества» применяется расчетная единица исходя из 1 участника (члена).
На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям (пункт 5 Методических рекомендаций).
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5 (пункт 13 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 15 Методических рекомендаций, работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
Полномочия по установлению нормативов накопления ТКО переданы Департаменту распоряжением Правительства Тюменской области от 29 июня 2018 года №253-п с 01 июля 2018 года. До указанной даты полномочия по установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов был наделен Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
Как установлено в судебном заседании, исходными данными для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов «садовые некоммерческие товарищества» послужили результаты замеров накопления отходов, проводимые в течении 7 дней подряд по четырем сезонам (зима, весна, лето, осень) на протяжении 2018 года. В г.Тюмени замеры проведены в трех садовых некоммерческих товариществах – СНТ «Меридиан», СНТ «Радуга», СНТ «Рябинка» в контейнерах, являющихся имуществом общего пользования, предназначенных для сбора твёрдых коммунальных отходов, приобретенного для деятельности данных садовых некоммерческих товариществ. Результаты замеров массы и объема накопленных коммунальных отходов в каждом из перечисленных объектов суммировались по дням недель, сезонам, годам и заносились в соответствующие ведомости накопления, при этом замеры проводились в рамках одной категории. По сезону «весна» информация о проведении замеров передана от ООО «ТЭО», что само по себе не является нарушением Правил определения нормативов №269 (т.2 л.д. 57-104).
Приведённые обстоятельства дела свидетельствуют о том, что для расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов административным ответчиком использовались исходные данные инструментальных измерений массы и объема накапливаемых отходов, что в полной мере соответствует Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269.
Доводы административного истца о том, что при проведении замеров отходов для категории объектов «садовые некоммерческие товарищества» не приняты меры, исключающие смешивание таких отходов с коммунальными отходами, других категорий объектов, не могут быть приняты судом, поскольку данные результаты замеров послужили основанием для установления тарифа в отношении одной категории объектов – «садовые некоммерческие товарищества». При этом административным ответчиком представлены исходные документы, из которых следует, что норматив определён на основании достоверных замеров в отношении каждой категории объектов отдельно.
Как неоднократно пояснял административный истец в судебном заседании сам тариф, установленный пунктом 9 Приложения №2 Распоряжения №624/01-21 для «садовых некоммерческих товариществ» в размере 160,62 кг. или 1,37 м.куб. на одного члена (участника) товарищества он не оспаривает, с ним согласен. Свое нарушенное право мотивирует невозможностью заключить индивидуальный договор на вывоз ТКО с региональным оператором при существующей редакции Распоряжения №624/01-21.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 30 октября 2019 года исковые требования Манякина А.В. были удовлетворены, на ООО «ТЭО» возложена обязанность заключить с Манякиным А.В. публичный договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <.......>.
Учитывая, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен на территории садового некоммерческого товарищества, каких-либо препятствий в заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденным Распоряжением №624/01-21 тарифом в судебном заседании не установлено.
Кроме того, согласно п.5 Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Департамент на основании информации, полученной от органов местного самоуправления (8 из которых сообщили о необходимости выделения такого объекта образования ТКО как «садовые некоммерческие товарищества) принял решение о необходимости выделения такого объекта образования ТКО, что согласуется с Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр.
Также необходимо отметить, что вопросы, связанные с исполнением апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 30 октября 2019, связанные с гражданскими правоотношениями между административным истцом Манякиным А.В. и заинтересованным лицом ООО «ТЭО» не входят в предмет судебного разбирательства по настоящему административному делу, при этом как указывали в судебном заседании представители ООО «ТЭО» проект договора направлен в адрес административного истца.
Таким образом, замеры накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на категории объектов «садовые некоммерческие товарищества», и используемые Департаментом для определения норматива накопления твердых коммунальных отходов для данной категории объектов соответствуют критериям достоверности и допустимости, выполнены с соблюдением требований Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269. Правовой коллизии, либо противоречия пункта 9 Приложения №2 Распоряжения №624/01-21 другим пунктам данного Распоряжения, препятствий в реализации административном истцом своих гражданских прав в судебном заседании не установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не имеется, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца.
В силу пункта 2 части 4 статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Тюменская область сегодня», обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области.
Руководствуясь ст.208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Манякина А.В. к Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области о признании не действующим пункта 9 приложения №2 Распоряжения департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» от 25 декабря 2018 года №624/01-21 – отказать.
Возложить на Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2021 года.
Судья Тюменского областного суда А.В. Осипов