Дело № 2а-121/2019 УИД: 66RS0060-01-2019-000074-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 30 по Свердловской области к П.Е.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 годы и пени
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 30 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к П.Е.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 632 рубля 00 копеек, за 2015 год в размере 972 рубля 00 копеек, пени в размере 15 рублей 57 копеек. В обоснование требований указано, что административный ответчик П.Е.А. является собственником транспортных средств, являющихся объектами налогообложения: трактора МТЗ-80 СХ9722. П.Е.А. начислен в соответствии положениями Закона Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» транспортный налог за 2014 год в размере 1 632 рубля 00 копеек, за 2015 год в размере 972 рубля 00 копеек, пени в размере 15 рублей 57 копеек. Административному ответчику 17.07.2017 направлено налоговое уведомление со сроком уплаты до 01.12.2017. Исчисленная сумма налога в указанный срок в бюджет не поступила. За несвоевременную уплату налога налоговым органом в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 15 рублей 57 копеек. Налогоплательщику направлено требование об уплате налога № от 13.12.2017. В установленный срок суммы налога и пени в бюджет не поступили.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с ч.1 ст.399 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. 9, 14 п.1 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления).
Как установлено судом П.Е.А. являлся в указанный налоговый период владельцем транспортного средства: трактор МТЗ-80 СХ9722 (л.д.16-17).
Административному ответчику П.Е.А. направлено налоговое уведомление № от 10.07.2017 с расчетом налога за 2014-2015 годы со сроком уплаты до 01.12.2017, исходя из количества месяцев владения этим имуществом на общую сумму 5 145 рублей 00 копеек (л.д. 10-12).
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, налоговым органом П.Е.А. направлено требование об уплате налога № от 13.12.2017 с указанием срока уплаты до 06.02.2018 в общем размере 5 145 рублей 00 копеек (л.д. 13, 14).
В соответствии с абз. 4 п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Сумма налогов превысила 3 000 рублей при расчете транспортного налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица за 2014-2015 годы в вышеуказанных налоговом уведомлении и требовании направленных П.Е.А., с указанием последнего срока уплаты до 06.02.2018 (л.д. 13).
В течение 6 месяцев с этой даты налоговый орган должен был обратиться в суд с требованием о взыскании транспортного налога.
Кроме того, ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Срок исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, указанный в требовании № от 13.12.2017 установлен до 06.02.2018, истек 06.08.2018.
Из материалов дела № 2а-1226/2018 мирового судьи судебного участка Шалинского судебного района Свердловской области о вынесении судебного приказа датированное административным истцом 26.04.2018 о взыскании указанной недоимки и пени поступило мировому судье 24.09.2018, то есть уже по истечение срока подачи заявления о взыскании налогов и пени, судебный приказ вынесен 28.09.2018, 07.11.2018 – отменен (л.д.22, 30-31).
Административное исковое заявление направлено в районный суд 14.02.2019, поступило в суд 19.02.2019 (л.д. 28).
Административным истцом ходатайство о восстановлении срока, пропущенного на момент подачи заявления о вынесении судебного приказа, заявлено не было. Для реализации своего права взыскания задолженности по недоимке и пени в судебном порядке истец обратился в суд, однако установленный законодательством срок требования истек.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования заявлены административным истцом за пределами срока их подачи и не подлежат удовлетворению, поскольку установление данного обстоятельства является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворения требований налогового органа о взыскании задолженности по налогу и пени.
Данная правовая позиция изложена в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», где указано, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению в случае их пропуска, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа в полном объеме.
Судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец при подаче иска, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в силу закона.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 30 по Свердловской области к П.Е.А., о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 годы, оставить без удовлетворения в связи с пропуском административным истцом срока подачи заявления о взыскании недоимки и пени.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение изготовлено 27.02.2019.
Председательствующий судья С.Н. Миронова