Дело №
№
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2021 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Абросимовой А.А.
при секретаре судебного заседания Зыряновой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Сургутского ФИО7 к призывной комиссии г. Лесосибирска, военному комиссариату г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, военному комиссариату Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Сургутский А.А. обратился к призывной комиссии г. Лесосибирска, военному комиссариату г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, военному комиссариату Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было принято решение о призыве на военную службу с категорией годности – «Б» показателем предназначения – 4.
С решением призывной комиссии он не согласен в связи с тем, что был обследован в поликлинике КГБУЗ «Красноярская краевая больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у кардиолога, окулиста и эндокринолога. По результатам обследования установлено заболевание: <данные изъяты>
Ранее, при аналогичном обследовании в сентябре – ДД.ММ.ГГГГ года впервые выявлен <данные изъяты>
Указанное заболевание дает основание для признания истца ограниченно годным к военной службе по категории «В», в связи с чем, по мнению истца, он подлежал освобождению от прохождения военной службы.
Не смотря на наличие указанных заболеваний решением призывной комиссии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ он признан годным к военной службе.
Кроме этого, при принятии решения о признании истца годным к прохождению военной службы в отношении него не в полом объеме проведено медицинское исследование, а именно не было проведено флюорографическое исследование органов грудной клетки.
Просит отменить решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца Сургутского А.В. – Сургутский А.Г., действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивал по вышеуказанным основаниям, суду дополнил, что призывная комиссия перед принятием решения ДД.ММ.ГГГГ не проводила медицинские исследования анализов административного истца. Направления для сдачи анализов были выданы в день принятия призывной комиссией решения о признании административного истца годным к военной службе.
Административные ответчики - военный комиссариат Красноярского края, военный комиссариат г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, председатель призывной комиссии г. Лесосибирска представили возражения относительно удовлетворения заявленных требований, в которых просили рассмотреть спор в свое отсутствие. В качестве возражений указали, что при проведении призывных мероприятий права Сургутского А.А. не нарушены, призыв осуществлен в соответствии с соблюдением установленной процедуры. На основании медицинских документов, находящихся в личном деле призывника, изучена обоснованность диагноза. Необходимости проведения дополнительного обследования административному истцу не установлено. Направление на обследование является правом врача, проводящего освидетельствование и осуществляется в случае наличия противоречий в медицинской документации с данными объективного осмотра.
Вопрос определения категории годности разрешается в рамках призыва в порядке, определенном действующим законодательством, в том числе и через строгую процедуру оспаривания результатов медицинского освидетельствования. Возможность определения состояния здоровья заявителя и его категории годности к военной службе в судебном порядке, минуя установленную процедуру, не предусмотрена.
Согласно разделу 2 Инструкции и п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе перед отправлением граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, врачами-членами призывной комиссии субъекта РФ проводится медицинский осмотр. Если при медицинском осмотре гражданин, призванный на военную службу, признан ограниченно годным к военной службе, временно негодным к военной службе, негодным к военной службе или нуждающимся в обследовании (лечении) призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии. В военный комиссариат направляется служебное письмо, в котором указывается основание, послужившее причиной отмены решения призывной комиссии.
Сургутский А.А. заключение независимой военно-врачебной экспертизы, подтверждающее иную категорию годности к военной службе, не представлял.
Военный комиссариат г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края представил дополнительный отзыв из которого следует, что Сургутский А.А. обжаловал решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в призывную комиссию Красноярского края, которая решением от ДД.ММ.ГГГГ оставила обжалуемое решение призывной комиссии без изменения.
Выслушав мнение административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 254, статьей 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в результате которых на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 поименованного Закона).
Согласно статье 22 названного закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. N 565.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (п. 4 Положения).
Из материалов дела следует, что Сургутский А.А состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края. (л.д.37)
В ходе медицинского освидетельствования, проведенного в период осеннего призыва 2021 года, Сургутский А.А. был осмотрен врачами-специалистами призывной комиссии.
По результатам медицинского освидетельствования решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Сургутский А.А. признан годным к военной службе категория годности "Б-4", призван на военную службу.
Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 г. "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию.
При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п. п. 5, 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 г. "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии; при несогласии с результатами медицинского освидетельствования имеет право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. N 574 "Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе".
Однако, как следует из материалов дела, указанным правом истец не воспользовался.
Согласно п. п. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании названного Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права.
Таким образом, исходя из вышеизложенных положений закона и того, что решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, Сургутский А.А. не воспользовался правом на проведение независимой военно-врачебной экспертизы, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Сургутского А.А. о признании незаконным решения призывной комиссии, поскольку принятие такого решения, так же как и отнесение заболеваний, имеющихся у призывников к определенной категории годности, прямо закреплено за призывными комиссиям и определяются по итогам медицинского освидетельствования.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175- 180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Отказать Сургутскому ФИО7 в удовлетворении требований к призывной комиссии г. Лесосибирска, военному комиссариату г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, военному комиссариату Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.А. Абросимова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Абросимова А.А.