Дело № 2-1-136/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2019 года пгт. Кромы
Кромской районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Иноземцевой Л.А.,
с участием истца - старшего помощника прокурора Кромского района Орловской области Лавровой Л.Г.,
представителя ответчика администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области – главы сельского поселения, действующего на основании решения №1с/с от 26.09.2016 Ч.Е.Д.,
при секретаре Апухтиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,
установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. В обоснование указал, что в результате проверки было установлено, что администрацией Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области надлежащим образом не решены вопросы обеспечения безопасности ГТС, находящихся в собственности муниципального образования. Основные требования безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС установлены Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ.
Администрацией Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области, предусмотренные федеральным законодательством полномочия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, надлежащим образом не исполняются, расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения не произведен; декларация безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, не разработана для трех ГТС, расположенных в <адрес>, <адрес>. Следовательно, в отсутствии декларации безопасности ГТС сведения о гидротехнических сооружениях соответственно не могут быть внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений. В нарушение требований Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют согласованные органом надзора за безопасностью ГТС правила эксплуатации для вышеуказанных ГТС, а также собственником не определена эксплуатирующая организация, не проведено преддекларационное обследование ГТС.
В собственности Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области находится ГТС – плотины: протяженностью 70 метров, расположенная в д<адрес> <адрес>; протяженностью 60 метров, расположенная в <адрес>; протяженностью 60 метров, расположенная в <адрес>
При эксплуатации указанных ГТС, соблюдение установленных законодательством требований безопасности не обеспечено. Фактически техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт ГТС не осуществляются, систематический мониторинг за показателями состояния гидротехнического сооружения, оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, состояния прилегающих территорий не обеспечиваются. Комплексные мероприятия по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС не разработаны и не реализуются. Финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения не предусматривается, фактически не осуществляется. Непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, явном ухудшении показателей прочности основания и водонепроницаемости материалов после произошедшей аварии, длительных неудовлетворительных условиях эксплуатации без разрешительной и проектной документации, при отсутствии контроля за их безопасностью, создает реальную угрозу их обрушения, возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу экологической безопасности, причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения.
Подобное бездействие ответчика может повлечь непредсказуемые последствия для окружающей среды, нарушает гарантированные статьями 42 Конституции РФ, 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на безопасную среду обитания и условия жизнедеятельности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения природных и техногенных происшествий.
Просил обязать администрацию Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность трех гидротехнических сооружений, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>, путем определения эксплуатирующей организации в отношении указанных ГТС, имеющей в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС; произведения расчета вероятностного вреда жизни, который может быть причинен здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; проведения преддекларационного обследования ГТС; предоставления для утверждения декларации безопасности гидротехнических сооружений в Приокское Управление Ростехнадзора.
Определением Кромского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> было прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в данной части.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кромского района Орловской области Лаврова Л.Г. заявленные исковые требования поддержала в части о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, расположенного по адресу <адрес>, доводы, изложенные в иске относительно данной ГТС, подтвердила.
Представитель ответчика администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области – глава сельского поселения Ч.Е.Д. не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что для выполнения всех требований указанных в исковом заявлении по выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, расположенного по адресу <адрес>, недостаточно финансирования.
Представитель третьего лица Приокского управления Ростехнадзора надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о слушании дела в его отсутствие не просил, позиции относительно иска не представил.
В соответствии с п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины из неявки неуважительными. В связи с чем, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц Приокского управления Ростехнадзора и Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области.
В соответствии с требованиями ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация, и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
Федеральным законом от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 года № 117-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, установлены обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
К числу таких обязанностей, среди прочих, относится: обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечение разработки и своевременного уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; организация эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечение соответствующей обязательным требованиям квалификации работников эксплуатирующей организации; финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; осуществление капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечение внесения в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. При этом собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения (статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ).
Согласно абзацу 3 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований о представлении деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
На основании абзаца 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.07.2016 Стрелецкое сельское поселение Кромского района Орловской области является собственником плотины протяженностью 60 метров, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №. На данный объект недвижимости имеется кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому так же подтверждается наличие права собственности Стрелецкого поселения на указанный выше объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Приокским управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка указанного ГТС, в ходе которой выявлены нарушения следующих требований Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, допущенные администрацией Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области в том числе: отсутствует декларация безопасности ГТС; отсутствуют сведения о внесении ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений; отсутствуют правила эксплуатации ГТС, не осуществляется разработка и уточнение безопасности ГТС; не обеспечено наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; не произведен расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; собственником ГТС не определена эксплуатирующая организация; не определена соответствующая обязательным требованиям квалификация работников эксплуатирующей организации; не проведено преддекларационное обследование ГТС, не обеспечен мониторинг по показаниям состояния ГТС, не обеспечено проведение регулярных обследований ГТС, не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта.
В тот же день Приокским управлением Ростехнадзора на имя главы администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области выдано соответствующее предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Указанные нарушения также послужили основанием для привлечения главы администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области Ч.Е.Д. к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области – глава сельского поселения Ч.Е.Д. указанные обстоятельства не оспаривал, как и наличие нарушений, выявленных ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки ГТС Приокским управлением Ростехнадзора.
При таких обстоятельствах, в судебном заседании подтверждено, что ответчиком не обеспечивается безопасность, принадлежащего ему гидротехнического сооружения.
Бездействие администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области по принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения при длительных неудовлетворительных условиях эксплуатации без разрешительной и проектной документации, при отсутствии контроля за их безопасностью, создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу экологической безопасности, причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статей 3, 11 Федерального закона № 117-ФЗ, статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплены и декларируются права граждан (неопределённого круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии. По результатам на имя главы администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области было выдано предписание об устранении нарушений с достаточным сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчиком до настоящего времени не предпринято каких-либо действий к исполнению обязанностей, о понуждении к исполнению которых просит прокурор. Доказательств невозможности исполнить обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, администрацией Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
принять признание ответчиком представителем администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области – главой поселения Ч.Е.Д. исковых требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения - удовлетворить.
Обязать администрацию Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность гидротехнического сооружения – плотины, протяженностью 60 метров, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, а именно: определить эксплуатирующую организацию в отношении указанного ГТС, имеющую в штате соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников и службу эксплуатации ГТС; произвести расчет вероятностного вреда жизни, который может быть причинен здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; провести преддекларационное обследование ГТС; предоставить для утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения в Приокское Управление Ростехнадзора.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в месячный срок с момента составления мотивированного решения суда, которое изготовлено 24 мая 2019 года.
Председательствующий Л.А. Иноземцева