дело № 2-1112/2024
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 июня 2024 года г. Салехард
Салехардский городской суд ЯНАО в составе
председательствующего судьи Подгайной Н.Н.
при секретаре судебного заседания Дейбус А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1112/2024 по иску Бекжановой ФИО9 к Государственному учреждению ЯНАО Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО о признании действий (бездействий) незаконными, признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бекжанова ФИО10 обратилась в суд к Государственному учреждению ЯНАО Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ямало- Ненецкого автономного округа о признании действий (бездействий) незаконными, признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что истец, Бекжанова ФИО11 27.12.2023 года обратилась в клиентскую службу государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал. Не получив ответа на поданное заявление, истец обратилась к ответчику за предоставлением информации о результатах оказания услуги – выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по делу № от 27.12.2023 года. 12.03.2024 года был получен ответ из ГАУ ЯНАО «МФЦ» из которого следует, что по обращению истца проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения в работе старшего делопроизводителя предоставления услуг в г. Салехарде. С целью восстановления прав истца, начальник отдела ГАУ ЯНАО «МФЦ» направила ходатайство в адрес ОСФР по Ямало-Ненецкому автономному округу о рассмотрении заявления от 27.12.2023 года № о принятии по нему положительного решения. 19.03.2024 года в адрес истца поступило письмо, из которого следовало, что заявление от 27.12.2023 года не может быть принято к рассмотрению, в связи с тем, что нарушены сроки административных процедур по регистрации заявления и вынесения решения. Просит признать действия ответчика ГАУ ЯНАО «МФЦ» незаконными, признать истца Бекжанову К.Т. реализовавшей своё право на подачу заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ы день первоначального обращения 27.12.2023 года, возложить обязанность на ОСФР по ЯНАО принять к рассмотрению заявления и выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Бекжанова К.Т. настаивала на удовлетворении требований иска.
Представитель истца Клименко А.В. на требованиях иска настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ОСФР по ЯНАО ФИО6 возражала против удовлетворения требований иска, выступила по доводам, приведенным в письменном возражении.
В судебном заседании представитель ответчика ГАУ ЯНАО «МФЦ» ФИО7 исковые требования признал.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у следующих лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка, независимо от их места жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года; 6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей; 7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
Исходя из положений ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
С учетом целей и задач Федерального закона N 256-ФЗ вопрос наличия у лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала, гражданства Российской Федерации является важным и необходимым условием для приобретения указанного права, поскольку материнский (семейный) капитал является средством стимулирования деторождения и гарантирования семьям граждан Российской Федерации достойного уровня жизни.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона N 256-ФЗ лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. Указанное заявление, подписанное с использованием в том числе усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации, может быть направлено в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В этой связи, приобретая гражданство Российской Федерации, граждане имеют право на получение социальной поддержки, в том числе при рождении и воспитания детей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1,<дата> года рождения, обратилась в ГАУ ЯНАО «МФЦ» 27.12.2023 года с заявлением на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Истица является матерью двоих детей: ФИО2, <дата> года рождения, уроженка <адрес> Киргизская Республика (№ выдан УМВД России по ЯНАО от <дата>); ФИО12, <дата> года рождения, уроженка <адрес> Киргизская Республика, приняла гражданство Российской Федерации <дата> №, в настоящее время также является гражданской Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у следующих лиц, имеющих Российской Федерации на день рождения ребенка, независимо от их места жительства женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
С учетом целей и задач Федерального закона N 256-ФЗ вопрос наличия у лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала, гражданства Российской Федерации является важным и необходимым условием для приобретения указанного права, поскольку материнский (семейный) капитал является средством стимулирования деторождения и гарантирования семьям граждан Российской Федерации достойного уровня жизни.
27.12.2023 года истец обратилась к ответчику ГАУ ЯНАО «МФЦ» с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Истец обратилась в период действия редакции Федерального закона от 29.12.2003 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 28.12.2022 г.
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных, Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376, Постановления Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».
Основные функции МФЦ установлены в ч. 1 ст. 16 Закона № 210-ФЗ такие как, прием запросов заявителей о предоставлении государственной услуги, представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги при взаимодействии с заявителями, выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, по результатам предоставления таких услуг, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Как следует из материалов дела, по данным автоматизированной информационной системы, используемой для осуществления деятельности ГУ ЯНАО «МФЦ» 27.12.2023 зафиксирован факт обращения гражданки Бекжановой К.Т.
Прием документов по Государственной услуге осуществлялся делопроизводителем Отдела предоставления услуг по г. Салехард, в ходе взаимодействия с истцом в АИС сформировано дело №, которое впоследствии было проведено без аудит-контроля и не было направлено своевременно в Отделение СФР по ЯНАО.
Учитывая тот факт, что истец обратилась с заявлением об оказании услуги к ответчику в период действия прежней редакции Федерального закона № 256-ФЗ, то реализовала свое право на получение государственного материнского (семейного) капитала.
Бездействие ГУ ЯНАО «МФЦ» заключающееся в нарушении сроков оказания государственной услуги не может служить причиной отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск.
ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» признало требования истца в части признания незаконными действий (бездействия) Государственного учреждения ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в нарушении установленного порядка оказания государственных услуг.
Последствия признания иска ответчиком, предусмотренные статьями 173, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчику разъяснены и понятны.
Волеизъявление о признании иска ответчиком выражено в письменном заявлении, приобщенном к материалам дела.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено, что оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В указанных обстоятельствах исковые требования, заявленные к ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявление Бекжановой К.Т. о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, с ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» поступило в Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу только 27.01.2024 года.
Решением Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 01.02.2024 года Бекжановой К.Т. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку в соответствие с п.1 ч.6 ст.5 Федерального закона от 29.12.2003 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» отсутствует право (заявитель не является гражданином РФ на день рождения ребенка).
Согласно п.1 ч.6 ст.5 Федерального закона от 29.12.2003 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поскольку в соответствие с установленным действующим законодательством порядком обращения Бекжанова К.Т. обратилась с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в рамках действия Федерального закона от 29.12.2003 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в редакции от 28.12.2022 г., заявление по вине ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» было передано в Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу только 27.01.2024 года, вины самой Бекжановой К.Т. не имеется, то суд приходит к выводу о том, что она имеет право на получение материнского семейного капитала в день первоначального обращения 27.12.2023 года, в период действия Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в редакции от 28.12.2022 года.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанность принять к рассмотрению заявление Бекжановой К.Т., датированное <дата>, выдать Бекжановой К.Т. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать действия (бездействия) Государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в нарушении установленного порядка оказания государственных услуг, незаконными.
Признать за Бекжановой К.Т. право на получение материнского (семейного) капитала в день первоначального обращения 27.12.2023 года, в период действия Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в редакции от 28.12.2022 года.
Возложить на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанность принять к рассмотрению заявление ФИО1, датированное 27.12.2023 года, выдать Бекжановой К.Т. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.
Решение суда в окончательной форме составлено 14.06.2024 года.
Председательствующий судья Н.Н. Подгайная
дело № 2-1112/2024
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 июня 2024 года г. Салехард
Салехардский городской суд ЯНАО в составе
председательствующего судьи Подгайной Н.Н.
при секретаре судебного заседания Дейбус А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Бекжановой К.Т. к Государственному учреждению ЯНАО Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО о признании действий (бездействий) незаконными, признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать действия (бездействия) Государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в нарушении установленного порядка оказания государственных услуг, незаконными.
Признать за Бекжановой К.Т. право на получение материнского (семейного) капитала в день первоначального обращения 27.12.2023 года, в период действия Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в редакции от 28.12.2022 года.
Возложить на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанность принять к рассмотрению заявление Бекжановой К.Т., датированное 27.12.2023 года, выдать Бекжановой К.Т. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий судья Н.Н. Подгайная