Решение по делу № 2-1676/2023 от 05.06.2023

УИД:

Дело № 2-1676/2023                                     копия    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2023 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи                 Синягина Р.А.,

при секретаре судебного заседания             Тишиной Е.Н.,

с участием представителя истца                 Воробьевой С.В.,

третьего лица                             Емельяновой С.Г.,

представителя ответчика                     Кузнецовой А.С.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Емельяновой Т.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

установил:

    Емельянова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОСФР), в обоснование которого указала, что является матерью Е., ... года рождения. Ранее, решением суда она была лишена родительских прав в отношении дочери В., ... года рождения. Истец обратилась в ОСФР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка, в выдаче которого ответчиком было отказано, с чем истец не согласна.

    На основании вышеизложенного, просила обязать ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением Е..

    Определением судьи от 12 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Емельянова С.Г. (опекун В.).

    

В судебное заседание истец Емельянова Т.Ю. не явилась, о времени и месте его проведения извещалась надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Воробьева С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Третье лицо Емельянова С.Г. в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными.

Представитель ответчика ОСФР Кузнецова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что Е. является вторым ребенком истца, однако на первого ребенка истец лишена родительских прав, следовательно, право на материнский (семейный) капитал у истца отсутствует.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося истца.

Выслушав доводы участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Емельянова Т.Ю. является матерью В., ... года рождения, и Е., ... года рождения (л.д.7-8).

Решением ...... от ... Емельянова Т.Ю. лишена родительских прав в отношении дочери В., решение суда вступило в законную силу ... (л.д. 9-11, 27-28).

В силу положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ), в редакции, действущей на дату рождения Емельяновой В.А., право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

Положениями статьи 2 названного закона определено, что дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом; материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ, на материнский (семейный) капитал выдается государственный сертификат.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ, установлено, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав.

Судом установлено, что после рождения Емельяновой В.А., истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка.

Решением ответчика №... от ... в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал истцу было отказано, поскольку истец лишена родительских прав на первого ребенка – В., а Е.. является не первым, а вторым ребенком истца (л.д. 36).

Истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на Е.., как на первого ребенка, решением ответчика №... от ... истцу также было отказано в выдаче сертификата по тем же основаниям (л.д. 37).

Истец в третий раз обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на Е., как на второго ребенка, однако решением ответчика №... от ... истцу было отказано в выдаче сертификата по тем же основаниям (л.д. 38).

Решением ОСФР №... от ... Емельяновой Т.Ю. вновь было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на Е., как на первого ребенка, по тем же основаниям (л.д.39).

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39).

Как было указано выше, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, дети, оставленные данными лицами в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дети, в отношении которых имеется письменное согласие матери на их усыновление (за исключением согласия на их усыновление отчимом), а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей начиная с 1 января 2007 года или первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, однократно. На это обстоятельство указано и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года.

При этом, по смыслу положений ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ, в целях определения права лица на дополнительные меры государственной поддержки, обеспечиваемые за счет материнского (семейного) капитала, если у такого лица имелся ребенок (дети), в отношении которого оно было лишено родительских прав, такой ребенок не учитывается в качестве первого, подлежат учету только другие родившиеся или усыновленные дети в соответствующей последовательности.

Иной подход означал бы, что один только факт лишения лица родительских прав в отношении первого ребенка, независимо от последующего рождения других детей и исполнения в отношении них родительских обязанностей, исключал бы предоставление такому лицу дополнительных мер государственной поддержки, создавая дополнительную, не предусмотренную законом санкцию за имевшее место в прошлом ненадлежащее осуществление родительских обязанностей, что противоречило бы природе Российской Федерации как социального государства (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), а также целям правового регулирования, установленного Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ, по смыслу которого адресатом предусмотренных им мер государственной поддержки является не конкретное лицо, а семьи, имеющие детей, и назначением таких мер является обеспечение семьям достойной жизни.

Законом не ограничено право на получение дополнительных мер государственной поддержки, а именно средств материнского (семейного) капитала, женщин, лишенных родительских прав, закон только предписывает при определении такого права не учитывать детей, в отношении которых матери лишены родительских прав.

В соответствии счастью 6 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3 - 4.1 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Таким образом, судом установлено, что Емельянова Т.Ю. не получала государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на детей, в отношении одного из которых она лишена родительских прав, при этом право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитала в отношении Е., ... года рождения, истцом, не лишенным в отношении данного ребенка родительских прав, не утрачено, а возникло с момента рождения.

На момент обращения с заявлением на выдачу государственного сертификата на материнский капитал истец воспитывала одного несовершеннолетнего ребенка, родившегося после 01.01.2020, и ее право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с рождением фактически первого ребенка, то есть без учета ребенка, в отношении которого она была лишена родительских прав, который в силу закона не должен учитываться при определении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Позиция ответчика противоречит требованиям Федерального закона № 256-ФЗ, поскольку, исходя из такого толкования закона ответчиком, женщины, родившие первого ребенка после 01.01.2020 года, имеют право на меры государственной поддержки, а женщины, лишенные родительских прав в отношении первого ребенка, могут воспользоваться данными мерами только, родив двоих детей после 01.01.2020 года.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Емельяновой Т.Ю. являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Емельяновой Т.Ю. – удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (ОГРН , ИНН ) выдать Емельяновой Т.Ю. (СНИЛС ) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка Е., ... года рождения.

    Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 12 сентября 2023 года включительно.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.

    

Председательствующий судья: подпись             Р.А. Синягин

Решение суда в окончательной форме составлено 12 сентября 2023 года.

Судья: подпись                             Р.А. Синягин

Решение суда в законную силу не вступило.

Подлинник документа подшит в деле 2-1676/2023, находящемся в производстве Фрунзенского районного суда г. Владимира.

Секретарь с/з                             Е.Н. Тишина

2-1676/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Емельянова Татьяна Юрьевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области
Другие
Емельянова Светлана Геннадьевна
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владимир
Судья
Синягин Роман Александрович
Дело на сайте суда
frunzensky.wld.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2023Передача материалов судье
13.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Подготовка дела (собеседование)
12.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее