Судья Кочурова Н.Н. Дело: 33-3170/2020
УИД: 18RS0003-01-2020-000156-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Копотева И.Л.
судей Константиновой М.Р., Дубовцева Д.Н.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 19 августа 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 3 июня 2020 года, которым удовлетворены исковые требования Братухиной В.А. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения.
На Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики возложена обязанность по предоставлению в пользование Братухиной В. А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного применительно к условиям г. Ижевска Удмуртской Республики жилого помещения, расположенного на территории города Ижевска, в виде жилого дома или квартиры не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров.
Взысканы с Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики в пользу Братухиной В. А. судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
В удовлетворении исковых требований Братухиной В. А. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения оставлены отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., выслушав объяснения Братухиной В.А., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Братухина В.А. обратилась в суд с иском, в котором просила возложить на Министерство образования и науки Удмуртской Республики обязанность по предоставлению благоустроенно жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилищного фонда. Требования мотивированы тем, что Братухина В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ни в собственности, ни по договору социального найма у нее жилых помещений не имеется. Истец имеет право на получение жилого помещения, вместе с тем жилье истцу до настоящего времени не предоставлено.
Определением суда от 11 февраля 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Определением суда от 5 марта 2020 года судом приняты от истца уточнения исковых требований, согласно которых Братухина В.А. просит обязать ответчиков предоставить по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Ижевска Удмуртской Республики, расположенное на территории г. Ижевска жилое помещение не менее 18 кв. м. и не более 36 кв. м.
В судебное заседание суда первой инстанции истец, представители ответчиков Министерства образования и науки Удмуртской Республики и Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Истец представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Ранее в письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики иск не признал, указывая, что Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Удмуртской Республики №8-РЗ) предусмотрен порядок обеспечения жильем лиц данной категории – по списку. Законом не установлен срок предоставления жилого помещения данной категории лиц. Истец Братухина В.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Жилое помещение подлежит предоставлению в порядке очереди. Более того, специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики на основании проведенных закупок для государственных нужд с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур. Для исполнения решения Министерству законно и объективно необходимо около 6 месяцев, поэтому в случае удовлетворения иска просит установить срок для исполнения решения суда до 31 октября 2020 года.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе выражено несогласие представителя Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики Чикуровой Ю.М., действующей по доверенности, с решением суда, в связи с тем, что судом не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика, что для исполнения решения суда законно и необходимо около 6 месяцев. Министерство в пределах своих полномочий вправе лишь предоставлять жилые помещения детям-сиротам из специализированного жилищного фонда, но не имеет полномочий по его формированию путем приобретения либо строительства жилых помещений. Специализированный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановления Правительства Удмуртской Республики от 17 января 2018 года №3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики», с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур. С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев и для включения жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда - 30 дней с даты поступления документов из Минстроя Удмуртской Республики. В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе определить порядок и срок исполнения решения суда, поэтому просит решение суда изменить, установив срок исполнения ответчиком обязанности по предоставлению в пользование истцу жилого помещения по договору специализированного найма до 31 октября 2020 года, который, по мнению представителя ответчика, отвечает требованиям разумности и справедливости и не затрагивает существо конституционных прав сторон.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством размещения информации о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы на сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/).
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции, что Братухина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ее родители – мать БОА и отец БАВ лишены родительских прав на основании решений Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Истец Братухина В.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта истца.
Нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма истец не является (справки: администрации МО «Завьяловский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, администрации МО «Хохряковское» № от ДД.ММ.ГГГГ, справки управления муниципального жилья администрации г. Ижевска №-ж от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец не имеет в собственности жилого помещения (справки ГУП Удмуртской Республики «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, Завьяловского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ).
Ответчик Министерство образования и науки Удмуртской Республики включил истца в Республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, на основании уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ) истец не обеспечена.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, по существу сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо, относящееся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающееся в жилом помещении.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, основан на нормах материального права, подтвержден исследованными доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержат статья 2 и часть 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:
1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 3 статьи 3).
Установив, что Братухина В.А. включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, нуждается в предоставлении жилого помещения, достигла возраста 18 лет, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Право истца на представление жилого помещения в г. Ижевске Удмуртской Республике (по месту постоянного проживания в г. Ижевске) подтверждено материалами гражданского дела.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных законом оснований для предоставления жилого помещения истцу во внеочередном порядке, судебная коллегия находит несостоятельным.
Как указано выше, истец включена в республиканский список, о чем уведомлена первым заместителем министра образования Удмуртской Республики письмом №<данные изъяты>. Включение истца в указанный список не предполагает соблюдение очередности в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Такой вывод следует из системного анализа норм Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон связывает наступление у ответчика обязанности предоставить жилое помещение лицам данной категории, включенным в список, с достижением ими совершеннолетия и не обусловливает такую обязанность очередностью. Список является лишь способом учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их дальнейшего обеспечения жильём и определения объемов финансирования.
Установленный законом порядок реализации права на обеспечение жильем истцом соблюден, что явилось основанием для удовлетворения исковых требований Братухиной В.А. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики и об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству образования и науки Удмуртской Республики.
Довод апеллянта о том, что обжалуемым судебным актом не установлен разумный и достаточный срок (до 31 октября 2020 года) для его исполнения, также не убедителен, поскольку, как уже указывалось ранее, в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Удмуртской Республики №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются немедленно после наступления предусмотренных указанными законами обстоятельств.
Кроме того, действительно согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на которую ссылается апеллянт в жалобе, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При этом положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат правила об установлении в решении суда срока, в течение которого оно должно быть исполнено (часть 2). Однако установление срока исполнения решения суда предусмотрено лишь для тех категорий дел, решения по которым не связаны с передачей имущества или денежных сумм (часть 1).
Следовательно, указанные нормы подлежат применению только тогда, когда возложенные судом на ответчика обязанности не связаны с передачей имущества или денежных сумм. Обжалуемым решением суд обязал ответчика совершить действия, связанные с передачей истцу имущества – жилого помещения, в связи с чем положения статей 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям неприменимы.
Ссылка в апелляционной жалобе на временные затраты для осуществления мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд при покупке жилого помещения истцу в силу необходимости соблюдения обязательного порядка, установленного Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не может быть принята во внимание.
Так, предметом спора являлось решение вопроса о наличии или отсутствии у Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики обязанности обеспечить Братухину В.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда, а не порядок и сроки приобретения ответчиком таких жилых помещений. Соответственно, вопреки доводу апелляционной жалобы, у суда первой инстанции отсутствовала необходимость в исследовании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом в случае объективной необходимости и при наличии к тому оснований ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 3 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики– без удовлетворения.
Председательствующий: И.Л. Копотев
Судьи: М.Р. Константинова
Д.Н. Дубовцев