Дело№ 2а-1620/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 июня 2019 г. г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе
Председательствующего: Степановой Ю.С.,
при секретаре Цукановой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Меркуловой М.В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, понуждение к совершению определенных действий,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Меркулова М.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просит: признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> обязать административного ответчика произвести действия по государственной регистрации права собственности на вышеуказанный дом в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Рсковые требования мотивированы нарушением ответчиком требований Федерального закона РѕС‚ 13.07.2015 в„– 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, выразившимся РІ незаконном отказе РІ государственной регистрации права собственности РЅР° жилой РґРѕРј.
В судебном заседании представитель административного истца Муляр В.Я. поддержал исковые требования, просил административный иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Савинов А.С. против удовлетворения административного иска возражал, указывая, что данный объект обладает признаками многоквартирности и не является жилым домом.
Заслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования: для ведения садоводства.
20.11.2018 Меркулова М.В. обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, постановки на кадастровый учет.
04.03.2019 административному истцу отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества, в связи с тем, что спорный объект, имеющий 3 этажа, не является объектом индивидуального жилищного строительства.
Полагая решение незаконным, административный истец обратилась в суд за защитой нарушенного права.
Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их ограничения (обременения) являются документы, которые определены статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются, в частности:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Рсчерпывающий перечень оснований для отказа РІ государственной регистрации установлен СЃС‚. 27 Федерального закона РѕС‚ 13.07.2015 в„– 218-ФЗ, согласно которой РІ осуществлении государственного кадастрового учета Рё (или) государственной регистрации прав может быть отказано РІ случае, если РІ течение СЃСЂРѕРєР° приостановления РЅРµ устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета Рё (или) государственной регистрации прав, указанные РІ статье 26 настоящего Федерального закона.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что при обращении к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на жилой дом по адресу: <адрес> Меркулова М.В. были представлены, в том числе технический план здания, декларация об объекте недвижимости, документы о праве собственности на земельный участок.
В силу вышеизложенным норм закона, представленные документы соответствовали требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не имели противоречий между заявленными правами и отражали информацию о жилом доме, необходимую для государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для определения наличия признаков многоквартирности спорного объекта недвижимости Севгосстройназором проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлено, что капитальное строение, расположенное по адресу: <адрес> является объектом незавершенного строительством, с количеством визуально определяемых этажей -3, определить точное назначение помещений не представляется возможным, т.е. сделать объективный вывод о том, что объект является многоквартирным домом не представляется возможным.
Сведений о проведении иных исследований, в том числе строительно-технических заключений по установлению факта многоквартирности спорного объекта недвижимого имущества, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности на жилой дом по мотиву его многоквартирности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом по <адрес> противоречит закону и нарушает права административного истца, в связи с чем подлежит отмене, с возложением на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления административного истца.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на спорный объект, поскольку решение указанного вопроса относится к распорядительным полномочиям соответствующего органа и не может осуществляться судом.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административный иск Меркуловой М.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от 04.03.2019 года № об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – здание, расположенное по адресу: <адрес>
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя повторно рассмотреть заявление Меркуловой М.В. о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 26.06.2019 г.
Судья Ю.С. Степанова