УИД:23RS0040-01-2024-001093-73
Стр.2.078
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Анапа "02" октября 2024 года
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Аулова А.А.
при секретаре Фомине Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойленко А. Г. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Краснодарскому краю об индексации страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Самойленко А.Г. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Краснодарскому краю с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ об индексации страховой пенсии по старости, сославшись на то, что с 05 июля 2013 года он является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях". В 2021 году он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, однако в перерасчете было отказано по тем основаниям, что он является работающим пенсионером, в связи с чем выплата страховой пенсии по старости производится без учета индексацией, поскольку согласно информационным системам в отношении него ежемесячно сдается отчет по форме СЗВ-М работодателем – ООО "Яндекс", согласно данных индивидуального лицевого счета он с 18 февраля 2019 года работает в ООО "Яндекс" на основании неоплачиваемого трудового договора. Между тем, 06 декабря 2022 года он обратился в ООО "Яндекс" с заявлением о внесении корректировки в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в связи с фактическим отсутствием трудовых отношений. Так, согласно полученного ответа от 26 декабря 2022 года он никогда не состоял в трудовых отношениях с ООО "Яндекс", трудовой договор не заключался, между ним и ООО "Яндекс" был заключен гражданско-правовой договор № от 18 февраля 2019 года, в связи с чем сведения по форме СЗВ-М о трудовом стаже были переданы без указания перечислений страховых взносов, так как заработная плата либо вознаграждения ему не начислялись. Вместе с тем, в рамках гражданско-правового договора исполнитель получает вознаграждение, такой договор заключается на конкретный срок и продлевается в случае необходимости, однако указанное ООО "Яндекс" сделано не было, в связи с чем с 2021 года он лишен возможности получать пенсию с учетом индексации. В связи с чем истец Самойленко А.Г. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями и просит возложить на ОСФР по Краснодарскому краю обязанность произвести перерасчет пенсии (индексацию) Самойленко А.А. за период с 16 августа 2021 года по 31 мая 2023 года включительно.
Истец Самойленко А.А. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства дела в порядке, установленном ст.ст.113-116 ГПК РФ, путем направления судебного извещения посредством почтовой связи заказной корреспонденции по адресу регистрации указанного лица по месту жительства, которая впоследствии возвращена в адрес суда с отметкой почтового отделения - "истёк срок хранения" в связи с неявкой адресата за получением корреспонденции, несмотря на извещение указанного лица об её поступлении, и истечении в связи с этим сроков хранения, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления с почтовым идентификатором №.
Таким образом, отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства почтовой корреспонденцией из разряда "судебное" является риском самого гражданина, который и несет все неблагоприятные последствия своего бездействия, поскольку при возвращении отделением почтовой связи судебных повесток и извещений с отметкой отделения связи "истек срок хранения" неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела, в связи с чем суд в соответствии с положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии истца Самойленко А.А.
Представитель истца Самойленко А.А. – Токарева Е.В., действующая на основании доверенности 23АВ 4016427 от 15 февраля 2024 года, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства дела, представила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем суд в соответствии с положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии представителя истца Самойленко А.А. - Токаревой Е.В.
Представитель ответчика – ОСФР по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке, установленном ст.ст.113-116 ГПК РФ, путем направления судебного извещения посредством почтовой связи заказной корреспонденции по месту нахождения территориального отделения пенсионного органа, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления с почтовым идентификатором 80407801096090, 80407801096106, при этом в материалах дела имеется заявление представителя ОСФР по Краснодарскому краю Богдановой Н.Л., действующей на основании доверенности №679-юр от 21 декабря 2023 года, о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем суд в соответствии с положениями ч.ч.4,5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика – ОСФР по Краснодарскому краю.
В возражениях, ранее представленных в материалы дела, представитель ответчика указала, что заявленные Самойленко А.А. исковые требования не признает, поскольку в соответствии с п.1 ст.26.1 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.ч.2,5-8 ст.18 приведенного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ предоставляются страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице. Так, согласно информационным система работодателем – ООО "Яндекс" на Самойленко А.Г. ежемесячно сдаются "сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М, а также ежегодно - "сведения о страховом стаже застрахованных лиц" по форме СЗВ-СТАЖ. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-ИЛС) от 27 февраля 2024 года и п.п.2.5, 2.7 Перечня сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица от 27 февраля 2024 года в ООО "Яндекс" Самойленко А.Г. является работающим с 18 февраля 2019 года по январь 2024 года. При этом сведения о прекращении трудовой деятельности Самойленко А.А. в ООО "Яндекс" на индивидуальный лицевой счет не поступали, при поступлении сведений о прекращении трудовой деятельности Самойленко А.А. размер страховой пенсии будет пересмотрен с учетом сроков, предусмотренных законом. Таким образом, правовые основания для индексации (увеличения) размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии отсутствуют, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Яндекс" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства дела в порядке, установленном ст.ст.113-116 ГПК РФ, путем направления судебного извещения посредством почтовой связи заказной корреспонденции по месту нахождения юридического лица, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80407801096199, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об уважительности причин неявки в судебное заседание в адрес суда не представил, в связи с чем суд в соответствии с положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии представителя указанного лица.
Обсудив доводы искового заявления, возражения ответчика, исследовав и оценив фактические обстоятельства и письменные доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, признавая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и определяя в качестве одного из основных направлений социальной защиты обеспечение государственной поддержки пожилых граждан (статья 7, часть 2), закрепляет в числе основ правового статуса личности право каждого на социальное обеспечение, в частности, по возрасту (статья 17, часть 1; статья 39, часть 1; статья 64), а также относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Особенности выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности регламентированы статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенной Федеральным законом от 29 декабря 2015 года №385-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно частей 4, 5 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 указанного Федерального закона.
В силу положений частей 7 - 9 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 данной статьи.
Из анализа указанной правовой нормы следует, что работающим пенсионерам страховая пенсия выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты. Данная норма корреспондирует положениям п.3 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, предусматривающей увеличение размера страховой пенсии работающих пенсионеров по данным индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, уплачиваемых работодателем за период работы пенсионера. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено повышение уровня пенсионного обеспечения как работающих пенсионеров в порядке п.3 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, так и пенсионеров, прекративших работу, в порядке ст.26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.
Из положений статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" также следует, что установление факта осуществления либо прекращения пенсионером работы производится пенсионным органом по данным индивидуального (персонифицированного) учета. При этом, пенсионер вправе самостоятельно представить в пенсионный орган заявление о факте осуществления (прекращения) работы и подтверждающие документы. В случае прекращения пенсионером работы, перерасчет размера пенсии с учетом ее индексации (увеличения) осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы (ч.3 ст.26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях"), и производится до дня, предшествующего дню возобновления работы (ч.8 ст.26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ). При этом, в случае выявления обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, решение о выплате таких сумм пересматривается пенсионным органом, в том числе за прошедшее время.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абзац второй); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой).
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации (абзац второй подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с названным Федеральным законом; застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций устанавливает Федеральный закон от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения (абзац четвертый пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как установлено судом и следует из материалов дела, Самойленко А.Г. с 05 июля 2013 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
В 2022 году Самойленко А.Г. обратился в клиентскую службу (на правах отдела) в городе-курорте Анапа ОСФР по Краснодарскому краю с заявлением об индексации пенсии на основании ч.6 ст.26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", в чем ему было отказано ввиду того, что он является работающим пенсионером, так как согласно данным индивидуального лицевого счета с 18 сентября 2019 года он является работающим в ООО "Яндекс" на основании неоплачиваемого трудового договора, в связи с чем выплата страховой пенсии по старости производится без учета индексаций.
Согласно письменного уведомления от 10 августа 2022 года, направленного ГУ – ОПФР по Краснодарскому краю в адрес Самойленко А.Г., согласно данным индивидуального лицевого счета Самойленко А.Г. является с 18 февраля 2019 года работающим в ООО "Яндекс" на основании неоплачиваемого трудового договора, таким образом, поскольку Самойленко А.Г. является работающим пенсионером, выплата страховой пенсии по старости производится без учета индексаций, при поступлении сведений о прекращении трудовой деятельности выплата пенсии будет осуществляться в размере и в сроки, предусмотренные пенсионным законодательством.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица Самойленко А.Г. (форма СЗИ-ИЛС) сформированным по состоянию на 01 апреля 2024 года ООО "Яндекс" в Пенсионный фонд РФ подавались сведения о Самойленко А.Г., как застрахованном физическом лице, в течение срока действия заключенного с ним гражданско-правового договора, а, именно: в период с 18 февраля 2019 года по 31 декабря 2019 года, в период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, в период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, в период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, в период с 01 января 2023 года по 24 января 2023 года.
Вместе с тем, как усматривается из приведенных сведений в графе "сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица" и в графе "сумма начисленных страховых взносов на страховую пенсию, на основании которой рассчитана величина ИПК", за период с 18 февраля 2019 года по 31 декабря 2019 года, за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, за период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года проставлены – "0,00", при этом в графе "сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица" и в графе "сумма начисленных страховых взносов на страховую пенсию, на основании которой рассчитана величина ИПК", за период с 01 января 2023 года по 24 января 2023 года проставлены значения "46,29" и "22,26", соответственно.
Таким образом, в периоды: с 18 февраля 2019 года по 31 декабря 2019 года, с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года ООО "Яндекс" не осуществляло какие-либо выплаты Самойленко А.Г. и страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации не уплачивало.
07 декабря 2022 года Самойленко А.Г. посредством почтовой связи в адрес ООО "Яндекс" направлено заявление о внесении корректировки в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица путем исключения сведений о периоде трудовой деятельности в период с 18 февраля 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Как усматривается из уведомления ООО "Яндекс" от 24 января 2023 года, направленного посредством электронной почты в адрес Самойленко А.Г., ООО "Яндекс" уведомило Самойленко А.Г. о расторжении договора № от 18 февраля 2019 года с 24 января 2023 года.
Полагая отказ пенсионного органа произвести индексацию получаемой им пенсии незаконным и ссылаясь на то, что в период 16 августа 2021 года по 31 мая 2023 года он не выполнял никакой работы ООО "Яндекс" и указанное юридическое лицо не начисляло страховые взносы в этот период, Самойленко А.Г. обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статей 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается, в первую очередь, поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет, в свою очередь, лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности.
Согласно статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Проанализировав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, пояснения сторон во взаимосвязи с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации Самойленко А.Г. в юридически значимый период с 18 февраля 2019 года по 31 декабря 2022 года выплаты от ООО "Яндекс" не получал, а потому он в указанный период не может считаться застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию, так как правовое значение имеет не только факт заключения с пенсионером гражданско-правового договора на оказание услуг, но и получение пенсионером оплаты по такому договору, что в данном случае отсутствует.
То обстоятельство, что между истцом Самойленко А.Г. и ООО "Яндекс" был заключен гражданско-правовой договор № от 18 февраля 2019 года не свидетельствует о том, что Самойленко А.Г. относится к числу застрахованных лиц, поскольку, исходя из положений п.1 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", застрахованным лицом является лицо, с которым заключен гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, и получающее по такому договору оплату.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика - Отделение фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Краснодарскому краю обязанности произвести Самойленко А.Г. индексацию пенсии с учетом ограничений, установленных положениями ч.3 ст.196 ГПК РФ, за период с 16 августа 2021 года по 31 декабря 2022 года и с 01 февраля 2023 года по 31 мая 2023 года.
Между тем, суд не находит оснований для возложения на ответчика - Отделение фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Краснодарскому краю обязанности произвести Самойленко А.Г. индексацию пенсии за январь 2023 года, поскольку ООО "Яндекс" были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за январь 2023 года, что не позволяет отнести Самойленко А.Г. к категории неработающих пенсионеров в январе 2023 года,
При этом суд находит безосновательными и подлежащими отклонению доводы представителя ответчика о том, что в период действия гражданско-правового договора, заключенного между ООО "Яндекс" и истцом Самойленко А.Г., последний имел статус работающего пенсионера, которому страховая пенсия не должна индексироваться, поскольку в силу положений ст.11 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, однако, как было указано выше, ООО "Яндекс" в указанный период страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации не уплачивало.
Индексация страховой пенсии по старости как неработающему пенсионеру не носит заявительного характера, поскольку исходя из части 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится пенсионным органом.
Таким образом, индексация страховой пенсии пенсионеру, прекратившему осуществление трудовой и (или) иной оплачиваемой по гражданско-правовому договору деятельности, осуществляется без соответствующего заявления пенсионера.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самойленко А. Г. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Краснодарскому краю об индексации страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091) произвести за период с 16 августа 2021 года по 31 декабря 2022 года и с 01 февраля 2023 года по 31 мая 2023 года индексацию страховой пенсии Самойленко А. Г. (серия и номер документа, удостоверяющего личность, - <данные изъяты>), как неработающему пенсионеру.
В удовлетворении остальной части исковых требований Самойленко А. Г. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Краснодарскому краю об индексации страховой пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Анапский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 16 октября 2024 года.