Мотивированное решение изготовлено 14.09.2018 г.
Дело № 2а-2699/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Бор 10 сентября 2018 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Строкиной С.А.
с участием административного истца Ануфриева В.Н., представителя административного ответчика ОМВД России по <адрес> – Н.Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ануфриева В.Н. к старшему государственному инспектору РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> К.С.Н., ОМВД России по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Борский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме заявления и документов по регистрации транспортного средства.
В обоснование заявленных требований указано, что вступившим в законную силу решением Канавинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен юридический факт добросовестного, открытого и непрерывного владения и пользования Ануфриевым В.Н. на праве собственности мотоциклом <данные изъяты> года выпуска, двигатель <данные изъяты>, шасси <данные изъяты>, цвет черный.
ДД.ММ.ГГГГ Ануфриев В.Н. посредством Портала государственных услуг Российской Федерации обратился с заявлением о регистрации мотоцикла с выдачей паспорта транспортного средства, свидетельства и регистрации и регистрационного знака.
ДД.ММ.ГГГГ. прибыв в РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> с транспортным средством и необходимыми документами, административный истец получил решение по заявлению <данные изъяты>, согласно которому Ануфриеву В.Н. отказано в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации транспортного средства на основании п.22 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Ануфриев В.Н. полагает, что данное решение государственного инспектора РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> препятствует его обязанности, как собственника транспортного средства, зарегистрировать мотоцикл в установленном порядке и нарушает его права на пользование принадлежащим ему на законных основаниях имуществом.
В судебном заседании Ануфриев В.Н. административное исковое заявление поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что ранее данный мотоцикл в органах ГИБДД на учете не состоял, паспорт транспортного средства не выдавался, так как мотоцикл выпущен до введения в действие положения о ПТС. На основании указанных обстоятельств, Ануфриев В.Н. обратился в ГИБДД с заявлением о регистрации транспортного средства, указав в бланке заявления на необходимость получения ПТС.
Дополнительно пояснил, что в устном разговоре с сотрудником РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> ему было пояснено, что отказ в приеме документов и заявления о регистрации транспортного средства обусловлен отсутствием ПТС.
Представитель административного ответчика – ОМВД России по <адрес> – Н.Е.Р., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, с требованиями административного истца не согласна. Пояснила, что п.15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о регистрации транспортного средства, среди которых перечислены: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее постановленных по государственному оборонному заказу.
В связи с тем, что документы, удостоверяющие соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения (паспорт транспортного средства) на мотоцикл у истца отсутствует, последнему было отказано в приеме документов и заявления о регистрации транспортного средства.
Административный ответчик государственный инспектор РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> К.С.Н., извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не направила.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного административного ответчика государственного инспектора РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> К.С.Н.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон N 196-ФЗ), принятый во исполнение указанного Закона Приказ МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 (далее - Правила).
Проведение регистрационных действий осуществляется любым регистрационным подразделением Госавтоинспекции Российской Федерации вне зависимости от места жительства и (или) регистрации по месту пребывания физического лица или места регистрации и (или) нахождения юридического лица либо его обособленного подразделения. Регистрация конкретного транспортного средства производится только за одним юридическим или физическим лицом (п.п.24, 24.5 Правил).
Согласно п. 22 Административного регламента, утв. в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента (в числе которых указан паспорт транспортного средства), либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
В силу п.39 Правил при регистрации транспортных средств, выпущенных организациями-изготовителями или ввезенных на территорию Российской Федерации до введения в действие паспортов транспортных средств, регистрационными подразделениями выдаются паспорта транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 (ред. от 22.06.2009) "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям, а также установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Абзацем 2 названного выше постановления регламентировано, что паспорта транспортных средств выдаются:
организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после ДД.ММ.ГГГГ, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ;
таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ;
подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до ДД.ММ.ГГГГ или ввозимые на территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до ДД.ММ.ГГГГ, - при предъявлении их к регистрации.
Указанному положению корреспондирует и п.7 Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", согласно которому подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до ДД.ММ.ГГГГ или ввозимые в Российскую Федерацию до ДД.ММ.ГГГГ, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
Судом в судебном заседании на основании представленных в материалы дела письменных доказательств, а также пояснений сторон, достоверно установлено, что вступившим в законную силу решением Канавинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен юридический факт добросовестного, открытого и непрерывного владения и пользования Ануфриевым В.Н. на праве собственности мотоциклом ИЖ-49 1957 года выпуска, двигатель <данные изъяты>, цвет черный.
Ануфриев В.Н. ДД.ММ.ГГГГ посредством Портала государственных услуг Российской Федерации обратился в РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> с заявлением о регистрации мотоцикла с выдачей паспорта транспортного средства, свидетельства и регистрации и регистрационного знака.
ДД.ММ.ГГГГ, прибыв в РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> с транспортным средством и необходимыми документами, административный истец получил решение, согласно которому Ануфриеву В.Н. отказано в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации ранее незарегистрированного в органах ГАИ-ГИБДД мотоцикла <данные изъяты> года выпуска, рама <данные изъяты>, двигатель <данные изъяты> на основании п.22 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д.19).
В устном разговоре с сотрудником РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> Ануфриеву В.Н. было пояснено, что отказ в приеме документов и заявления о регистрации транспортного средства обусловлен отсутствием ПТС.
Однако, судом установлено, что в 2010 году административным истцом было приобретено транспортное средство – мотоцикл <данные изъяты>, которое в органах ГИБДД на регистрационном учете не состояло.
В связи с тем, что данное транспортное средство выпущено организацией-изготовителем в 1957 году, а именно до введения паспортов транспортных средств, паспорт транспортного средства у собственника отсутствовал ввиду его неполучения, указанный документ на транспортное средство не мог быть предъявлен Ануфриевым В.Н. в РЭО ГИБДД при подаче заявления о регистрации.
Анализируя установленные по делу обстоятельства в их совокупности с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение государственного инспектора РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> К.С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ противоречит положениям п.39 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке регистрации транспортных средств", а также иным приведенным выше нормам закона, в связи с чем не может быть признано законным и обоснованным.
Рассматривая требование Ануфриева В.Н. о возложении на РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> обязанности осуществить регистрацию транспортного средства – мотоцикл ИЖ-49 1957 года выпуска, двигатель <данные изъяты>, цвет черный, мощность двигателя л.с. (кВт) 11,5 (8,45), объем двигателя куб.см.346, разрешенная макс.масса кг 325, масса без нагрузки кг 165, организация изготовитель «Государственный союзный машиностроительный завод» с оформлением и выдачей паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства и регистрационного знака, суд считает, что данное решение относится к исключительной компетенции РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес>.
Установив, что при рассмотрении указанного вопроса нарушены права заявителя по изложенным выше основаниям, суд признает отказ в приеме заявления и документов для регистрации транспортного средства незаконным, но при этом у суда отсутствуют основания для указания на обязанность соответствующего органа зарегистрировать транспортное средство, тем самым подменяя своим решением решение уполномоченного на то органа.
В данном случае решение суда о признании решения административного органа незаконным, означает его недействительность с момента принятия. Последствия вынесения такого решения заключаются в том, что недействительный отказ в приеме заявления и документов для регистрации транспортного средства должен рассматриваться уполномоченным органом как не имеющий юридической силы, в связи с чем у принявшего его органа, в соответствии с его функциональными полномочиями, возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если общие основания для этого сохраняются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░.░.░., ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░.░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.░░.346, ░░░░░░░░░░░ ░░░░.░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░