ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
8 февраля 2019 г. г. Улан-Удэ
Президиум Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Кирилловой А.А.,
членов Президиума: Бидогаевой А.Ю., Ходошкиновой Э.А., Ивановой В.А., Ховрова О.Е.,
при секретаре Базаровой О.М.,
рассмотрел по докладу судьи Верховного Суда Республики Бурятия Раднаевой Т.Н. гражданское дело по искуУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия к Правительству Республики Бурятия, администрации муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ о понуждении к исполнению требований санитарного законодательства
по кассационной жалобеУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июля 2018г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 10 октября 2018 года,
Кассационная жалоба с гражданским делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Бурятия определением судьи Верховного Суда Республики Бурятия Раднаевой Т.Н.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Бурятия Раднаевой Т.Н., выслушав объясненияпредставителей Правительства Республики Бурятия и администрации г. Улан-Удэ Митыповой Е.В. и Булытовой И.В. соответственно, пояснения представителей Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Шинкаревой А.А. и Актиновой И.В., Президиум
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (далее-Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, требуя обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронений твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:
расположенного между домами по ул. Бабушкина, 110 и 112, в 30 метрах к юго-западу от дома №110 ул. Бабушкина, на территории площадью около 50 кв.м. объемом 10 куб.м, координаты: широта - С 51° 48" 13" долгота-В 107° 36" 11";
расположенного в районе домов по ул. Залесная, 21В и ул. Пищевая, 42, в 100 метрах к югу от дома №42 ул. Пищевая, площадью около 50 кв.м., объемом 5 куб.м., координаты: широта - С 51° 48" 55" долгота - В 107° 41" 26";
расположенного в районе жилого дома по ул. Наушкинская, 14, к юго-востоку от жилого дома по ул.Наушкинская, 14, возле опоры ЛЭП, на территории площадью 50 кв.м., объемом 3 куб.м., координаты: широта - С 51° 48" 4" долгота - В 107° 36" 43";
расположенного в районе кладбища пос. Мелькомбинат, примерно в 100м. к югу от жилого дома №197А по ул. Залесная, и 25 метров к востоку от территории кладбища на территории площадью 50 кв.м., объемом 10 куб.м. координаты: широта - С 51° 48" 43" долгота-В 107° 41"36";
расположенного примерно в 30 м. к юго-западу от жилого дома № 26 по ул. Братская, на территории площадью около 20 кв.м., объемом 3 куб.м., координаты: широта - С 51° 49" 0.2" долгота - В 107° 38"36";
расположенного при въезде в переулок по ул. Красноармейская, 20А примерно в 50 м. к югу от здания «Водоканал» на территории площадью примерно 25 кв.м., объемом 10 куб.м., координаты: широта - С 51°50" 20" долгота - В 107° 36" 6";
расположенного примерно в 100м. к северу от дома №23 по ул. Жасминовая п.Забайкальский на территории площадью около 1000 кв.м. объемом 50 куб.м., координаты: широта - С 51°44" 46" Долгота - В 107° 40" 32".
расположенного примерно в 50 м. к западу от дома №98 по ул. Шевченко, мкр. Аршан в овраге на территории площадью около 500 кв.м., объемом 30 куб.м., координаты: широта - С 51°5Г 12" долгота - В 107° 36 24".
расположенного за пределами ТСН «Пионер-1» примерно в 50м. к югу от жилого дома № 1 ТСН «Пионер» на территории площадью около 100 кв.м., объемом 3 куб.м., координаты: широта - С 5Г52" 35" Долгота - В 107° 43 28".
Кроме этого, Управление Роспотребнадзора по РБ просило обязать администрацию муниципального образования городского округа « город Улан-Удэ» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с вышеперечисленных земельных участков.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июля 2018г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 октября 2018 года, иск Управления Роспотребнадзора по РБ оставлен без удовлетворения.
В кассационнойжалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Бурятия 12 декабря 2018 года, Управление Роспотребнадзора по РБ просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, указывая на существенное нарушение судами норм материального права, которые являются существенными и непреодолимыми, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения допущены судебными инстанциями при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в связи с поступившими обращениями граждан и организаций Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия в июне 2017 года проведено обследование земельных участков на территории г.Улан-Удэ, по результатам которого установлено захламление твердыми коммунальными отходами следующих земельных участков:
расположенного между домами по ул. Бабушкина, 110 и 112, в 30 метрах к юго-западу от дома №110 ул. Бабушкина, на территории площадью около 50 кв.м. объемом 10 куб.м, координаты: широта - С 51° 48" 13" долгота-В 107° 36" 11";
расположенного в районе домов по ул. Залесная, 21В и ул. Пищевая, 42, в 100 метрах к югу от дома №42 ул. Пищевая, площадью около 50 кв.м., объемом 5 куб.м., координаты: широта - С 51° 48" 55" долгота - В 107° 41" 26";
расположенного в районе жилого дома по ул. Наушкинская, 14, к юго-востоку от жилого дома по ул. Наушкинская, 14, возле опоры ЛЭП, на территории площадью 50 кв.м., объемом 3 куб.м., координаты: широта - С 51° 48" 4" долгота - В 107° 36" 43";
расположенного в районе кладбища пос. Мелькомбинат, примерно в 100м. к югу от жилого дома №197А по ул. Залесная, и 25 метров к востоку от территории кладбища на
территории площадью 50 кв.м., объемом 10 куб.м. координаты: широта - С 51° 48" 43" долгота-В 107° 41"36";
расположенного примерно в 30 м. юго-западу от жилого дома № 26 по ул. Братская, на территории площадью около 20 кв.м., объемом 3 куб.м., координаты: широта - С 51° 49" 0.2" долгота - В 107° 38"36";
расположенного при въезде в переулок по ул. Красноармейская, 20А примерно в 50 м. к югу от здания «Водоканал» на территории площадью примерно 25 кв.м., объемом 10 куб.м., координаты: широта - С 51°50" 20" долгота - В 107° 36" 6";
расположенного примерно в 100м. к северу от дома №23 по ул. Жасминовая п. Забайкальский на территории площадью около 1000 кв.м. объемом 50 куб.м., координаты: широта - С 5Г44" 46" Долгота - В 107° 40" 32".
расположенного примерно в 50 м. к западу от дома №98 по ул. Шевченко, мкр. Аршан в овраге на территории площадью около 500 кв.м., объемом 30 куб.м., координаты: широта- С 5Г5Г 12" долгота - В 107° 36 24".
расположенного за пределами ТСН «Пионер-1» примерно в 50м. к югу от жилого дома № 1 ТСН «Пионер» на территории площадью около 100 кв.м., объемом 3 куб.м., координаты: широта - С 5Г52" 35" Долгота - В 107° 43 28".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о недоказанности бездействия Правительства Республики Бурятия при осуществлении организационных мер по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с указанных выше земельных участков. Данный вывод суда был обусловлен наличием соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами № 1 от 14 мая 2018г., заключенного между Минприроды Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс», по условиям которого последнему был присвоен статус регионального оператора. Отказывая в удовлетворении требований, заявленных к администрации г. Улан-Удэ, суд указал на непринятие истцом досудебных мер к установлению правообладателей земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки; непредставление им доказательств о правообладателях данных земельных участков. В отсутствие данных доказательств, суд посчитал недоказанным то обстоятельство, что обязанность по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с указанных выше земельных участков, возложена на орган местного самоуправления г. Улан-Удэ.
С такими выводами согласился и суд апелляционной инстанции.
Президиум Верховного Суда Республики Бурятия находит, что с принятыми судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействияотходовпроизводства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регламентированы Федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89), в статье 6 которого определены полномочия субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно приведенной статьи, к полномочиям субъекта Российской Федерации, в числе прочих относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами определены в статье 8 этого же Федерального закона. Согласно пункту 3 данной статьи (в редакции, действовавшей до 1 января 2019г., то есть на дату разрешения возникшего спора), к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относилось участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Согласно статьи 24.6 приведенного Федерального закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходовосуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).
Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов российской Федерации (часть 6).
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Федерального закона соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018г.
Пунктом 16 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12 ноября 2016г. в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. м., на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее-место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальныхотходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов(пункт 17).
Из материалов дела следует, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальнымиотходами от 3 мая 2018г., ООО «ЭкоАльянс» приобрело статус регионального оператора.
14 мая 2018г. между Министерством природныхресурсов Республики Бурятия и региональным оператором ООО «ЭкоАльянс» заключено соглашение, по условиям которого последнее обязалосьобеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 4.2 указанного соглашения установлено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме в течение месяца с датыутверждения единого тарифа на его услуги, но не позднее 1 января 2019г.
Принимая во внимание наличие приведенного Соглашения, районный суд посчитал, что противоправное бездействие со стороны Правительства Республики Бурятия отсутствует, так как им в установленном законом порядке заключено указанное соглашение, по условиям которого ООО «ЭкоАльянс» обязано осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Не соглашаясь с приведенными обстоятельствами, Управление Роспотребнадзора РБ как в суде первой инстанции, так и в суде второй инстанции ссылалось на то, что ООО «ЭкоАльянс» фактически свои полномочия по ликвидации несанкционированных свалок не осуществляет, в том числе по причине отсутствия соответствующих тарифов. Наличие несанкционированных свалок само по себе свидетельствует о неэффективности и недостаточности принимаемых организационных мер со стороны Правительства РБ.
Данный довод истца, Правительством Республики Бурятия не опровергнут.
В обоснование иска, заявленного к администрации г. Улан-Удэ, истец ссылался на то, что земли на которых расположены несанкционированные свалки относятся к категории неразграниченных земель, функции собственника в отношении которых осуществляет орган местного самоуправления МО городской округ «Город Улан-Удэ». Поскольку данные земли не разграничены, то у них отсутствуют кадастровые номера как у объектов недвижимости.
Данный довод истца, администрацией г. Улан-Удэ не опровергнут.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61), 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По настоящему делу решение суда и апелляционное определение данным требованиям не соответствуют.
Исполнение обязательств из соглашения № 1 от 14 мая 2018г., заключенного между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс», его сторонами, судебными инстанциями не устанавливались и не оценивались.
Судебные инстанции не усматривая в действиях Правительства Республики Бурятия признаков бездействия, сослались на заключение приведенного соглашения, однако в то же время обстоятельствам его исполнения, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, никакой оценки не дали, чем нарушили положения пункта 4 части 1 статьи 198, пункта 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии признаков бездействия со стороны Правительства Республики Бурятия сделаны с существенным нарушением приведенных выше норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом ( часть1).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались ( часть 2).
Вопреки выводам судебных инстанций, истец ссылался на то, что спорные земельные участки относятся к не разграниченным землям, полномочия собственника в отношении которых осуществляет орган местного самоуправления. Данное обстоятельство, по мнению истца доказывалось тем, что по данным Управления Росреестра Республики Бурятия данные участки невозможно идентифицировать.
Не соглашаясь с приведенными доводами истца, судебные инстанции в нарушение приведенных норм процессуального права, также никакой оценки им не дали.
Кроме того, в нарушение части 1 статьи 56 названного Кодекса судебные инстанции не учли, что обязанность опровергнуть доводы истца посредством представления доказательств, свидетельствующих о том, что спорные земельные участки не входят в границы г. Улан-Удэ, либо находятся в пользовании иных субъектов, должна быть возложена на администрацию г. Улан-Удэ.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права в данном случае являются существенными, поскольку сами по себе повлияли на результат рассмотрения дела и привели к неправильному разрешению спора.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств делаи их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), Президиум Верховного Суда Республики Бурятия находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 октября 2018г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум
П О С Т А Н О В И Л:
апелляционное определениесудебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 октября 2018г. по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия к Правительству Республики Бурятия, администрации муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ о понуждении к исполнению требований санитарного законодательства отменить и дело направить в суд апелляционной инстанции на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий