Дело №2-2059/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2018 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Афанасьевой Алены Александровны к администрации г. Минусинска о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Афанасьевой А.А. обратился в суд с иском к администрации г.Минусинска, просил обязать ответчика предоставить Афанасьевой А.А. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 22 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования в исковом заявлении и судебном зхаседании через своего помощника Глуховерову Г.А. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Афанасьева А.А. 29.09.1997 года рождения в малолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать Афанасьева И.А. решением Минусинского городского суда от 26.07.2005года лишена в отношении нее родительских прав, сведения об отце ребенка отсутствуют. Решением Красноярской краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 23.09.2014года истица была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлена на учет нуждающихся в жилье по Минусинскому району, однако жилым помещением не обеспечена. В настоящее время истица проживает на территории г.Минусинска, своего собственного жилья не имела и не имеет, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Красноярского края №12-961 от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» администрацией г. Минусинска ей должно быть предоставлено жилое помещение по месту фактического проживания истицы на территории соответствующего муниципального образования.
Истица Афанасьева А.А. и ее представить Афанасьева В.П. исковые требования также поддержали. Истица суду пояснила, что с раннего детства её опекуном являлась бабушка Афанасьева В.П., у которой она проживала в с.Знаменка Минусинского района и зарегистрирована там по месту жительства. В 2015 году после окончания в с.Знаменка средней школы она продолжила обучение в Минусинском сельскохозяйственном колледже в г.Минусинске и в период учебы проживала в общежитии данного учебного заведения. После его окончания в 2017 году она осталась проживать в г.Минусинске у родственников и зарегистрировалась в их жилом помещении по месту пребывания. В настоящее время она проживает в г.Минусинске, состоит на учете в центре занятости населения г.Минусинска как безработная, ищет работу и желает в дальнейшем проживать в г.Минусинске.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска в судебное заседание не явился, о его дате и времени извещен надлежащим образом, причины неявки в суд не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета администрации Минусинского района в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, причины неявки в суд не сообщил. От представителя Банщиковой С.С. в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором она указала, что 23.09.2014 года истица, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей действительно была поставлена на учет нуждающихся в жилье на территории Минусинского района, однако жилое помещение ей предоставлено не было. Поскольку в настоящее время она проживает постоянно в г.Минусинске и желает в дальнейшем проживать там же, поэтому жилье должно быть предоставлено на территории г.Минусинска администрацией этого муниципального образования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования Красноярского края Паклина Н.С., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала, что истица решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также детям из их числа от 23.09.2014 года поставлена на учет в Министерстве в качестве нуждающегося в жилье, то есть, включена в список на получение жилья по состоянию на 01.07.2018 года под № 1800, в связи с чем ее права на предоставление жилого помещения не нарушены. Право истицы на получение жилья не может быть реализовано ранее других лиц, состоящих на учете и имеющих аналогичный статус и вставших на учет ранее. Кроме того, законом Красноярского края от 08.12.2016года № 2-195 «О краевом бюджете на 2017год и плановый период 2018-2019год» распределены субвенции бюджетам муниципальных образований для реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средства выделенные на 2018 год распределены органам местного самоуправления на приобретения жилья, подавшим в Министерство ранее истицы, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению( л.д.25-26).
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Афанасьева А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в малолетнем возрасте она осталась без попечения родителей, поскольку ее мать Афанасьева И.А. решением Минусинского городского суда от 26.07.2005года была лишена в отношении нее родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери ребенка. Истица после этого была передана под опеку своей бабушке Афанасьевой В.П., с которой проживала в п.Знаменка Минусинского района и была зарегистрирована там по месту жительства. Решением Красноярской краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам, из их числа от 23.09.2014года истица была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Минусинского района, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, своего собственного жилого помещения не имела и не имеет. В настоящее время постоянно проживает в г.Минусинске и зарегистрирована в нем по месту пребывания.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истицы и ее представителя, заявлением Афанасьевой А.А. Минусинскому межрайонному прокурору от 23.05.2018года, паспортом, свидетельством о рождении и справкой о рождении истицы, решением Минусинского городского суда от 26.07.2005года о лишении Афанасьевой И.А. родительских прав, справкой администрации Минусинского района от 18.04.2018 года, справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Минусинское отделение об отсутствии зарегистрированных прав за истицей, дипломом о получении истицей среднего профессионального образования от 15.06.2017 года, свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что Афанасьева А.А. включена в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье не свидетельствует о том, что ее права не нарушены, так как жилым помещением она до настоящего времени фактически не обеспечена.
Поскольку постоянным местом жительства истицы в настоящее время является г.Минусинск, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить и возложить на администрацию г. Минусинска в судебном порядке обязанность по предоставлению истице жилого помещения на территории данного муниципального образования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Афанасьевой Алене Александровне на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 06.09.2018г.