Судья Гурылева Е.Ю. № 33-5201/2024
№ 2-231/2024
64RS0045-01-2023-008476-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2024 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бурловой Е.В.,
судей Попильняк Т.В., Палагина Д.Н.,
при помощнике судьи Ионкиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой Анастасии Андреевны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 09 февраля 2024 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Палагина Д.Н., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в котором просила обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> включить ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что относится к категории детей-сирот. Ей на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение на основании распоряжения ФИО2 района <адрес> от <дата>
№ признано непригодным для проживания.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> ФИО1 отказано в постановке на учет по обеспечению жилым помещением в связи с достижением
23-летнего возраста.
Решением Кировского районного суда <адрес> от <дата> исковые требования ФИО1 удовлетворены.
На министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> возложена обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Не согласившись с указанным решением, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что истцом пропущен срок, установленный законом для подачи заявления в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Указывает, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет
ФИО1 достигла 23 лет. Отмечает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом срока.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела и о первом судебном заседании размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел - судебное делопроизводство).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата>
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 9 ст. 8 указанного выше федерального закона предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от <дата>
№ 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона
№ 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, признанными в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до <дата>, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей–сирот, лиц из числа детей–сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1, <дата> года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.
<дата> ФИО1 обратилась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> №-Р ФИО1, достигшей 23-летнего возраста отказано во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из государственного специализированного жилищного фонда области, в связи с достижением 23-летнего возраста.
Как установлено судом, ФИО1 на основании договора купли-продажи от <дата> принадлежит на праве собственности 1/3 доли в праве общей долевой собственности на дом площадью 39,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Сектор опеки и попечительства ФИО2 района <адрес> письмом от <дата> № предоставил в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> сведения о том, что распоряжением ФИО2 от <дата>
№-р за несовершеннолетней ФИО1 было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Постановлением ФИО2 района саратовской области от <дата> № на основании заключения межведомственной комиссии от <дата> жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания в связи с физическим износом, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Судом установлено, что общая площадь принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения составляет 13,2 кв.м (1/3 от 39,6 кв.м), что составляет менее 14 кв.м общей площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо в силу в силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона №-ЗСО, а также учетной нормы 13,5 кв.м площади жилого помещения установленной решением районного собрания
ОМО ФИО3 <адрес> от <дата> №, что подтверждает наличие нуждаемости истца в жилом помещении.
Судом установлено, что в период с 2014 по 2015 годы истец проживала в приюте «Возвращение», с 2015 по 2018 годы находилась под опекой опекуна.
В 2018 году опекун обращалась в органы опеки для рассмотрения вопроса и непригодности жилья, которое было оставлено без рассмотрения, несмотря на проведенный осмотр состояния помещения. Органы опеки и попечительства, опекун мер по обеспечению ФИО1 благоустроенным жилым помещением не предпринимали.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями
ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст. 4, 9.<адрес> от <дата>
№-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, принимая во внимание, что опекуном, органами местного самоуправления по защите интересов несовершеннолетних лиц меры по постановке на учет ФИО1 не принимались, принадлежность истцу доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, менее учетной нормы, незначительность пропуска срока на обращение, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении иска.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после 01 января
2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ и п. 1 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
<адрес> от <дата> №-ЗСО
«Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, предусмотрена возможность реализовать право на жилое помещение, которое они имели, но не смогли реализовать по независящим от них причинам.
Указанное положение <адрес> направлено на защиту детей-сирот, достигших предельного возраста, установленного федеральным законодателем, которые не реализовали свое право своевременно по не зависящим от них обстоятельствам.
По смыслу приведенных норм правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом положений, предусмотренных <адрес> от <дата> №-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», нуждающиеся в жилом помещении и по достижении возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>).
Таким образом, граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, включаются в список.
Законодатель не устанавливает запрета на включение лиц старше 23 лет из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередное обеспечение жилой площадью в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о том, что такие лица предпринимали необходимые меры для реализации своих прав до достижения 23-летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент обращения к ответчику ФИО1 достигла возраста 23 лет, не может рассматриваться как основание для отказа по включению ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как указанная категория граждан не может быть лишена права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание, что до достижения 23 - летнего возраста
ФИО1 при условии обеспеченности жильем менее учетной нормы для категории лиц, к которой она относится, непринятия органом опеки и попечительства надлежащих мер по инициированию обследования технического состояния жилого помещения, принадлежащего истцу, судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО1 фактически жилым помещением с учетом выводов межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения по адресу: <адрес>, не обсечена, в связи с чем соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
При изложенных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке представленных доказательств и иному толкованию закона, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке указанных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 09 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи