Дело №2а-1150/2022
УИД №22RS0066-01-2021-006571-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2022 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Тагильцева Р.В.,
при секретаре Кузвесовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административной комиссии при администрации г. Барнаула по Железнодорожному району г. Барнаула к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г. Барнаула Варуск Валентине Михайловне, УФССП России по Алтайскому краю о признании постановления незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
административная комиссия при администрации г. Барнаула по Железнодорожному району г. Барнаула (далее - административная комиссия) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Барнаула Варуск В.М. об отказе в возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, обязать возбудить исполнительное производство.
В обоснование требований в административном иске указано, что судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ необоснованно было отказано в возбуждении исполнительного производства на основании постановления административной комиссии при администрации г. Барнаула по Железнодорожному району г. Барнаула по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении <данные изъяты>., поскольку сведения о дате и месте рождения должника необходимо указывать только в случае, если они были известны взыскателю (подп. «а» п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Представитель административного истца по доверенности Абрамов А.В. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям.
Административный ответчик Варуск В.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Представитель административного ответчика УФССП России по Алтайскому краю, заинтересованное лицо <данные изъяты>. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
С учетом положений статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителя административного истца Абрамова А.В., административного ответчика Варуск В.М., изучив доводы административного иска, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения статьи 360 КАС РФ устанавливают, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 настоящего Кодекса установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 3).
В силу статьи 122 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Из материалов административного дела следует, что копию оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя административная комиссия получила ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на постановлении (л.д. 8). С настоящим административным иском в суд административная комиссия обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым конвертом (л.д. 25), то есть в пределах установленного законом срока, поэтому препятствий для рассмотрения спора по существу у суда не имеется.
Задачами административного судопроизводства являются, в том числе правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 3 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой не только нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, но и в том случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 КАС РФ).
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий (статья 9 КАС РФ).
Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу положений части 5 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем без заявления взыскателя в случае, если суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административной комиссией в отношении <данные изъяты>. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № с назначением ей административного штрафа в размере <данные изъяты>. Данное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Срок уплаты штрафа истек ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оплата от правонарушителя не поступила.
ДД.ММ.ГГГГ административная комиссия направила указанное постановление в ОСП Железнодорожного района г. Барнаула для исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Варуск В.М. от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом постановлений о внесении изменений от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ) в возбуждении исполнительного производства отказано на основании пункта 7 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а именно в связи с неуказанием взыскателем даты выдачи исполнительного документа и срока предъявления его к исполнению.
Пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона №229-ФЗ определено, что исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, судебные акты, акты других органов и должностных лиц о привлечении к административной ответственности являются исполнительными документами (вопрос №4).
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, установлены в части 1 статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в частности в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
5) сведения о должнике и взыскателе:
а) для граждан - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если они известны), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен);
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
7) дата выдачи исполнительного документа.
Согласно ч. 1.1 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в судебном акте, акте органа, должностного лица о наложении административного штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, помимо указанной в части 1 настоящей статьи информации должна содержаться информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а в акте органа, должностного лица о наложении административного штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, также должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа. В случае направления указанного акта для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа производится в форме электронного документа, подписанного лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью.
Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего, а в случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 13 Федерального закона №229-ФЗ).
В части 1 статьи 31 Федерального закона №229-ФЗ определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производстве. В частности, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона (пункт 4).
В случае соблюдения требований, предъявляемых к исполнительному документу статьей 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», и при отсутствии оснований, из числа указанных в части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель обязан принять исполнительный документ к исполнению и возбудить исполнительное производство.
Из материалов административного дела следует, что постановление административной комиссии при администрации г. Барнаула по Железнодорожному району г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона №229-ФЗ и содержит все необходимые сведения и реквизиты, предусмотренные для данного вида исполнительного документа, а именно: в постановлении указаны наименование и адрес органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; наименование дела и его номер; дата принятия постановления; дата вступления постановления в законную силу; сведения о должнике и взыскателе (фамилия, имя, отчество, место жительства должника <данные изъяты> идентификационный номер налогоплательщика; резолютивная часть постановления; дата выдачи исполнительного документа.
Указанное постановление подписано должностным лицом и заверено печатью административное комиссии, на постановлении проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа в установленный законом срок, что соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также статьям 29.10, 31.3, 32.2 КоАП РФ.
При этом суд отклоняет доводы судебного пристава-исполнителя о несоответствии исполнительного документа требованиям статьи 13 Федерального закона №229-ФЗ, поскольку дата вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № одновременно является датой выдачи исполнительного документа, поскольку этот исполнительный документ не передавался для исполнения какому-либо лицу, а направлялся в службу судебных приставов непосредственно административной комиссией, вынесшей данное постановление.
Ссылки судебного пристава-исполнителя Варуск В.М. на то, что в постановление административной комиссии не указан срок предъявления его к исполнению, также подлежат отклонению судом, поскольку такого требования статья 13 Федерального закона №229-ФЗ к исполнительным документам вообще не содержит.
Доводы административного ответчика о том, что взыскатель не лишен возможности вновь обратиться в службу судебных приставов и предъявить вышеуказанное постановление к исполнению, не принимаются судом во внимание, поскольку сам факт необоснованного отказа в возбуждении исполнительного производства нарушает право взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительного документа и влечет для него совершение повторных действий.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку оспариваемое административной комиссией постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительного производства № вынесено на основании постановления административного органа от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании административного штрафа, являющегося в силу положений статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительным документом, учитывая его соответствие требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона №229-ФЗ, и отсутствие оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства из числа перечисленных в части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, суд приходит к выводу о незаконности спорного постановления.
Поскольку суд не может подменить полномочия государственного органа, поэтому возлагает на судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Барнаула обязанность устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть заявление административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства.
Руководствуясь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.