Дело № 2-1471/2024
УИД-59RS0001-01-2024-001837-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года город Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Хусаиновой О.В.,
при секретаре Тарасовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю Гладышевой Л. Л. о признании действий противоправными и их прекращении,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Гладышевой Л. Л. о признании действий ответчика, выразившихся в несоблюдении обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действий по повторной продаже обувных товаров без их возврата в оборот противоправными; возложении обязанности прекратить нарушение обязательных требований к маркировке обувных товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию обувного товара, ранее выведенного из оборота, без его возврата в оборот; возложении обязанности в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
В обоснование требований указано, что в отношении индивидуального предпринимателя Гладышевой Л. Л. на основании ст. 74 Федерального закона РФ от Дата № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет ... было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации Дата №) (далее - Правила №). В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены нарушения при реализации обувных товаров индивидуальным предпринимателем Гладышевой Л. Л., ..., с манжетом со средством (кодом) идентификации ... который не зарегистрирован в ГИС МТ «Честный знак», были реализованы (проданы) Дата в 09 час. 42 мин., что подтверждается кассовым чеком, место реализации - торговая точка по адресу: Адрес, шоссе Космонавтов, Адрес, к. А, офис 9. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от Дата №. Вышеуказанные факты нарушают п.п. 22, 53, 54, 55, 85 Правил №. В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю индивидуальному предпринимателю Гладышевой Л. Л. Дата было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных п.п. 22, 53, 54, 55, 85 Правил №. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от Дата было направлено предпринимателю заказным почтовым отправлением по адресу: 614094, г, Пермь, Адрес. Почтовое отправление не получено, по истечению срока хранения отправлено обратно и получено отправителем (Управлением) Дата. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении предпринимателя также было размещено в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», что, в силу ст. 21 Закона № 248-ФЗ, свидетельствует об информированности контролируемого лица о вынесенном предостережении. Возражение на предостережение в порядке, установленном п. 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (утв. Постановлением Правительства РФ от Дата №) в Управление не поступало. В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак». Фактически, в действиях индивидуального предпринимателя Гладышевой Л. Л. ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так, например, на Дата системой были зафиксированы отклонения (доказательством служат скан листы ГИС МТ), что свидетельствует о нежелании хозяйствующего субъекта добровольно устранять выявленные нарушения. Отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Правил №, выразившемся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства. Действия индивидуального предпринимателя Гладышевой Л. Л. образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», вступившего в законную силу Дата проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2023-2024 г.г. запрещено. С целью обеспечения законного оборота товаров и пресечения незаконной деятельности по реализации обувных товаров, а также недопущения созданию угрозы нарушения прав неопределенного круга потребителей, Управление Роспотребнадзора по Адрес вынуждено прибегнуть к судебной защите.
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила письменный отзыв, в котором указала, что в декабре она закрывала свой розничный магазин по продаже детской одежды и обуви и устраивала скидку 50%, был большой ажиотаж, и возможно товар был продан, затем его вернули, был сделан возврат через кассу, но в этот же день этот товар был снова продан. Ей не известно, в каком порядке доходит информация до «Честного знака». Возможно, что чек возврата был проигнорирован, так как снова была продажа. Возможно, когда-то давно товар вернули, а она по каким-то причинам не сделала чек возврата, или он не прошел по каким-то причинам (например, были ремонтные работы на сайте «Честного знака») товар в системе мониторинга остался в статусе «Выбыл из оборота» и после повторной продажи появилась такая ошибка. При поступлении товара в магазин от поставщика, сначала нужно в системе электронного документооборота (ЭДО) поставить отметку, что ИП этот товар приняла. И тогда маркированный товар становится ее, и она может его продавать. Но скорей всего товар был продан до отметки в ЭДО о принятии товарной накладной. Т.е. система в этот момент не знала, что марка с этого товара принадлежит ей и поэтому не находит ее. Система ЭДО введена недавно, привычка подписывать сначала документы там, а потом продавать, не выработалась. Эти ошибки допущены без умысла, ни один покупатель не пострадал. Система мониторинга «Честный знак» несовершенна, были случаи, когда маркированный товар был продан, марка пробилась по кассе без ошибок, но в «Честном знаке» статус оставался «В обороте», приходилось в таких случаях вручную исправлять ошибки в «Честном знаке», прикладывать чек с онлайн кассы и только тогда товар получал статус «Выбыл из оборота». В настоящее время она не может исправить эти ошибки, потому что ИП закрыто 19.12.2023 и у нее нет доступа в личный кабинет онлайн кассы и «Честного знака», так как при закрытии ИП все личные кабинеты блокируются.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с абзацем 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.
В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Обязанность продавца (изготовителя) предоставлять необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), реализуемых им товаров, а также сведений о технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, установлена положениями статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей, а также Правилами продажи отдельных видом товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно части 5 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза о безопасности продукции легкой промышленности, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза данный технический регламент устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 9 указанного технического регламента при размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.
Маркировка продукции должна содержать обязательную информацию о наименованиях продукции, страны-изготовителя, изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; о юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица, размере изделия, составе сырья, товарном знаке (при наличии), едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, гарантийных обязательствах изготовителя (при необходимости), дате изготовления, номере партии продукции (при необходимости).
Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
Судом установлено, что ответчик Гладышева Л.Л. с Дата была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №), основным видом деятельности является торговля розничная осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет, дополнительные виды деятельности: торговля оптовая текстильными изделиями, кроме текстильных галантерейных изделий, торговля оптовая галантерейными изделиями, торговля оптовая одеждой и обувью, торговля оптовая одеждой, включая спортивную, кроме нательного белья, и другие, деятельность прекращена Дата, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
В 2023 в отношении ИП Гладышевой Л.Л. проведены контрольно-надзорные мероприятия, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения при реализации обувных товаров, а именно: ... Flash Сапоги из ЭВА, утепленные, с манжетом со средством (кодом) ..., который не зарегистрирован в ГИС МТ «Честный знак», были реализованы (проданы) Дата в 09 час. 42 мин., что подтверждается кассовым чеком, место реализации - торговая точка по адресу: Адрес, шоссе Космонавтов, Адрес, к. А, офис 9. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от Дата №.
Дата индивидуальному предпринимателю Гладышевой Л. Л. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных п.п. 22, 53, 54, 55, 85 Правил №. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от Дата было направлено предпринимателю заказным почтовым отправлением по адресу: 614094, г, Пермь, Адрес. Почтовое отправление получателем не получено, по истечению срока хранения отправлено обратно и получено отправителем (Управлением) Дата.
Согласно представленным материалам, отклонения при реализации ответчиком товаров имели место также Дата, Дата (товары с незарегистрированными кодами), Дата, Дата (повторные продажи).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата №-р утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 утверждены Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров (далее - Правила №).
Подпунктом «д» пункта 2 Правил № установлено, что участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами с Дата вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке обувных товаров, а также о вводе обувных товаров в оборот, их обороте и выводе из оборота в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Пунктом 2(1) Правил № 860 установлено, что участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами при наличии по состоянию на 1 марта 2023 г. нереализованных остатков обувных товаров, введенных в оборот до 1 июля 2020 г. и зарегистрированных в подсистеме национального каталога маркированных товаров информационной системы мониторинга в соответствии с подпунктом «б» пункта 34 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок по 31 марта 2023 г. включительно осуществляют регистрацию остатков обувных товаров в подсистеме национального каталога маркированных товаров информационной системы мониторинга и представляют сведения в соответствии с подпунктом «а» пункта 34 Правил, утвержденных настоящим постановлением, а также осуществляют их перемаркировку в соответствии с процедурами, предусмотренными разделом VIII Правил, утвержденных настоящим постановлением. В случае если участник оборота обувных товаров в срок по 31 марта 2023 г. включительно не осуществит перемаркировку остатков обувных товаров в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, коды маркировки таких обувных товаров аннулируются с 1 апреля 2023 г.
В силу пункта 22 Правил №, ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота обувных товаров, представляющие информацию.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 34 Правил №, для регистрации обувных товаров в подсистеме национального каталога маркированных товаров заявитель представляет следующие сведения о регистрируемых обувных товарах:
а) в отношении обувных товаров, производимых, импортируемых или находящихся в обороте на дату введения обязательной маркировки: код товара (при наличии); модель производителя; страна производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (может не указываться заявителем в случае ввоза обувных товаров на территорию Российской Федерации с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза); вид обуви; вид материала, использованного для изготовления верха обуви; вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви; вид материала, использованного для изготовления низа обуви; товарный знак (при наличии); идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров; цвет; размер в штихмассовой системе; наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме); 4-значный код товарной номенклатуры товара (начиная с 1 января 2021 г. - 10-значный код товарной номенклатуры товара); вид документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа (при наличии требований о подтверждении соответствия товара);
б) в отношении обувных товаров, находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать сведения, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская, женская, детская, а также обувь, которая не может быть идентифицирована как мужская или женская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в Российской Федерации).
Средство идентификации обувных товаров наносится на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от Дата N 509-ст и введенного в действие с Дата (далее - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008) (пункт 37 Правил №).
Пунктом 53 Правил № установлено, что производители обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), формируют и передают в информационную систему мониторинга уведомление о вводе обувных товаров в оборот, содержащее следующие сведения: а) дата производства; б) идентификационный номер налогоплательщика производителя обувных товаров; в) 10-значный код товарной номенклатуры маркированных обувных товаров; г) код идентификации или код идентификации транспортной упаковки; д) тип производственного заказа (собственное производство, контрактное производство); е) идентификационный номер налогоплательщика стороннего производителя (в случае контрактного производства); ж) вид документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа (при наличии требований о подтверждении соответствия товара).
Участники оборота обувных товаров, осуществляющие реализацию (продажу) товаров, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в рамках комиссионной торговли, до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), формируют и передают в информационную систему мониторинга уведомление о вводе обувных товаров в оборот, содержащее следующие сведения: а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров, осуществляющего указанный оборот; б) код идентификации (п. 54 Правил № 860).
Согласно п. 55 Правил № 860 участники оборота обувных товаров, осуществляющие ввоз обувных товаров в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, после прохождения таможенных процедур до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), формируют и передают в информационную систему мониторинга уведомление о вводе обувных товаров в оборот, содержащее следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика импортера; код идентификации или код идентификации транспортной упаковки товара или агрегированный таможенный код; дата регистрации таможенной декларации на товары; регистрационный номер таможенной декларации на товары. В целях прохождения таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления или реимпорта участники оборота обувных товаров указывают в декларации на товары коды идентификации товара, или коды идентификации транспортной упаковки, или агрегированный таможенный код в соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257. Агрегированный таможенный код формируется оператором информационной системы мониторинга по заявке импортера, в которой указываются сведения в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил.
Таким образом, не допускается реализация (продажа) товара, маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак».
Реализация ответчиком товара с нарушением обязательных требований нарушила права неопределенного круга потребителей, поскольку ввела их в заблуждение и не обеспечила возможности правильного выбора товаров, однако, поскольку в настоящее время ответчик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и реализацию товаров не осуществляет, основания для удовлетворения заявленного иска отсутствуют. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона о защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 429-ФЗ), орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В то время как ранее действовавшая редакция статьи (от 23.11.2009 № 261-ФЗ) допускала, в том числе, предъявление требований, целью которых является признание действий ответчика противоправными.
Таким образом, актуальная редакция специального закона, в отличие от ранее действовавшей, не предусматривает такого самостоятельного способа защиты нарушенного права потребителей, как признание действий противоправными.
Между тем, в силу положений ст. ст. 3, 4, 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, право определять способ защиты нарушенного права, основания и предмет иска принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за защитой нарушенного права.
Поскольку из положений ч. 1 ст. 46 Закона о защите прав потребителей и с учетом ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по настоящему делу входит не только факт противоправности действий ответчика, но и прекращение таких действий, следовательно, правовые основания самостоятельного требования о признании противоправными действий Гладышевой Л.Л. в отношении неопределенного круга потребителей отсутствуют.
Судом установлено, что ответчик прекратил осуществление предпринимательской деятельности, реализацию товаров в настоящее время не осуществляет.
Истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств осуществления ответчиком торговой деятельности и совершения действий по повторной продаже обувных товаров без их возврата в оборот после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Дата, в связи с чем в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Адрес к Гладышевой Л. Л. о признании действий противоправными и их прекращении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (...) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к Гладышевой Л. Л. (...) о признании действий противоправными и их прекращении отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
...
...
Судья О.В. Хусаинова
...
...