Дело № 12-53/2017
РЕШЕНИЕ
п.Терней Тернейского района Приморского края 20 октября 2017г.
Судья Тернейского районного суда Приморского края Бенерович О.В., рассмотрев жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Тернейлес» Щербакова В.Ф. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 05.09.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ о наложении административного наказания в отношении ОАО «Тернейлес»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 05.09.2017г. ОАО «Тернейлес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель директор ОАО «Тернейлес» Щербаков В.Ф. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с тем, что после проведения органами УФСБ по Приморскому краю оперативных розыскных мероприятий в отношении ОАО «Тернейлес», материалы были направлены в адрес Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ст.8.14 ч.1 КоАП РФ. Однако результаты оперативно-розыскных мероприятий не могут являться доказательствами по делу об административном правонарушении. Внеплановая проверка юридического лица проведена органом Росприроднадзора в нарушение положений Федерального закона от 20.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок проведения административным органом проверочных мероприятий произведен с допущением грубых нарушений требований закона, поскольку контрольные мероприятия в виде внеплановой проверки с соблюдением прав ОАО «Тернейлес», надлежащим оформлением ее результатов, не осуществлялись. В связи с тем, что проверка юридического лица фактически не была проведена в соответствии с требованиями ФЗ № 294-ФЗ, вина юридического лица доказана не была.
В судебное заседание представитель ОАО «Тернейлес» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ходатайство об отложении слушания дела не заявлял.
В силу ст. 25.1, ст.25.5 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОАО «Тернейлес», признав причины его неявки не уважительными.
Представитель Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Логвинов В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, настаивал на оставлении постановления административного органа без изменения, жалобы юридического лица – без удовлетворения. Считая, что материалами дела об административном правонарушении доказана вина ОАО «Тернейлес» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КоАП РФ. Поясняя, что при проведении органами ФСБ оперативно-розыскных мероприятий положения ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются. Основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями КоАП РФ, является и поступившие с правоохранительных органов материалы, содержащие данные о наличии события административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителя административного органа, исследовав представленные материалы, судья находит постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Тихоокеанского морского управления подлежащему оставлению без изменения.
В соответствии со ст.8.14 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону названного правонарушения образуют действия, нарушающие правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе ФЗ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 39 Закон "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст.22 указанного Федерального Закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Статьей 23 указанного Федерального Закона установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу положений части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с частью 1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в период с 17 мая 2017 года по 19 мая 2017г. УФСБ России по Приморскому краю совместно с привлечением специалистов Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора проведены оперативные розыскные мероприятия на ЛЗП «Самаргинский» ОАО «Тернейлес», расположенного в Тернейском районе на побережье бухты Золотая, в результате которого были осмотрены причалы ЛЗП, площадка для склада лесопродукции и земельный участок на котором накапливаются отходы производства, которые находятся в водоохранной зоне водного объекта, на побережье бухты Золотая. Материалы по результатам проверки ОАО «Тернейлес», в которых содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КоАП РФ поступили в адрес Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора.
В период с 03.07.2017г. по 06.07.2017г. УФСБ России по Приморскому краю совместно, с привлечением специалистов Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора, ФГБУ «ТОтехмордирекция», ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» повторно проведены мероприятия на ЛЗП «Самаргинский» ОАО «Тернейлес» для точной фиксации площадей, отбора проб, дачи экспертных заключений.
04 июля 2017г. были осмотрены земельный участок, на котором расположены причалы ЛЗП «Самаргинский», площадка для склада лесопродукции, которые находятся в водоохранной зоне водного объекта. Территория площадки склада имеет частичное твердое покрытие, по центру склада проложена ливневая канализация в виде бетонного лотка, которая заведена на пруд-отстойник, в который сбрасываются производственные сточные воды. Далее сточные воды отстаиваются и через перепускной колодец сбрасываются в следующий пруд-отстойник, из которого по естественному уклону через перемычку сбрасываются в ручей без названия, без очистки. По западной стороне площадки склада обустроена дренажная канава, в которую стекают сточные воды с территории площадки. Из дренажной канавы сточные воды сбрасываются в ручей без названия через организованный выпуск. Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект, а также разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект ОАО «Тернейлес» не представили.
06 июля 2017г. в месте сброса сточных вод со склада лесопродукции, сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по Приморскому краю» были отобраны пробы с целью установления наличия загрязняющих веществ в сточных водах.
Согласно протоколу №д от 14.07.2017г., сточные воды сбрасываются с превышением нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения загрязняющих веществ по ряду показателей.
15 августа 2017 года, по результатам совместной проверки, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ОАО «Тернейлес» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.14 ч.1 КоАП РФ и составлен протокол №.
Постановлением № от 05 сентября 2017г.старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ОАО «Тернейлес» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения ответственность за совершение которого, предусмотрена ст.8.14 ч.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Вина ОАО «Тернейлес» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от 15.09.2017 года; экспертным заключением № от 17 июля 2017 года ФГБУ «Тихоокеанская дирекция по техническому обеспечению надзора на море»; заключением специалиста № от 13.07.2017г. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Тихоокеанского морского управления; заключением специалиста № от 22.05.2017г. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Тихоокеанского морского управления; протоколом обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 18 мая 2017 года, протоколом №д от 14.07.2017г. результатов анализа сточных вод и другими материалами дела.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым были оценены государственным инспектором на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, судья считает доказанным факт совершения ОАО «Тернейлес» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КоАП РФ.
При рассмотрении доводов жалобы о нарушении процедуры и порядка проведения проверки в отношении юридического лица ОАО «Тернейлес» прихожу к следующему.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» имеет иные цели и сферу применения, в связи с чем он не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступление ответственности в рассматриваемой ситуации.
Кроме того, в силу пункта 2 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия.
В рассматриваемом случае событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КоАП РФ выявлено при проведении оперативных розыскных мероприятий УФСБ по Приморскому краю. Осмотр территории ЛЗП «Самаргинский» ОАО «Тернейлес» был произведен совместно с привлечением специалистов Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора. Следовательно, Закон N 294-ФЗ в данном случае не подлежит применению.
Поступившие от органов ФСБ материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, влекут осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. В связи с этим производство по делу об административном правонарушении представляет собой самостоятельную процедуру, регламентируемую Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, независимо от оснований и порядка проведения проверки, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье Кодекса.
Использование в качестве доказательств по делу об административном правонарушении результатов оперативных розыскных мероприятий не свидетельствует о незаконности постановления должностного лица о привлечении к административной ответственности, поскольку результаты оперативно-розыскных мероприятий могут служить основанием для привлечения лица не только к уголовной, но и к административной ответственности. Оснований для признания доказательств полученных с нарушением закона, материалы дела не содержат.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 настоящего Кодекса).
В силу ст.26.7 ч.1 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах нарушений процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, само постановление соответствует ст. 29.10. КоАП РФ, в связи с чем, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Наличие состава и события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КоАП РФ ОАО «Тернейлес» не оспаривает, указанных доводов жалоба не содержит.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вышеуказанные нормы не были соблюдены юридическим лицом, в связи с этим, суд считает, что именно ОАО «Тернейлес» является субъектом названного административного правонарушения.
Действия ОАО «Тернейлес» правильно квалифицированы по ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ОАО «Тернейлес» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ОАО «Тернейлес» с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица и иных имеющих юридическое значение обстоятельств в пределах, установленных санкцией статьи 8.14 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, назначение ОАО «Тернейлес» наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к обществу указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
Оснований для освобождения ОАО «Тернейлес» от административной ответственности, а также исключительных обстоятельств, которые бы послужили основанием для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 05.09.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Тернейлес» оставить без изменения, а жалобу генерального директора ОАО «Тернейлес» Щербакова В.Ф. без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.В. Бенерович