ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Баторова Д.А.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-153/2024
УИД: 04RS0007-01-2023-005847-47
пост. 18.03.2024 г.
дело № 33-1258/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 апреля 2024 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судей Хаыковой И.К., Богомазовой Е.А.,
при секретаре Денисовой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Мишина Егора Александровича к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30.01.2024 г., которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить Мишина Егора Александровича, ... г.р. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия».
Заслушав доклад судьи Богомазовой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах Мишина Е.А., Северобайкальский межрайонный прокурор просит обязать ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить Мишина Е.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения в Северо-Байкальском раайоне Республики Бурятия.
Иск мотивирован тем, что Северобайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Мишина Е.А., в ходе которой было установлено, что Мишин Е.А. остался без родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, решением Северобайкальского городского суда РБ от 22.01.2013 года родители: мать ФИО16., отец ФИО17. лишены родительских прав. В соответствии с постановлением администрации МО «Северо-Байкальский район» от ... года №... Мишин Е.А. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях специализированного типа. До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель прокурора Васильева А.В. исковые требования поддержала.
Истец Мишин Е.А., представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явились.
Судом первой инстанции постановлено решение об удовлетворении требований истца.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Бадмаева Н.Б. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что согласно порядковому номеру в Списке детей-сирот на получение жилья истец значится под №... и состоит на учете в органе опеки и попечительства по Северобайкальскому району РБ. Действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств и согласно вышеуказанному списку. Учитывая, что судебные акты исполняются в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди фактически перемещает заявление истца в начало списка, что повлечет нарушение прав иных лиц, включенных в Список ранее истца.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Республики Бурятия Филичев М.Ю. просил в удовлетворении поданной апелляционной жалобы отказать, решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ оставить без изменения.
В заседание судебной коллегии ответчик Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, истец Мишин Е.А. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия при подаче апелляционной жалобы просили о рассмотрении дела в их отсутствие, судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав прокурора Филичева М.Ю., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ), который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 4 этой же статьи установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа признается невозможным.
Абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истец Мишин Е.А., ... года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца ФИО18., отец ФИО19 лишены родительских прав на основании решения Северобайкальского городского суда РБ от 22.01.2013 г.
Постановлением администрации муниципального образования «Северо- Байкальский район» от ... г. №... Мишин Е.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Российской Федерации, Администрации МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, у Мишина Е.А., ФИО20., ФИО21. отсутствует недвижимое имущество.
В соответствии с ответом Администрации МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия Мишин Е.А. не имеет закрепленного жилья.
Из ответа Администрации МО ГП «поселок Нижнеангарск» следует, что Мишин Е.А., ФИО22., ФИО23. являются членами семьи нанимателя ФИО24 и включены в договор социального найма №... от ... года на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 24,7 кв.м.
В списке на получение жилья истец состоит под номером ....
С учетом установленных обстоятельств дела, принимая во внимание приведенные нормы права, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, так как законодательством на ответчика возложена обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На территории Республики Бурятия вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Республики Бурятия от 11 октября 2012 года №2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия», устанавливающим основания и условия предоставления жилых помещений, которые аналогичны предусмотренным статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года №2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 3.21 Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 6 марта 2014 года №88, ответчик организует предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Учитывая приведенные нормы, районный суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку у ответчика в силу закона возникла обязанность по обеспечению истца жилым помещением, которая до настоящего времени не выполнена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что реализация истцом Мишиным Е.А. права на получение жилья возможна в соответствии с порядковым номером в списке детей-сирот на получение жилья, о нарушении прав иных лиц внеочередным предоставлением жилья истцу, не могут быть приняты в качестве основания для отмены судебного решения, основаны на неправильном толковании норм материального права.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств). Позицию по данному вопросу выразил Верховный Суд Российской Федерации в определении от 29 января 2014 г. № 88-АПГ13-8.
Из содержания вышеприведенных положений законов следует, что предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Так, пунктом 3 ст. 8 Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного Закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством Республики Бурятия - также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
При этом, целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении ими 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Следовательно, обжалуемым решением права иных лиц вышеуказанной категории, состоящих в списке для обеспечения специализированным жилым помещением, не нарушаются.
До настоящего времени истцу Мишину Е.А. жилое помещение не предоставлено. Приведенные нормы не содержат императивных положений, предусматривающих обеспечение жильем лиц из числа приведенной категории в порядке очередности внутри соответствующего списка, как следствие, истец вправе требовать судебной защиты.
Иных правовых доводов, ставящих под сомнение правильность выводов районного суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.04.2024 года