Дело № 2-4580/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2018 г. г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи: Погореловой С.С.,
при секретаре: Новиковой А.П.,
с участием истицы Киреевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреевой Елизаветы Ивановны к администрации г. Белгорода о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по завещанию,
У С Т А Н О В И Л:
07 июня 2000 г. между Коевой А.С., именуемой «Продавец», с одной стороны, и Назаровым А.И., именуемым «Покупатель», с другой стороны, заключен договор купли-продажи, по условиям которого Коева А.С. продала, а Назаров А.И. купил земельный участок <номер>, находящийся в садоводческом товариществе <адрес> с кадастровым <номер>, без размещенных на нем объектов недвижимости, в границах плана, прилагаемого к договору, общей площадью 615 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, находящихся в ведении администрации г. Белгорода Белгородской области, предназначенный для коллективного садоводства.
Данный договор был удостоверен нотариусом.
06 июня 2012 г. Назаров А.И. оформил у нотариуса завещание, которым все свое имущество, которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, где бы таковое ни находилось и в чем бы оно ни заключалось, он завещал Киреевой Е.И. (истице по делу).
<дата> г. Назаров А.И. умер.
12 и 19 февраля 2013 г. Киреевой Е.И. выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию на сбережения, хранящиеся в Потребительском обществе социально-экономической взаимопомощи «Гарант», и денежные вклады со всеми причитающимися начислениями, процентами и компенсациями, хранящимися в структурном подразделении № 8592/012 Белгородского отделения № 8592 ОАО «Сбербанк России» в г. Белгороде Белгородской области.
Свидетельство на вышеуказанный земельный участок нотариусом не было выдано, так как право собственности на него не было оформлено надлежащим образом при жизни наследодателя.
Дело инициировано иском Киреевой Е.И., в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок, общей площадью 640 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>», участок <номер>, с кадастровым номером <номер>, в порядке наследования после смерти Назарова А.И.
Истица Киреева Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика администрации г. Белгорода в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен через разноску, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, выслушав пояснения истицы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Принадлежность Назарову А.И. на праве собственности спорного земельного участка подтверждается договором купли-продажи от 07 июня 2000 г.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 640 кв.м., кадастровый номер <номер>, по адресу: <адрес> <номер>, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Белгородской области об отсутствии запрашиваемых сведений от 26 октября 2015 г. <номер>.
Согласно свидетельству о смерти серии <серия> <нмер> Назаров А.И. умер <дата> г.
В силу статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При жизни Назаровым А.И. составлено завещание от 06 июня 2012 г., согласно которому все свое имущество, которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, где бы таковое ни находилось и в чем бы оно ни заключалось, он завещал Киреевой Е.И.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии со статьей 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в пункте 2 статьи 1111 ГК РФ закреплен приоритет наследования по завещанию перед наследованием по закону. При этом важна, прежде всего, воля наследодателя.
Завещание от 06 июня 2012 г. не отменено и не изменено. Доказательств, свидетельствующих о том, что вышеуказанное завещание оспорено в судебном порядке, суду не представлено, а в судебном заседании не установлено.
Согласно статье 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149 ГК РФ).
Сведениями об иных наследниках, претендующих на наследственное имущество, суд не располагает.
Как следует из наследственного дела <номер> Назарова А.И., умершего <дата> г., 12 и 19 февраля 2013 г. Киреевой Е.И. выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию на сбережения, хранящиеся в Потребительском обществе социально-экономической взаимопомощи «Гарант», и денежные вклады со всеми причитающимися начислениями, процентами и компенсациями, хранящимися в структурном подразделении № 8592/012 Белгородского отделения № 8592 ОАО «Сбербанк России» в г. Белгороде Белгородской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2 статьи 1152 ГК РФ).
Суд полагает, что отсутствие регистрации договора купли-продажи земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости при жизни наследодателя не может являться препятствием для признания за истицей права собственности на спорный земельный участок в настоящее время.
В соответствии с разъяснениями, изложенным в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный статьей 1154 ГК РФ решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Исследованные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлены факты принадлежности Назарову А.И. на праве собственности земельного участка <номер>, расположенного по адресу: <адрес> наличия завещания на имя истицы, принятия ею части наследства в установленном законом порядке, заявленные истицей требования являются обоснованными.
Иных доказательств, позволяющих суду прийти к иному выводу, не представлено.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Киреевой Елизаветы Ивановны к администрации г. Белгорода о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по завещанию признать обоснованными.
Признать за Киреевой Елизаветой Ивановной право собственности на земельный участок, общей площадью 640 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> участок <номер>, с кадастровым номером <номер>, в порядке наследования по завещанию после смерти Назарова Александра Ивановича, умершего <дата> г.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Судья