Дело № 2-2124/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Пулатовой З.И.
при секретаре Соколовой И.А.
с участием истца Мельничука В.В.
представителей ответчика Волковой Е.П., Кузьминой Е.В.,
Паничевой С.Ф., Нахаевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельничука В.В. к Псковской таможне о признании незаконными приказов о лишении премии, взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мельничук В.В. обратился в суд с иском к Псковской таможне об отмене приказа о результатах служебной проверки, в обоснование указав, что осуществляет трудовую деятельность в должности государственного таможенного инспектора таможенного поста Куничина Гора в Псковской таможне с 21.03.2011, приказом от 08.02.2019 № 195 лишен ежемесячного денежного поощрения за январь 2019 года в связи с неисполнением возложенных должностных обязанностей.
Так как уровень профессиональной подготовки позволяет выполнять сложные задачи, просил суд признать указанный приказ незаконным.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд признать незаконным и подлежащим отмене приказ от 26.02.2019 № 62-А о выплате ежемесячного денежного поощрения федеральным государственным служащим таможенных постов Псковской таможни, взыскать с ответчика денежные средства, полагающиеся в качестве денежного поощрения, в размере 150 472 рублей 44 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Уточненные требования поддержал, в дополнение указав, что у него отсутствовала копия должностного регламента, с которым до 10.12.2018 не был ознакомлен, работодатель за два месяца не уведомил об изменении условий труда, все функции истец исполнял добросовестно.
Представители ответчика Волкова Е.П., Кузьмина Е.В., Паничева С.Ф., Нахаева К.В. в судебном заседании иск не признали, в возражение указав, что 14.12.2018 на имя начальника Псковской таможни от истца поступило заявление, в котором он просил назначить служебную проверку по факту фальсификации листов-наряда с 09 часов 00 минут до 21 часа 00 минут 10.12.2018, а также по факту составления неправомерного акта о неисполнении им служебных обязанностей, не ознакомления его с должностным регламентом в установленный срок. В ходе проведения служебной проверки установлено, что действия и.о. начальника таможенного поста законны и обоснованы, направлены на организацию деятельности таможенного поста, в свою очередь действия Мельничука В.В. обусловлены явным нежеланием осуществлять трудовую деятельность на участках работы, отличных от оформления на грузовом направлении таможенного поста. Из рейтингового показателя работы следует, что истец имеет показатели ниже среднего, им совершаются ошибки при совершении таможенных операций, отмечен низкий уровень исполнительской дисциплины. Мельничук В.В. 10.12.2018 незамедлительно не приступил к исполнению должностных обязанностей на рабочем месте № 10, определенном и.о. заместителя начальника таможенного поста МАПП Куничина Гора, в связи с чем составлен акт о неисполнении должностным лицом обязанностей, предусмотренных таможенным регламентом.
С учетом неудовлетворительных результатов работы в 2018 году, годового отчета о профессиональной служебной деятельности СГТИ ОТО и ТК поста руководством таможенного поста подготовлено предложение о проведении досрочной аттестации Мельничука В.В. Начальник таможенного поста МАПП Куничина Гора оценил эффективность деятельности должностного лица таможенного поста Мельничука В.В. за январь 2019 года в соответствии с приказом Псковской таможни № 1155 от 23.08.2016 с учетом коэффициента его трудового участия, который значительно снизился по сравнению с работой в декабре 2018 года, установил истцу выплату ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач за январь 2019 года в размере 10%, о чем 26.02.2019 издан приказ о выплате ежемесячного денежного поощрения федеральным государственным служащим таможенных постов Псковской таможни.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей <данные изъяты> исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Порядок оплаты труда гражданского служащего определяется статьей 50 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1), денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2). Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (часть 6).
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2005 № 513 «О дополнительных мерах по обеспечению социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации» в целях обеспечения социальных гарантий должностным лицам таможенных органов РФ и повышения уровня их денежного довольствия (денежного содержания) руководителю Федеральной таможенной службы предоставлено право устанавливать государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до двух должностных окладов.
Во исполнение данного Указа Федеральной таможенной службой России издан Приказ от 10.06.2005 № 533 «О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач», которым государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации с 1 июля 2005 года в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в размере до двух должностных окладов (п. 1). При этом право определять основания и порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения возложено на руководителей таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.
Подпунктами «а», «в» пункта 2 приказа Федеральной таможенной службы России от 10.06.2005 № 533 руководителям таможенных органов предписано учитывать при установлении сотрудникам и государственным гражданским служащим ежемесячного денежного поощрения добросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей, условия, в которых выполняются служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, а также достигнутые ими результаты в служебной деятельности и потенциальные возможности самостоятельного выполнения сложных и важных задач; устанавливать должностным лицам ежемесячное денежное поощрение с указанием конкретного размера на определенный период (не более чем на один год).
Судом установлено, что с 22.02.2012 истец осуществлял трудовую деятельность в должности старшего государственного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля поста МАПП Куничина Гора (л.д. 121).
В соответствии с п. 5 должностного регламента старшего государственного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Куничина Гора, утвержденного 28.09.2018, старший государственный инспектор ОТО и ТК непосредственно подчиняется начальнику отдела таможенного оформления и таможенного контроля, согласно графику работы дежурной смены – заместителю начальника таможенного поста (сменному).
Пунктами 24,26,27 раздела 8.3 должного регламента определено, что в целях реализации функций возложенных на него обязанностей, государственный инспектор обязан осуществлять регистрацию прибытия товаров и транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в том числе с использованием предварительной информации, либо убытия товаров и транспортных средств международной перевозки с таможенной территории Евразийского экономического союза; совершать таможенные операции, связанные с подачей и регистрацией транзитной декларации, декларации на товары, отказом в регистрации транзитной декларации, осуществлять контроль за соблюдением условий выпуска товаров, принимать решение о проведении таможенного осмотра товаров и транспортных средств международной перевозки с использованием ИДК, проводить таможенный контроль формах, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
В соответствии с п.19 регламента эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности государственного таможенного инспектора ОТО и ТК оценивается по выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в сложных условиях, соблюдению служебной дисциплины (л.д. 122-138).
Приказом Псковской таможни от 08.02.2019 № 195 в соответствии с п.п. «е» п. 2 приказа ФТС от 10.06.2005 за низкий уровень профессиональной подготовки рекомендовано рассмотреть вопрос о снижении ежемесячного денежного поощрения за январь 2019 года Мельничуку В.В. (л.д. 5-6).
Основанием для издания приказа послужили результаты служебной проверки, проведенной по обращению истца относительно составления в отношении него неправомерного акта о неисполнении должностных обязанностей.
Из заключения о результатах служебной проверки от 14.01.2019 № 31-12/8 следует, что старший государственный таможенный инспектор МАПП Куничина Гора Мельничук В.В., увидев в листе-наряде, что за двумя должностными лицами поста закреплено одно рабочее место, создал конфликтную ситуацию, в которой отказался выполнять служебные обязанности в соответствии с данными листа-наряда.
Из объяснения Гордеевой И.А. (и.о. МАПП Куничина Гора) следует, что 10.12.2018 перед началом смены в 08 часов 55 минут до Мельничука В.В. был доведен лист-наряда, где он совместно с Левашовым И.А. должен был исполнять свои должностные обязанности по проведению фактического контроля (досмотра) в отношении транспортных средств международной перевозки.
Увидев, что за двумя сотрудниками закреплено одно рабочее место Мельничук В.В. создал конфликтную ситуацию, при которой отказался выполнять служебные обязанности. После разъяснений о том, что проведение фактического контроля в форме досмотра предполагает нахождение должностного лица на СВХ «МИКОМ», рабочее место № 10 используется для оформления результатов фактического контроля, за Мельничуком В.В. закреплено рабочее место № 6, при деятельности на котором подразумевается исполнение Мельничуком В.В. должностных обязанностей по проведению таможенного досмотра в отношении товаров и ТСМП.
При выполнении обязанностей на данном направлении Мельничук В.В. высказывал недовольство, вел себя вызывающе (л.д. 42-43).
Из объяснений начальника МАПП Куничина Гора Головина Д.Н. следует, что распределение должностных лиц дежурной смены при заступлении на смену с 09 часов 00 минут до 21 часа 00 минут 10.12.2018 осуществляла заместитель начальника таможенного поста Гордеева И.А., которой составлен лист-наряда, из содержания которого следует, что Мельничук В.В., Левашов И.А. с 09 часов 00 минут до 21 часа 00 минут должны исполнять свои должностные обязанности по проведению фактического контроля (досмотра) в отношении транспортных средств международной перевозки на рабочем месте № 10. Увидев, что за двумя должностными лицами закреплено одно рабочее место, Мельничук В.В. спровоцировал конфликтную ситуацию, после чего за ним закреплено рабочее место № 6, поставлены задачи по проведению фактического контроля в отношении ТСМП, находящихся на СВХ ООО «Миком».
К исполнению должностных обязанностей Мельничук В.В. не приступил, прибыл к начальнику поста, вел себя некорректно, требовал должностной регламент, указывая на неознакомление с ним. Из-за конфликтной ситуации Мельничук В.В. с 10 часов 00 минут до 21 часа 00 минут был перераспределён на рабочее место № 15 (л.д. 44-54).
Неисполнение Мельничуком В.В. должностных обязанностей подтверждено докладной запиской начальника таможенного поста Головина Д.Н. от 10.12.2018, актом о неисполнении должностных обязанностей Мельничуком В.В., подписанным государственным инспектором Д.В. Ивановой, и.о. начальника поста И.А. Гордеевой (л.д. 59-60,61).
Изменение рабочих мест Мельничука В.В. в течение смены 10.12.2018 подтверждено соответствующим листом-наряда (л.д. 63-64)
Исходя из анализа нормативных правовых актов, имеющихся в материалах служебной проверки документов, полученных объяснений и сведений, касающихся предмета служебной проверки, комиссия пришла к выводу о том, что информация, изложенная в заявлении Мельничука В.В., не нашла своего подтверждения, в связи с чем членами комиссии вынесено предложение о снижении денежного поощрения Мельничука В.В. за январь 2019 года (л.д. 65-92).
Приказом Псковской таможни от 28.02.2019 № 62-А с 01.02.2019 по 28.02.2019 федеральным гражданским служащим таможенных постов Псковской таможни установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач, Мельничуку В.В. установлено поощрение в размере 0,1 оклада (л.д. 172).
В судебном заседании свидетель <данные изъяты> показал, что при установлении надбавки учитываются результаты работы, расчет коэффициента трудового участия с учетом операций, совершенных должностным лицом. Мельничук В.В. категорически отказывался принимать участие в совершении операций, отличных от его направления. Имелись случаи отказа указанного сотрудника от совершения таможенных операций с применением мобильного дистанционного досмотрового комплекса, от проведения досмотра, работы на пассажирском направлении. Решение о снижении денежного поощрения Мельничуку В.В. принималось с учетом того, что факты фальсификации листов-нарядов не нашли своего подтверждения в ходе служебной проверки, а также с учетом результатов работы по итоговому годовому отчету. С должностным регламентом истец ознакомлен, что подтверждено его подписью.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании показала, что 10.12.2018 совместно с истцом заступила на смену, Мельничук В.В. был распределён на пассажирское направление. На таможенном посту имеется одно помещение № 10, в котором сотрудники находятся для написания акта таможенного досмотра. После ознакомления с листом-наряда Мельничук В.В. стал возмущаться, в связи с чем она переписала лист-наряда, указав вместо места № 10 место № 6, после чего от Мельничук В.В. заявил, что досмотром никогда не занимался, ему необходимо обучение, требовал наставника. Несмотря на необходимость проведения таможенного досмотра истец пришел к начальнику поста, где создал конфликтную ситуацию, после чего был перераспределен на пассажирское направление. Водители, которые ожидали досмотр, зависели от разрешения данной ситуации. За смену Мельничук В.В. оформляет от 5 до 10 транспортных средств, в то время как иные сотрудники - 18 и более.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании показал, что осуществляет трудовую деятельность на МАПП Куничина Гора с 1995 года. По результатам таможенного осмотра и досмотра возбуждает дела об административных правонарушениях. Копия регламента на руках имеется, с ним ознакомлен, заработная плата начисляется на основании персонифицированных показателей. От распоряжений руководителя об осуществлении деятельности на разных постах не отказывался, указал, что два инспектора одновременно могут проводить таможенный досмотр.
Свидетель <данные изъяты> показала, что основным критерием определения размера денежного довольствия и процентных надбавок, премии, является результат служебной деятельности конкретных должностных лиц, которые работают в ее подчинении. Расчет зависит от сложности выполняемой работы, важности выполняемых работ, компетентности, уровня исполнительской деятельности, дисциплины. Исходя из данных критериев по таблице, которая установлена приказом, производится анализ служебной деятельности, инспектор сам устанавливает свои значения. Пот результатам работы инспектора за месяц производится корректировка данных начальником поста, утверждается и выплачивается заработная плата. Так как перечень таможенных операций обширен, понимая значения, поставленные инспектором, начальнику необходимо сделать вывод о том, по каким направлениям работал инспектор, какие решения принимал. Еженедельно проводится учеба, на которой приказы, нормативные документы доводятся до сотрудников, а также проводятся инструктажи при заступлении на смену. Досмотр проверяется сменным заместителем, который контролирует в режиме реального времени по видеосъемки. За февраль Мельничук оформил 85 машин.
Количество ТСМП, в отношении которых истцом проведены иные виды государственного контроля, кроме транспортного, фактически равно 2, количество оформленных сообщений о прибытии, у Мельничука В.В. указано 58, фактически 47, оформленных сообщений об убытии истцом указано 34, фактически 30, оформленных транзитных деклараций, книжек МДП в таможенном органе отправления (ввоза) Мельничуком В.В. указано 58, фактически 54, оформленных транзитных деклараций, книжек МДП в таможенном органе назначения (вывоза) истцом указано 34, фактически 0. Из показателей усматривается, что Мельничук В.В. работал как на въезде на грузовом направлении, так и на выезде. В феврале 2019 года на пассажирском направлении Мельничук В.В. не работал, при этом ставил транспортные средства, зарегистрированные на территории государств-членов ЕАЭС, в отношении которых применена одна из форм таможенного контроля в количестве 96, на самом деле их было 0.
В соответствии с п.п. «е» п. 2 Приказа Федеральной таможенной службы России от 10.06.2005 № 533 руководители таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России вправе принимать в отношении подчиненных должностных лиц решение об установлении иного размера ежемесячного денежного поощрения (но не более размеров, указанных в пункте 1 настоящего Приказа) до истечения периода, на который оно установлено, в случаях изменения объема работы, сложности и важности выполняемых задач, повышения (снижения) результатов служебной деятельности, условий, в которых выполняются служебные обязанности. Изменение размера ежемесячного денежного поощрения оформлять приказом таможенного органа (учреждения, находящегося в ведении ФТС России) с указанием конкретных причин.
Приказом Псковской таможни от 23.08.2016 № 1155 введена персонифицированная система оценки эффективности деятельности должностных лиц отдела таможенного оформления и таможенного контроля и отделов таможенных досмотров таможенных постов (л.д. 166-167).
Коэффициент трудового участия должностных лиц таможенного поста МАПП Куничина Гора за январь 2019 года подтвержден соответствующим расчетом, из которого следует, что итоговый коэффициент Мельчниука В.В. составил 0,15 (л.д. 186).
Кроме того, указанный расчет подтвержден выпиской из приложения с показателями персонифицированной системы оценки деятельности Мельничука В.В. за январь, февраль 2019 года.
Принимая во внимание вышеприведенные положения Указа Президента РФ от 07.05.2005 № 513, Приказа ФТС России от 10.06.2005 № 533, правовую природу ежемесячного денежного поощрения, суд не находит правовых оснований для признания незаконным приказа Псковской таможни от 08.02.2019, так как изложенная Мельничуком В.В. в заявлении информация о фальсификации листов-наряда 10.12.2018 не нашла своего подтверждения в ходе проведения проверки, отказ истца от осуществления трудовой деятельности на рабочем месте, установленном и.о. начальника таможенного поста, нарушение служебной дисциплины, подтверждены совокупностью представленных доказательств.
При этом довод Мельничука В.В. о неознакомлении с должностным регламентом опровергается листом ознакомления с указанным локальным актом, согласно которому с регламентом истец ознакомлен 28.09.2018, до 10.12.2018 противоречий относительно его применения при осуществлении деятельности у Мельничука В.В. не возникало (л.д. 139).
Данные о проведении Мельничуком ВВ. таможенных операций за январь, февраль 2019 года подтверждены программными средствами таможенного поста, отличны от данных, представленных самим истцом, в связи с чем представленный расчет коэффициента трудового участия суд находит обоснованным, рассчитанным исходя из качественных и количественных характеристик.
Следовательно, оснований для признания приказа Псковской таможни от 28.02.2019 № 62-А незаконным, у суда также не имеется.
Доводы истца относительно существенного изменения размера ежемесячного денежного содержания в 2019 году в сравнении с 2017 годом суд находит несостоятельными, поскольку частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, более того, фиксированный размер премиальных выплат не установлен законодательно, данные выплаты являются мерой поощрения государственного гражданского служащего.
Из анализа выплат за спорный период службы истца (2019 год) следует, что фиксированные составляющие денежного содержания (оклад, оплата за классный чин и выслугу лет) не снижались, тогда как иные надбавки и премиальные выплаты устанавливались истцу в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок оплаты труда сотрудника таможни.
Учитывая изложенное, иск в части взыскания недополученного денежного содержания за фактический период службы 2019 года удовлетворению не подлежит.
Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца, в удовлетворении производного искового требования о взыскании компенсации морального вреда также следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.10.2019.