Судья Малахова О.В. Дело № 33-11967/2024 (2 инстанция)
Дело № 2-852/2024 (1 инстанция)
УИД 52RS0058-01-2023-000724-67
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Нижний Новгород 03 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.,
при секретаре Ширенковой А.И.
с участием представителя ответчика Боченева М.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказания РФ по Нижегородской области
на решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 28 февраля 2024 года
по иску ФИО3 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания РФ по Нижегородской области, Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Нижегородской области о взыскании недоплаченной пенсии,
У С Т А Н О В И Л А:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания РФ по Нижегородской области (далее ГУФСИН России по Нижегородской области), Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Нижегородской области (далее ГУ МВД России по Нижегородской области) о взыскании недоплаченной пенсии, указав, что с 03 апреля 2008 года является пенсионером ГУФСИН России и ему назначена пенсия по выслуге лет, также истец с 10 ноября 2005 года является ветераном боевых действий.
Вместе с тем, при начислении пенсии за выслугу лет в 2008 году ответчиком ГУФСИН России по Нижегородской области нарушены его права, так как размер пенсии не был увеличен на 32% за участие в боевых действиях.
При приеме на службу в ЛИУ-10 ГУФСИН России по Нижегородской области истцом в отдел кадров предоставлены: служебная характеристика с прежнего места службы в Шахунском РОВД ГУВД Нижегородской области, в которой указано, что он участвовал в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, и удостоверение ветерана боевых действий, а также истребовано личное дело офицера.
При этом отделом кадров ЛИУ-10 ГУФСИН России по Нижегородской области проведена служебная и специальная проверка по последнему месту службы в Шахунском РОВД ГУВД Нижегородской области.
То есть сотрудникам отдела кадров ответчика ГУФСИН России по Нижегородской области было известно, что истец является ветераном боевых действий и при увольнении на пенсию по выслуге лет он имел право на повышение пенсии в соответствии с п. «г» ч.3 ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.
Истец также считает, что сотрудниками УРЛС ГУ МВД России по Нижегородской области при передаче личного дела, возможно, не были предоставлены в отдел кадров ГУФСИН России по Нижегородской области сведения (приказы) о включении его в состав группировки сил для проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, что, в свою очередь, также нарушило право на своевременное получение доплаты к пенсии с 03 апреля 2008 года, то есть с момента выхода на пенсию. Поскольку вышеуказанные сведения (приказы) отнесены к государственной тайне, то он, истец, лично не мог предоставить их в отдел кадров ГУФСИН России по Нижегородской области.
20 апреля 2023 года истец обратился к ответчику ГУФСИН России по Нижегородской области с заявлением о перерасчете пенсии.
31 июля 2023 года получен ответ, согласно которому новый размер пенсии за выслугу лет установлен с 01 августа 2023 года. Доплата к пенсии рассчитана за период с 20 апреля 2022 года по 31 июля 2023 года в сумме 34 068 рублей 22 копейки.
Истец полагает, что несвоевременное начисление надбавки к пенсии в соответствии с п.«г» ч.3 ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 произошло по вине сотрудников УРЛС ГУ МВД России по Нижегородской области и ГУФСИН России по Нижегородской области, в связи с чем с ответчиков подлежит взысканию недоплаченная часть пенсии с 03 апреля 2008 года по 19 апреля 2022 года.
На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчиков недоплаченную часть пенсии с 03 апреля 2008 года по 19 апреля 2022 года с индексацией присужденной суммы на день вступления судебного решения в законную силу и судебные издержки за составление искового заявления в сумме 5 000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции истец заявленные исковые требования поддержал; представители ответчиков ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО10 и ГУ МВД России по Нижегородской области ФИО11 с заявленными исковыми требованиями не согласились, представили письменные возражения.
Решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 28 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены частично, постановлено: взыскать с ГУФСИН России по Нижегородской области в пользу ФИО3 недоплаченную надбавку к пенсии в размере 224 704 рубля 73 копейки, а также индексацию данной суммы в размере 133 479 рублей 63 копейки, расходы на юридические услуги в размере 5 000 рублей; в остальной части исковых требований, в том числе к ГУ МВД России по Нижегородской области, отказать; взыскать с ГУФСИН России по Нижегородской области в местный бюджет государственную пошлину в размере 5 447 рублей 05 копеек.
В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Нижегородской области просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что при обращении за назначением пенсии истец не представил документ, подтверждающий статус ветерана боевых действий, тем самым не подтвердил наличие у него права на получение соответствующей надбавки к пенсии; перерасчет размера пенсии в сторону увеличения производится не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за таким перерасчетом, индексация недополученной части пенсии не предусмотрена законодательством, в связи с чем основания для взыскания данных сумм отсутствуют; выражает несогласие с размером взысканных судебных расходов в пользу истца и указывает на незаконность взыскания государственной пошлины в доход местного бюджета.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО12 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец ФИО3, представитель ответчика ГУ МВД России по Нижегородской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом по почте, об уважительных причинах неявки суд не известили. Истец представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01 марта 1993 года по 06 июля 2005 года ФИО3 проходил службу в органах внутренних дел РФ – в Шахунском РОВД ГУВД по Нижегородской области, с 03 марта 2006 года по 02 апреля 2008 года – в органах ГУФСИН России по Нижегородской области - ЛИУ-10 ГУФСИН России по Нижегородской области (л.д.154-156 т.1).
Приказом ГУФСИН России по Нижегородской области от 02 апреля 2008 года [номер] л/с истец уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. При этом выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 04 месяца 06 дней, в льготном исчислении – 20 лет 05 месяцев 05 дней (л.д.40 т.1).
02 апреля 2008 года истец обратился в отдел пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Нижегородской области с заявлением о назначении пенсии (л.д.89-90 т.1).
02 июня 2008 года начальником ФЭУ ГУФСИН России по Нижегородской области утверждено заключение о назначении истцу пенсии, из которого следует, что истцу назначена пенсия в размере 50% денежного довольствия с 03 апреля 2008 года с учетом ежемесячной доплаты в размере 240 рублей (л.д.84-88 т.1).
20 апреля 2023 года истец обратился с заявлением к ответчику ГУФСИН России по Нижегородской области с просьбой произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом увеличения на 32% за участие в боевых действиях и наличия удостоверения ветерана боевых действий (л.д.121 т.1).
Письмом ГУФСИН России по Нижегородской области [номер] от 31 июля 2023 года истцу сообщено, что с 01 августа 2023 ему назначена надбавка к пенсии как ветерану боевых действий и начислена надбавка к пенсии за 12 месяцев до подачи заявления, то есть за период с 20 апреля 2022 года по 31 июля 2023 года в сумме 34 068 рублей 22 копейки (л.д.133-134 т.1).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил взыскать с ответчиков недоплаченную надбавку к пенсии как ветерану боевых действий, полагая, что имеет право на ее получение за период с 03 апреля 2008 года по 19 апреля 2022 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона от 12.01.1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах», установив, что на момент назначения пенсии за выслугу лет ответчик ГУФСИН России по Нижегородской области располагал сведениями о наличии у истца права на повышающую надбавку как ветерану боевых действий в размере 32% от расчетного размера пенсии, в связи с чем уменьшение размера пенсии истца произошло по вине данного ответчика, пришел к выводу о взыскании с ГУФСИН России по Нижегородской области в пользу ФИО3 недополученную надбавку к пенсии за период с 03 апреля 2008 года по 19 апреля 2022 года в размере 224 704 рубля 73 копейки, а также индексацию данной суммы в размере 133 479 рублей 63 копейки, отказав при этом в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ГУ МВД России по Нижегородской области, как к ненадлежащему ответчику.
Кроме того, судом первой инстанции на основании статей 98, 100 ГПК РФ с ответчика ГУФСИН России по Нижегородской области в пользу истца ФИО3 взысканы расходы на юридические услуги в размере 5 000 рублей, а также на основании ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 447 рублей 05 копеек.
Проверяя постановленное решение по доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, регулируется Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Статьей 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного Закона.
Лица, указанные в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, среди которых лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на службе в органах уголовно-исполнительной системы 20 и более лет (подпункт «а» части 2 статьи 5, подпункт «а» части 1 статьи 13 этого Закона).
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы из уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.
Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I также предусмотрены основания для повышения размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I.
В силу части 1 статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные названным Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному Федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (далее также - боевые действия).
Статьей 16 Федерального закона «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного Закона, в соответствии с законодательством.
Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым на основании пункта «г» части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I предоставляется такая мера социальной поддержки, как повышение пенсии за выслугу лет, отнесены, в том числе, ветераны боевых действий из числа сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Таким ветеранам боевых действий пенсии повышаются на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
При этом минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Реализация названной меры социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается, в том числе, при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Таким образом, основанием для повышения пенсии за выслугу лет сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе уволенным в запас (отставку), на 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, является наличие у них статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.
В силу части 1 статьи 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 этого Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По смыслу приведенной нормы перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров.
Частью 2 статьи 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 данного постановления).
Из материалов дела следует, что ФИО3 является получателем пенсии с 03 апреля 2008 года по линии ФСИН России на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (л.д.84-88 т.1).
Согласно материалам дела 15 октября 2004 года истцу выдано удостоверение ветерана боевых действий № РМ 0074323 (л.д.122 т.1).
29 декабря 2005 года решением комиссии истцу выдан дубликат удостоверения ветерана боевых действий № РМ 689193 (л.д.127 т.1).
20 апреля 2023 года истец обратился в ОПО ГУФСИН России по Нижегородской области с заявлением о перерасчете назначенной пенсии с учетом увеличения на 32% за участие в боевых действиях и наличия удостоверения ветерана боевых действий, с приложением копии данного удостоверения (л.д.121 т.1).
Письмом ГУФСИН России по Нижегородской области [номер] от 31 июля 2023 года истцу сообщено, что участие в боевых действиях и наличие статуса ветерана подтверждено справочной информацией, предоставленной ГУ МВД России по Нижегородской области, в связи с чем с 01 августа 2023 ему назначена надбавка к пенсии как ветерану боевых действий и начислена данная надбавка за 12 месяцев до подачи заявления, то есть за период с 20 апреля 2022 года по 31 июля 2023 года в сумме 34 068 рублей 22 копейки (л.д.103, 133-134 т.1).
Надбавка к пенсии за период с 03 апреля 2008 года по 19 апреля 2022 года пенсионным органом ФСИН России истцу не не начислялась и не выплачивалась.
Вместе с тем, из материалов пенсионного дела истца следует, что обращаясь с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет 02 апреля 2008 года, истец указал, что имеет право на получение надбавок по основанию удостоверения участника боевых действий № РМ 689193 (дубликат) (л.д.89-90 т.1).
Кроме того, в личном деле ФИО3, которое, как пояснила представитель ответчика ГУФСИН России по Нижегородской области в суде первой инстанции, запрашивается пенсионным отделом при назначении пенсии, имеются сведения в послужном списке о выдаче удостоверения ветерана боевых действий (л.д.155 т.1), а также справка МВД России № 1785 от 13 марта 2001 года о том, что истец в период с 07 декабря 2000 года по 13 марта 2001 года находился в командировке и выполнял служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ, при этом в данной справке перечислены дни фактического участия истца в боевых действиях (л.д.172-173 т.1).
Установив, что в требуемом законом размере пенсия истцу не была назначена с 03 апреля 2008 года по вине ответчика ГУФСИН России по Нижегородской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу части 2 статьи 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 ответчик обязан выплатить не полученную надбавку к пенсии по пункту «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 за весь период с 03 апреля 2008 года по 19 апреля 2022 года без ограничения каким-либо сроком.
Принимая во внимание, что материалы пенсионного дела истца не содержат сведений о том, что ответчик, осуществляя сбор пенсионных документов для назначения пенсии, уточнял вопрос о наличии (отсутствии) у истца статуса ветерана боевых действий, при том, что в заявлении о назначении пенсии указал на наличие удостоверения ветерана боевых действий, что являлось основанием для выяснения ответчиком указанных обстоятельств, в связи с чем в действиях ответчика усматривается наличие вины в назначении пенсии без учета статуса ветерана боевых действий, учитывая, что истцу не может быть поставлено в вину непредставление им в пенсионный орган ГУФСИН России по Нижегородской области копии удостоверения ветерана боевых действий до 2023 года, так как о необходимости представления данного документа он не был уведомлен ответчиком, не уклонялся от предоставления такого документа, правом не злоупотреблял, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно взыскал с ГУФСИН России по Нижегородской области в пользу ФИО3 задолженность по недоплаченной пенсии за период с 03 апреля 2008 года по 19 апреля 2022 года в размере 224 704 рубля 73 копейки, исходя из представленного расчета ответчика (л.д.144 т.1), который по делу не оспаривался.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что ответчику не было известно о наличии у истца статуса ветерана боевых действий в связи с непредставлением копии соответствующего удостоверения при обращении за назначением пенсии, судебная коллегия указывает, что в соответствии с п.2.2 Приказа Минюста РФ от 30.12.2005 № 258 «Об утверждении Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе» кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника УИС проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие календарному исчислению и исчислению на льготных условиях, после чего на сотрудника, увольняемого с правом на пенсию или на ежемесячное социальное пособие, составляется расчет выслуги лет, который согласовывается с пенсионный органом. Расчет выслуги лет, согласованный с пенсионным органом, объявляется увольняемому сотруднику. При этом сотрудником кадрового подразделения разъясняются вопросы, связанные с исчислением выслуги лет и социальной защитой.
Таким образом, именно на кадровом подразделении лежит обязанность сбора и проверки полноты и достаточности документов по защите пенсионных прав и интересов увольняемого сотрудника.
По указанным основаниям решение суда отмене либо изменению в части взыскания задолженности по пенсии за период с 03 апреля 2008 года по 19 апреля 2022 года в размере 224 704 рубля 73 копейки по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не полежит.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы ответчика в части отсутствия правовых основания для индексации за несвоевременную выплату части пенсии, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Из приведенных ответчиком расчетов следует, что расчет недоплаченной надбавки к пенсии истца за период с 03 апреля 2008 года по 19 апреля 2022 года в размере 224 704 рубля 73 копейки произведен с учетом механизмов их повышения, установленных законодательством (л.д.146-147 т.1).
При этом правовое обоснование и расчет суммы индексации в размере 133 479 рублей 63 копейки судом первой инстанции в решении суда не приведены.
При этом, поскольку отношения, связанные с пенсионным обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, регулируются Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, который не содержит норм об индексации сумм задолженности в целях полного возмещения убытков, причиненных несвоевременной выплатой сумм пенсии, а также данные отношения не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 208 ГПК РФ и статьи 395 Гражданского кодекса РФ, то оснований для взыскания индексации за несвоевременную выплату части пенсии у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе во взыскании суммы индексации.
Как следует из доводов апелляционной жалобы, ответчик выражает несогласие с размером взысканных судом первой инстанции понесенных истцом расходов на оплату юридических услуг.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в данной части, судебная коллегия указывает следующее.
На основании ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В пункте 13 указанного Постановления разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Согласно представленной квитанции серии НК № 00075 от 24 августа 2023 года, выданной юридической консультацией Тонкинского района Нижегородской области, ФИО3 понесены расходы на юридические услуги за составление искового заявления о взыскании недополученной части пенсии в размере 5 000 рублей (л.д.11 т.1).
С учетом фактических обстоятельств дела и правоотношения сторон, объема оказанных представителем юридических услуг, а также принимая во внимание категорию спора и уровень его сложности, удовлетворение требований истца о взыскании недоплаченной суммы пенсии полностью, отсутствие возражений ответчика по вопросу о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг, с учетом требований разумности и справедливости, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанций о возмещении истцу расходов по оплате юридических услуг в размере 5 000 рублей, что соответствует объему оказанной юридической помощи по делу, обеспечивает баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, так как данных размер расходов является разумным и соразмерным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия не находит взысканные судом первой инстанции расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 рублей чрезмерно завышенными. Кроме того, каких-либо надлежащих доказательств, которые свидетельствовали бы о чрезмерно завышенном размере расходов на оплату юридических услуг ответчиком в материалы дела не представлено.
При этом судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ГУФСИН России по Нижегородской области в доход местного бюджета государственной пошлины.
При разрешении вопроса о судебных расходах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на основании ст.103 ГПК РФ с ГУФСИН России по Нижегородской области в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 5 447 рублей 05 копеек.
Вместе с тем, согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ГУФСИН России по Нижегородской области освобождено от уплаты государственной пошлины как территориальный орган Федеральной службы исполнения наказания РФ и не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
С учетом изложенного, решение суда в части взыскания с ГУФСИН России по Нижегородской области в доход местного бюджета государственной пошлины подлежит отмене.
Оснований к отмене либо изменению решения суда в остальной части по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 28 февраля 2024 года в части взыскания индексации за несвоевременную выплату части пенсии и государственной пошлины в местный бюджет отменить.
Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания РФ по Нижегородской области о взыскании индексации за несвоевременную выплату части пенсии отказать.
В остальной части решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказания РФ по Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 сентября 2024 года.