Судья Рафикова М.Г. Дело № 33-1295/2024
Дело № 2-4337/2023
УИД 41RS0001-01-2023-006052-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2024 года г. Петропавловск-Камчатский
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Степашкиной В.А.,
судей Гавриной Ю.В., Вербицкой Е.В.,
при секретаре Шинкееве М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Натальи Геннадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю о включении периодов работы в льготный стаж, признании права на досрочную пенсию,
по апелляционной жалобе Кузьминой Натальи Геннадьевны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 ноября 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Кузьминой Натальи Геннадьевны удовлетворить частично.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю включить периоды работы Кузьминой Натальи Геннадьевны в должности врача-интерна с 4 августа 1999 года по 28 августа 2000 года в специальный стаж в календарном исчислении, в льготном исчислении периоды прохождения курсов повышения квалификации с 16 октября 2007 года по 26 ноября 2007 года, с 11 марта 2012 года по 8 апреля 2012 года, с 14 января 2015 года по 2 апреля 2015 года, период работы с 1 января 2022 года по 20 сентября 2022 года в должности <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН 4101121182, ОГРН 1084101000037) в пользу Кузьминой Натальи Геннадьевны (<данные изъяты>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Гавриной Ю.В., объяснения представителя истца Выборнова В.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя ответчика Гилёвой Г.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Кузьмина Н.Г. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (далее по тексту – Отделение, пенсионный орган), в котором окончательно определившись с исковыми требованиями, просила возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды работы в должности <данные изъяты> в календарном исчислении с 4 августа 1999 года по 28 августа 2000 года; в стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации в льготном исчислении с 16 октября 2007 года по 26 ноября 2007 года (1 месяц 11 дней), с 11 марта 2012 года по 8 апреля 2012 года (29 дней), с 14 января 2015 года по 2 апреля 2015 года (2 месяца 19 дней), а всего 4 месяца 29 дней; включить в стаж работы в льготном исчислении период работы в должности заведующего <данные изъяты> в приемном отделении БУЗ Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница № 1» с 22 сентября 2021 года по 20 сентября 2022 года, в ООО «Дентс Плюс» с 27 февраля 2013 года по 30 июня 2013 года (4 месяца 2 дня), с 9 июля 2013 года по 19 июля 2013 года (11 дней), с 3 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года (3 месяца 28 дней), а всего 8 месяцев 11 дней; признать право на досрочную пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что решением пенсионного органа от 8 декабря 2022 года № ей отказано в досрочном установлении пенсии, поскольку страховой стаж составил 20 лет 10 месяцев, стаж РКС – 12 лет 11 месяцев 14 дней, специальный стаж (лечебная деятельность) – 23 года 05 месяцев 22 дня, что является менее необходимого. При этом в стаж работы в льготном исчислении не включены вышеуказанные периоды в связи с работой не полный рабочий день, отсутствием кода льготы (лечебная деятельность) и кода территориальности (РКС).
Определением суда от 25 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского», ООО «Дентс Плюс», БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1».
Определением суда от 21 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Камчатского края.
Кузьмина Н.Г. участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании представитель истца Выборнов В.В., поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Пашенцева А.Е. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном мнении на иск.
Третьи лица участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с принятым решением в части отказа во включении в стаж работы всех периодов, а также досрочном установлении пенсии, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом неправомерно принят расчет пенсионного органа по включению в календарном исчислении периода работы с 13 апреля 2020 года по 31 июля 2020 года и с 24 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года, тогда как данные периоды подлежат включению в стаж в льготном исчислении. Судом не указано в каком исчислении (календарном или льготном) включен стаж работы в период с 1 января 2022 года по 20 сентября 2022 года, что является процессуальным нарушением и влияет на общий расчет специального стажа. Судом в мотивировочной части решения не приведен расчет стажа по всем заявленным требованиям. Отказывая во включении в стаж периода работы в ООО «Дентс Плюс» с 27 февраля 2013 года по 15 июля 2014 года судом не приняты во внимание разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, изложенные в абз. 1 п. 17, согласно которым форма собственности лечебного учреждения не имеет правового значения для исчисления стажа.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В письменном мнении ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» указало на невозможность оценки выводов суда в отношении периодов работы истца в учреждениях ООО «Дентс Плюс» и БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1».
Заслушав объяснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, посчитав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. ст. 327, 167 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что 21 сентября 2022 года в возрасте ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно, с приложением документов для установления данного права.
8 декабря 2022 года Отделением вынесено решение № об отказе в установлении пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку на дату подачи заявления страховой стаж составил 20 лет 10 месяцев 00 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) составил 12 лет 11 месяцев 14 дней, стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) составил 23 года 05 месяцев 22 дня, что составляет менее необходимых 30 лет.
Отмечено, что пенсия по данному критерию назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в 2022 году не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости при наличии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Также разъяснено, что с учетом имеющихся на день рассмотрения представленных документов право на досрочную страховую пенсию по старости возникает по достижении возраста 56 лет в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента на дату назначения либо ранее этого срока с учетом выполнения всех условий, установленных действующим законодательством.
Из решения пенсионного органа усматривается, что:
- в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) не включен спорный период с 1 января 2022 года по 20 сентября 2022 года в связи с отсутствием сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
- в стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) не включен период с 4 августа 1999 года по 28 августа 2000 года, поскольку вопрос о включении периодов работы <данные изъяты> рассматривается при документальном подтверждении выполнения <данные изъяты> функциональных обязанностей по должности <данные изъяты>;
- в стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) не включены периоды с 16 октября 2007 года по 26 ноября 2007 года, с 14 января 2015 года по 2 апреля 2015 года, поскольку отсутствует код льготы (лечебная деятельность) и код территориальности (РКС).
Кроме того, в соответствии с решением пенсионного органа спорные периоды: с 27 февраля 2013 года по 30 июня 2013 года, с 9 июля 2013 года по 19 июля 2013 года, с 3 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года включены в страховой стаж, но не включены в стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность), а период с 22 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года включен в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность), но не в льготном исчислении.
В качестве документов, подтверждающих периоды работы истца и характер выполняемых работ в материалы дела представлены: копия трудовой книжки истца, справка ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» от 30 января 2018 года №, справки ГБУЗ «Камчатская краевая стоматологическая поликлиника» от 28 июня 2023 года № и от 12 октября 2023 года №, справка БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1» от 2022 года №, ответ ООО «Дентс Плюс» на судебный запрос от ноября 2023 года, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Рассматривая спор и частично удовлетворяя исковые требования Кузьминой Н.Г. суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пришел к обоснованному выводу о включении в специальный стаж в календарном исчислении периода работы Кузьминой Н.Г. в должности <данные изъяты> с 4 августа 1999 года по 28 августа 2000 года, в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) периодов прохождения курсов повышения квалификации с 16 октября 2007 года по 26 ноября 2007 года, с 11 марта 2012 года по 8 апреля 2012 года, с 14 января 2015 года по 2 апреля 2015 года, а также в специальный стаж периода работы с 1 января 2022 года по 20 сентября 2022 года в должности <данные изъяты>
Судом первой инстанции правомерно отказано во включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы Кузьминой Н.Г. в ООО «Дентс Плюс» с 27 февраля 2013 года по 30 июня 2013 года, с 9 июля 2013 года по 19 июля 2013 года и с 3 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список N 781, Правила № 781).
Между тем такое наименование учреждений, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенном нормативном правовом акте не указано.
Такое наименование организации также не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 года № 395 (информационное письмо Минтруда Российской Федерации от 17 июля 2001 года № 2954-16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 июля 2001 года № 06-25/6023 «Об исчислении выслуги лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан»), Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 июня 2003 года № 229, Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года № 627, действующей в настоящее время Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 529н.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (ст. 87 ГК РФ).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-О).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем, общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.
В спорные периоды истец работала в обществе с ограниченной ответственностью, являющемся коммерческой организацией, основной целью деятельностью которого является извлечение прибыли. ООО «Дентс Плюс» не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Доводы жалобы о том, что работа истца происходила в учреждении, хоть и частном, в связи с чем, периоды работы в ООО «Дентс Плюс» с 27 февраля 2013 года по 30 июня 2013 года, с 9 июля 2013 года по 19 июля 2013 года и с 3 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года подлежат включению в стаж работы на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) в льготном исчислении основаны на неверном толковании норм права.
Судом также правомерно отказано в удовлетворении требований о включении в стаж работы на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) в льготном исчислении Кузьминой Н.Г. периода с 11 марта 2011 года по 10 марта 2012 года, поскольку в указанный период истец курсы повышения квалификации не проходила, в решении пенсионного органа данный период включен в стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность).
Согласно справке, представленной ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» от 30 января 2018 года №, Кузьмина Н.Г. проходила курсы повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы в соответствии с приказом № от 21 февраля 2012 года в период с 11 марта 2012 года по 8 апреля 2012 года, и указанный период включен судом в стаж работы на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Кроме того, в соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (действовавших до 31 декабря 2011 года) и ст.ст. 72, 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», курсы повышения квалификации для медицинских работников являются необходимым условием работы, это обязанность работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью, для медицинских работников повышение квалификации является трудовой обязанностью.
Рассматривая требование истца о включении в стаж работы на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) в льготном исчислении периода работы в БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1» с 22 сентября 2021 года по 20 сентября 2022 года правомерно не нашел оснований для льготного исчисления стажа в спорный период как 1 день работы за 2 дня, поскольку спорный период не подпадает под период действия Постановления Правительства РФ от 6 августа 2020 года № 1191.
Вместе с тем, решением пенсионного органа период с 20 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года включен в стаж работы на соответствующих видах работ (лечебная деятельность), а период с 1 января 2022 года по 20 сентября 2022 года не включен в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность) в связи с отсутствием сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из имеющейся в материалах дела выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 20 сентября 2023 года, периоды работы с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года внесены с указанием льготного кода 27-ГД, то есть, как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), но без указания особых условий труда.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о включении периода работы в БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1» с 1 января 2022 года по 20 сентября 2022 года в календарном исчислении, подтвержденного выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица соответствует принципу законности и обоснованности.
Указание в апелляционной жалобе, что судом неправомерно принят расчет пенсионного органа по включению в календарном исчислении периода работы с 13 апреля 2020 года по 31 июля 2020 года и с 24 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года отклоняется судебной коллегией за необоснованностью, поскольку названные периоды предметом спора не являлись, исковые требования в части указанных периодов истцом не заявлялись.
Кроме того, решением пенсионного органа периоды с 13 апреля 2020 года по 31 июля 2020 года и с 24 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года учтены в льготном исчислении с кодом «вирус».
Ссылка апеллянта на не указание судом в каком исчислении (календарном или льготном) включен стаж работы в период с 1 января 2022 года по 20 сентября 2022 года, а также отсутствие расчет стажа по всем заявленным требованиям противоречит оспариваемому судебному акту и имеющимся в деле доказательствам.
Так, судом в мотивировочной части решения суда указано, что период работы Кузьминой Н.Г. в должности <данные изъяты> с 4 августа 1999 года по 28 августа 2000 года засчитывается в специальный стаж в календарном исчислении (1 год 26 дней); периоды прохождения курсов повышения квалификации с 16 октября 2007 года по 26 ноября 2007 года (1 месяц 11 дней), с 11 марта 2012 года по 8 апреля 2012 года (29 дней), с 14 января 2015 года по 2 апреля 2015 года (2 месяца 19 дней) засчитываются в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, что фактически составит в льготном исчислении 7 месяцев 13 дней; период работы в БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1» с 1 января 2022 года по 20 сентября 2022 года засчитан в специальный стаж в календарном исчислении (8 месяцев 20 дней).
Поскольку включение в специальный стаж истца поименованных выше периодов (1 год 26 дней + 7 месяцев 13 дней + 8 месяцев 20 дней) с учетом продолжительности периодов, включенных ответчиком в специальный стаж истца 23 года 05 месяцев 22 дня, составит 25 лет 10 месяцев 21 день, что менее необходимой продолжительности специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (не менее 30 лет), суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности назначить Кузьминой Н.Г. страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением, т.е. с 20 сентября 2022 года.
При этом, судом верно указано, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону, согласно которому, если право на страховую пенсию по старости, в том числе, предусмотренную п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) возникает в 2022 году, то срок назначения страховой пенсии устанавливается не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть, в данном случае не ранее 2026 года.
Несогласие Кузьминой Н.Г. с выводами суда первой инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях судом первой инстанции норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1. – 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьминой Натальи Геннадьевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: