Дело № 2-997/2023 03 марта 2023 года
29RS0014-01-2022-006569-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Зацариной Т. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода, перерасчете размера пенсии,
установил:
Зацарина Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (после переименования - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о включении в стаж работы в районе Крайнего Севера периода с 06 августа 1991 года по 11 февраля 1995 года, перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 октября 2022 года, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 31 500 руб.
В обоснование требований указано, что с 10 октября 2021 года истец является получателем пенсии. Однако при назначении пенсии из стажа работы в районах Крайнего Севера необоснованно исключен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 августа 1991 года по 11 февраля 1995 года, а период работы с 30 августа 1990 года по 05 августа 1991 года необоснованно включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, хотя деятельность осуществлялась в ... района Архангельской области, относящемся к районам Крайнего Севера. Не согласившись с данным решением ответчика, истец обратилась в суд с заявленным иском.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ее представитель поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы выплатного (пенсионного) дела Зацариной Т.В. <№>, суд приходит к следующему.
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий с 01 января 2015 года установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из материалов выплатного (пенсионного) дела <№> следует, что по заявлению истца, <Дата> года рождения, от 10 сентября 2021 года ей была назначена страховая пенсия в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ с 10 октября 2021 года.
Положения Закона № 400-ФЗ предусматривают повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ранее такое обстоятельство являлось основанием для повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», утратившего силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
На основании части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Согласно части 6 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении пенсии ответчик установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ.
05 сентября 2022 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии с учетом включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода с 30 августа 1990 года по 11 февраля 1995 года.
13 сентября 2022 года пенсионным органом вынесено решение <№> об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, согласно которому в связи с корректировкой лицевого счета истца период ее работы в ОРС У-Покшеньгский КЛПХ учтен как период работы в районах Крайнего Севера с 30 августа 1990 года по 05 августа 1991 года, при этом период с 06 августа 1991 года по 11 февраля 1995 года не включен в указанный вид стажа в связи с отсутствием сведений о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и начислении заработной платы. По данному решению произведен перерасчет пенсии истца с 10 октября 2021 года с учетом повышенной фиксированной выплаты к пенсии на основании части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Как указано в пункте 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что в период с 30 августа 1990 года по 11 февраля 1995 года истец работала поваром в столовой в ... ОРС У-Покшеньгский КЛПХ, с 17 января 1994 года переименованном в ТОО «Север».
До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22 августа 1989 года №677 с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года.
Статья 71 указанных Основ была изложена в новой редакции и также предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно п.7 Разъяснения от 29 ноября 1989 года № 23/24-11, утвержденного совместным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. Такой порядок действовал до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РСФСР от 25 сентября 1992 года № 3543, когда были внесены изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Учитывая, что период отпуска истца по уходу за ребенком имел место в период действия вышеуказанной нормы Кодекса законов о труде РСФСР, истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажей, такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться и при разрешении вопроса о праве на получение повышенной фиксированной выплаты.
Таким образом, поскольку 06 августа 1991 года у истца родился ребенок, ей должен был быть предоставлен отпуск по беременности и родам, а затем по уходу за ребенком до трех лет в период действия прежней редакции статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР, с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, предполагаемый период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, вопреки доводам ответчика, также подлежал бы включению в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку работодатель истца находился в пос.Ясный Пинежского района Архангельской области.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребёнком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, по смыслу ст. ст. 1, 2, 6 (ч.2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, при исчислении и подтверждении стажа должен применяться порядок, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал ранее. Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, до введения нового правового регулирования, недопустимо.
Как указано выше, в Федеральном законе «О страховых пенсиях» отсутствуют какие-либо основания для различного исчисления стажа при оценке права на досрочное назначение страховой пенсии и права на получение повышенной фиксированной выплаты. Положения ст. 17 данного закона каких-либо особых правил исчисления стажа в целях оценки соответствующих прав не содержат, а по общему правилу время нахождения в отпусках по уходу за детьми подлежит включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Суждения ответчика, направленные на иное толкование норм закона, не основаны на нормах пенсионного законодательства.
Следовательно, период нахождения истца в отпусках по беременности и родам и уходу за ребенком с 06 августа 1991 года по 05 августа 1994 года, начало которого имело место до изменения законодательства, не позволяющего включать отпуск по уходу за ребенком в соответствующий стаж, с учетом указанного выше, подлежали включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, необходимый для установления повышенной фиксированной выплаты к пенсии по старости.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела лицевых счетов следует, что истцу начислялась заработная плата за выполнение работ в 1994 году, за 1995 год начислений заработной платы не имеется, но имеются иные выплаты, при этом в записях в трудовой книжке имеется указание об увольнении истца по окончанию отпуска.
На основании изложенного, требования истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и периода работы с 06 августа 1991 года по 11 февраля 1995 года подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчёта документов, подлежащих представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 23 Закона № 400-ФЗ).
Вместе с тем, поскольку в соответствии с решением пенсионного органа от 13 сентября 2022 года истцу уже был произведен перерасчет повышенной фиксированной выплаты к пенсии на основании части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ (с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера) с момента назначения истцу пенсии, включение судом в стаж спорного периода не повлечет перерасчет пенсии.
Таким образом, требования истца о перерасчете пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты с 01 октября 2022 года не подлежат удовлетворению.
При этом доводы представителя ответчика о том, что избранный истцом способ защиты права не соответствует нарушенному праву, судом не принимается, поскольку спорные периоды ответчиком не включены в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, истец имеет право на их включение в данный вид стажа, в связи с чем имеет право на обращение в суд с данным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся помимо прочего: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с п.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из содержания указанных норм следует, что возмещение расходов на оплату услуг представителя осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
При этом гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что основополагающим критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20 октября 2005 года №355-0, взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является обязанностью суда. Вместе с тем, суд не вправе уменьшать размер сумм, взыскиваемых расходов произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В подтверждение несения судебных издержек на оплату услуг представителя предоставлены договор оказания юридических услуг от 26 июля 2022 года, заключенный между ООО «Юридическая компания «Вайс и партнеры» (исполнитель) и Зацариной Т.В. (заказчик), по условиям которого исполнитель обязался оказать услуги по консультированию, ознакомлению и анализу документов, проработке правовой позиции, анализу законодательства и практики, подготовке иска, представлению интересов заказчика в суде, стоимость услуг определена сторонами в размере 31 500 руб.
Согласно квитанции от 26 июля 2022 года истцом на оплату услуг представителя были понесены расходы в размере 31 500 руб.
Как следует из материалов дела, представителем истца было составлено исковое заявление, кроме того, он представлял интересы истца в двух судебных заседаниях (одно из них с перерывом).
Согласно разъяснениям, данным в п.п.11 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание объем и качество проделанной представителем истца работы, характер спора, его сложность, количество и длительность судебных заседаний с участием представителя истца, возражения ответчика, частичное удовлетворение исковых требований, к которым неприменим принцип математической пропорции, суд, руководствуясь принципами справедливости и разумности, полагает, что расходы истца на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере 19 000 руб. Расходы в остальной части не подлежат взысканию с ответчика по указанным основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зацариной Т. В. (СНИЛС <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <№>) о включении в стаж периода, перерасчете размера пенсии удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в стаж работы Зацариной Т. В. в районах Крайнего Севера период с 06 августа 1991 года по 11 февраля 1995 года.
В удовлетворении исковых требований Зацариной Т. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о перерасчете размера пенсии отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Зацариной Т. В. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 19 000 (Девятнадцать тысяч) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова