Мотивированное решение изготовлено 15.06.2021 Дело № 2 - 2620/2021
25RS0001-01-2021-002070-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июня 2021 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Шереметы Я.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО3,
с участием прокурора 8 отдела прокуратуры <адрес> ФИО4, ФИО1 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> ФИО5, ФИО1, ГУФСИН ФИО1 по <адрес> ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Федеральной службе исполнения наказания ФИО1, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания ФИО1 по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказания ФИО1 (далее ФИО1), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания ФИО1 по <адрес> (далее ГУФСИН ФИО1 по <адрес>), ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> о возложении обязанности на ФИО1, ГУФСИН ФИО1 по <адрес> в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> обеспечение в камерах №№, 148, 149 поста №, №№, 162 поста №, №№, 253, 259, 260, 262, 264, 267, 270, 273, 274, 282 поста №, №№, 288-295 поста №, №№, 311-321 поста №, №№, 328, 330-332 поста №, №№, 476, 481 поста №, №№, 345 поста № числа посадочных мест, по количеству лиц, исходя из количества спальных мест и норм санитарной площади; обязании ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> в течении 3 месяцев со дня поступления денежных средств обеспечить камерные помещения №№, 148, 149 поста №, №№, 162 поста №, №№, 253, 259, 260, 262, 264, 267, 270, 273, 274, 282 поста №, №№, 288-295 поста №, №№, 311-321 поста №, №№, 328, 330-332 поста №, №№, 476, 481 поста №, №№, 345 поста № посадочными местами по количеству лиц, исходя из количества спальных мест и норм санитарной площади,
В обосновании иска указано, что в согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, камеры следственного изолятора оборудываются, в том числе столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> в камерах №№, 148, 149 поста №, камерах №№, 162 поста №, камерах №№, 253, 259, 260, 262, 264, 267, 270, 273, 274, 282 поста №, камерах №№, 288-295 поста №, камерах №№, 311-321 поста №, камерах №№, 328, 330-332 поста №, камерах №№, 476, 481 поста №, камерах №№, 345 поста № установлены скамейки, число посадочных мест которых меньше предельного количества лиц в камере, исходя из количества спальных мест и нормы санитарной площади на одного человека. Статьей 9 закона № закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ. Согласно пп.6 п.7 Положения о ФИО1, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, ГУФСИН ФИО1 по <адрес> в свою очередь, в соответствии с п.п.2 п.15 Положения о ГУФСИН ФИО1 по <адрес>, утвержденного приказом директора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы ГУФСИН и подведомственных учреждений, материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, согласно пп.1 п.15 Положения обеспечивает условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в следственных изоляторах.
В судебном заседании прокурором уточнены исковые требования, в связи с частичным обеспечением камер следственного учреждения необходимой скамьями, просит обязать ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> в течении 3 месяцев после обеспечения финансирования расходов на установку камерной мебели обеспечить в камерах №№, 140, 142-144, 148, 149 поста №, камерах №№, 162 поста №, камерах №№, 270, 273, 274, 282 поста №, камерах №№, 290 поста №, камерах №№, 311, 321 поста №, камерах №№,328, 330-332 поста №, камерах №№, 476, 481 поста №, камерах №№, 345 поста № число посадочных мест по количеству лиц в камере, исходя из количества спальных мест и норм санитарной площади; обязать Федеральную службу исполнения наказания ФИО1 и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания ФИО1 по <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение необходимых организационных мероприятий по обеспечению финансирования расходов на установку в камерах №№, 140, 142-144, 148, 149 поста №, камерах №№, 162 поста №, камерах №№, 270, 273, 274, 282 поста №, камерах №№, 290 поста №, камерах №№, 311, 321 поста №, камерах №№,328, 330-332 поста №, камерах №№, 476, 481 поста №, камерах №№, 345 поста № числа посадочных мест по количеству лиц в камере, исходя из количества спальных мест и норм санитарной площади, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
ФИО1 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в письменном отзыве.
ФИО1, ГУФСИН ФИО1 по Приморскому в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве ФИО1, ГУФСИН ФИО1 по Приморскому; указывала, что ФИО1 принимаются меры для устранения недостатков в рамках выделенных лимитов, понуждение к выделению денежных средств является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, считает собранные и представленные доказательства достаточными и допустимыми в силу ст.ст.55-71 ГПК РФ, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод государство должно обеспечить содержание лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Положения ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, задачей ФИО1 является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, камеры следственного изолятора оборудываются, в том числе столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере.
Из материалов дела следует, что в рамках проверки проведенной прокуратурой установлено, что не во всех 358 камерных помещениях следственного изолятора обеспечено наличие скамеек с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камерах.
По результатам выявления ненадлежащего материально-бытового обеспечения осужденных в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении выявленных нарушений.
Доказательств исполнения представлений прокурора в части обеспечения всех камерных помещений учреждений ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камерах, в материалы дела не представлено.
Факт того, что не все камерные помещения ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> обеспечены в полном объеме скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камерах, ни кем из ответчиков не оспаривается.
Длительное неисполнение начальником ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> возложенных на него законом обязанностей по выполнению установленных санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, является бездействием, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, гарантированные Конституцией Российской Федерации и нормами Международного права, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Статьями 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
Из норм Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФИО1, Устава ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> следует, что по обязательствам казенного предприятия субсидиарную ответственность несет Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 и ГУФСИН ФИО1 по <адрес>.
Согласно подп. 6. п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
ГУФСИН ФИО1 по <адрес>, в свою очередь, в соответствии с п.п.2 п.15 Положения о ГУФСИН ФИО1 по <адрес>, утвержденного приказом директора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы ГУФСИН и подведомственных учреждений, материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, согласно пп.1 п.15 Положения обеспечивает условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в следственных изоляторах
Таким образом, именно ФИО1 обязан решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования.
Согласно ст. 5 Положения о ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.
В силу приведенных положений и разъяснений закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, в том числе по обеспечению зданий уголовно-исполнительной системы обязательным требованиям в области санитарно-эпидемиологического благополучия, является ФИО1. Следовательно, при недостаточности у СИЗО-1 средств, субсидиарную ответственность несут ФИО1 и соответствующий территориальный орган - ГУФСИН ФИО1 по <адрес>.
При этом право истца просить о возложении субсидиарной ответственности на главного распорядителя бюджетных средств при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у казенного учреждения и корреспондирующая обязанность главного распорядителя осуществить финансирование предусмотрены законом. Соответственно, вопреки доводам ответчиков, требования прокурора (в части понуждения осуществить финансирование необходимых мероприятий) не будет являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность ФИО1 и ГУФСИН ФИО1 по <адрес>.
При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора <адрес> суд полагает подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 192-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> к Федеральной службе исполнения наказания ФИО1, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания ФИО1 по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН ФИО1 по <адрес> в течении 3 месяцев после обеспечения финансирования расходов на установку камерной мебели обеспечить в камерах №№, 140, 142-144, 148, 149 поста №, камерах №№, 162 поста №, камерах №№, 270, 273, 274, 282 поста №, камерах №№, 290 поста №, камерах №№, 311, 321 поста №, камерах №№,328, 330-332 поста №, камерах №№, 476, 481 поста №, камерах №№, 345 поста № число посадочных мест по количеству лиц в камере, исходя из количества спальных мест и норм санитарной площади.
Обязать Федеральную службу исполнения наказания ФИО1 и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания ФИО1 по <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение необходимых организационных мероприятий по обеспечению финансирования расходов на установку в камерах №№, 140, 142-144, 148, 149 поста №, камерах №№, 162 поста №, камерах №№, 270, 273, 274, 282 поста №, камерах №№, 290 поста №, камерах №№, 311, 321 поста №, камерах №№,328, 330-332 поста №, камерах №№, 476, 481 поста №, камерах №№, 345 поста № числа посадочных мест по количеству лиц в камере, исходя из количества спальных мест и норм санитарной площади.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Шеремета Я.О.