дело №2а-109/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• Р” Р• Р Рђ Р¦ Р Р
08 февраля 2019 года г.Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
РІ составе: председательствующего – СЃСѓРґСЊРё Катчиевой Р—.Р.,
при секретаре судебного заседания Тетуевой Л.С.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Карачаево-Черкесской Республике к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия в части непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с административным иском к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия в части непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном при въезде в сельское поселение ст.Красногорская, в 100 м вправо от центральной трассы по ул.Красная, координаты: N-43°57"16.3" E-0,41°53"07.6", и возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
РСЃРє обоснован тем, что РІ Управление Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзора) РїРѕ Карачаево-Черкесской Республике поступило обращение РёР· Регионального исполкома Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Р РѕСЃСЃРёСЋВ» РІ РљР§Р В» РѕС‚ 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° в„–РћРќР¤-09/2-606/2018. Р’ обращении указано РЅР° несанкционированную свалку, расположенную РїСЂРё въезде РІ СЃС‚.Красногорскуая Усть-Джегутинского района. Р’ соответствии СЃ Положением РѕР± Управлении Росприроднадзора РїРѕ РљР§Р РѕС‚ 25 августа 2018 РіРѕРґР° в„–535, РЅР° основании Приказа Управления Росприроднадзора РїРѕ РљР§Р РѕС‚ 21 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° в„–54, 26 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° было проведено обследование указанной территории РЅР° предмет соблюдения природоохранных требований. Так, РїСЂРё въезде РІ сельское поселение СЃС‚.Красногорская, РІ 100 Рј вправо РѕС‚ центральной трассы РїРѕ СѓР».Красная, 26 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° РІ 11 час.10 РјРёРЅ. Обнаружена несанкционированная (стихийная) свалка твердых коммунальных отходов РёР· бытового РјСѓСЃРѕСЂР° Рё С‚.Рґ. площадью около 1 РіР°, координаты расположения: N-43В°57"16.3" E-0,41В°53"07.6". Р’ С…РѕРґРµ рейдового мероприятия, специалистами экоаналитической лаборатории Филиала ФБУ «ЦЛАТРпо ЮФО» - «ЦЛАТРпо РљР§Р В» (аттестат аккредитации испытательной лаборатории РІ системе аккредитации аналитических лабораторий РѕС‚ 28 октября 2011 РіРѕРґР° в„–Р РћРЎРЎ RU.0001.517241, выдан Федеральным агентством РїРѕ техническому регулированию Рё метрологии) был произведен отбор РїСЂРѕР±. Протоколы отбора (измерений) РїСЂРѕР± (почва) экоаналитической лаборатории Филиа Рё ла ФБУ «ЦЛАТРпо ЮФО» - «ЦЛАТРпо РљР§Р В» РѕС‚ 26 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° в„–в„–742/18, 743/18 прилагаются. Таким образом, РїРѕ результатам рейдового обследования, проведенного РІ пределах компетенции Управления 26 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°, установлен факт несоблюдение экологических Рё санитарно- эпидемиологических требований РїСЂРё обращении СЃ отходами производства Рё потребления. Земельный участок, РЅР° котором расположена вышеуказанная свалка, относится Рє землям, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена, правообладатель земельного участка отсутствует. Распоряжение данным земельным участком осуществляется администрацией Усть-Джегутинского муниципального района согласно требованиям С‡.2 СЃС‚.3.3 Федерального закона РѕС‚ 25 октября 2001 в„–137-Р¤3 «О введении РІ действие Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации». Администрацией Усть-Джегутинского муниципального района данный земельный участок РІ собственность либо РІРѕ временное пользование субъектам гражданских правоотношений РЅРµ передавался. Вышеуказанный земельный участок является территорией общего пользования, определить правообладателей отходов невозможно. Большое количество РјСѓСЃРѕСЂР° указывает РЅР° то, что свалка образовывалась РЅР° протяжении длительного времени. Проверка показала, что утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов должным образом РЅРµ организована. Поскольку РІ составе РјСѓСЃРѕСЂР° выявлено наличие материалов, РЅРµ способных Рє РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРјСѓ саморазложению РЅР° протяжении длительного времени, то его несанкционированная свалка ведет Рє безусловному ухудшению качества земель - РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· компонентов РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды. РљСЂРѕРјРµ того, РІ результате разложения РјСѓСЃРѕСЂР° РІ почву попадают вредные химические Рё биологические соединения, что свидетельствует Рѕ негативном воздействии РЅР° окружающую среду. Нахождение РЅР° данном земельном участке свалки отходов производства Рё потребления, РєСЂРѕРјРµ загрязнения почвы создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ загрязнения подземных Рё грунтовых РІРѕРґ, атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, что РІ СЃРІРѕСЋ очередь нарушает право неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц РЅР° благоприятную окружающую среду Рё охрану Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ.
Р.Рѕ.руководителя Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзора) РїРѕ Карачаево-Черкесской Республике РїСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно п.4 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
Частью 7 ст.150 КАС РФ предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации Красногорского сельского поселения, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, его явка не является обязательной и не признана судом таковой, в связи с чем суд также полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
Оценив имеющиеся доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Карачаево-Черкесской Республике выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления на территории Усть-Джегутинского муниципального района, находящейся на земельном участке, расположенном при въезде в сельское поселение ст.Красногорская, в 100 м вправо от центральной трассы по ул.Красная. Координаты земельного участка, на котором размещены отходы: координаты: N-43°57"16.3" E-0,41°53"07.6".
Земельный участок, на котором расположена вышеуказанная свалка, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, правообладатель земельного участка отсутствует. Распоряжение данным земельным участком осуществляется администрацией Усть-Джегутинского муниципального района согласно требованиям ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Администрацией Усть-джегутинского муниципального района данный земельный участок в собственность либо во временное пользование субъектам гражданских правоотношений не передавался. Указанный участок является территорией общего пользования, определить правообладателей отходов невозможно. Нахождение на данном земельном участке свалки отходов производства потребления кроме загрязнения почвы создает угрозу загрязнения подземных и грнтовых вод, атмосферного воздуха, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, что в свою очередь нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
В соответствии п.9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Закрепление указанной обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ предусмотрено, что ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и обязательность их участия в деятельности по охране окружающей среды являются основными принципами охраны окружающей среды.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Частью 2 ст.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено использование земель в Российской Федерации в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу требований ст.ст.13 и 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенном использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв; проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно требованиям ч.1 и ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека запрещаются.
В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 июня 2003 года №126) не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно п.7 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Санитарные правила СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года №80) в целях снижения неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека предусматривают определенные требования к местам временного складирования отходов, в том числе наличие искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.
В силу требований ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов должны осуществлять региональные операторы, отобранные на конкурсной основе в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2016 года №881, на основании соглашений, заключенных с собственниками в отношении твердых коммунальных отходов. Однако в настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике региональный оператор не выбран.
При этом изменения, внесенные в Федеральный закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, не освободили муниципальные образования районов от исполнения полномочий в сфере обращения с отходами полностью, закрепив за ними полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, отсутствие должным образом организованных утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов не территории Красногорского сельского поселения, не проведение мероприятий по охране окружающей среды от негативного воздействия, вызванного несанкционированным размещением отходов, приводят к захламлению земель Усть-Джегутинского муниципального района отходами производства и потребления, что оказывает негативное воздействие на качество земель района и окружающей среды в целом, нарушает предусмотренное ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что администрацией Усть-Джегутинского муниципального района не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Суд не принимает во внимание доводы возражений на административный иск, что свалка, подлежащая ликвидации, находится на территории Красногорского сельского поселения, в распоряжении которого находится земельный участок с несанкционированной свалкой в связи с чем необходимо заменить административного ответчика администрацию Усть-Джегутинского муниципального района на надлежащий административный ответчик администрацию Красногорского сельского поселения, поскольку сами возражения содержат информацию, что не имеется сведений о разграничении государственной собственности либо о правообладателе земельного участка.
На запрос суда администрация Усть-Джегутинского муниципального района также ответила, что земельный участок, на котором выявлена несанкционированная свалка, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, правообладатель земельного участка отсутствует.
Таким образом, полномочия по распоряжению участком принадлежат администрации Усть-Джегутинского муниципального района.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших администрации Усть-Джегутинского муниципального района исполнению требований санитарного законодательства, не представлено.
Анализируя вышеизложенное, суд полагает необходимым признать бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления – незаконным и обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном при въезде в сельское поселение ст.Красногорская, в 100 м вправо от центральной трассы по ул.Красная, с координатами: N-43°57"16.3" E-0,41°53"07.6", поскольку расположение несанкционированной свалки на указанной территории нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции Российской Федерации.
Суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности граждан, считает требование Управления Росприроднадзора о ликвидации несанкционированной свалки с определением срока (в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) незаконным в части.
Суд не усматривает законных оснований для отсрочки исполнения решения суда. Кроме того, требование административного иска в указанной части противоречит положениям ч.9 ст.227 КАС РФ.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 292 КАС РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Карачаево-Черкесской Республике к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления – удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном при въезде в сельское поселение ст.Красногорская, в 100 м вправо от центральной трассы по ул.Красная, с координатами: N-43°57"16.3" E-0,41°53"07.6", и возложить на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района обязанность ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
В течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу административный ответчик должен сообщить в Усть-Джегутинский районный суд и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Карачаево-Черкесской Республике об исполнении решения суда.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения с подачей жалобы через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий - СЃСѓРґСЊСЏ РїРѕРґРїРёСЃСЊ Р—.Р. Катчиева