Дело № 2-2388/2022 г.
УИД 33RS0014-01-2022-003166-91
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 декабря 2022 года.
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Каревой Т.Н.
при секретаре Попыриной М.С.,
с участием прокурора Кириловой Е.С.,
а также представителя ответчика Жестковой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муром
гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения .... «Муромская городская больница (номер)» о возложении обязанности организовать деятельность по продаже лекарственных препаратов, суд
установил:
Муромский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» (далее - ГБУЗ ВО «МГБ (номер)») и просит обязать ответчика организовать в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ...., ...., розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в срок до (дата).
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи на территории муниципальных образований Ковардицкое и Борисоглебское осуществляется ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» посредством обеспечения функционирования 25-ти ФАПов и 6-ти амбулаторий, 2-х кабинетов врача общей практики. На территории муниципального образования Ковардицкое расположено 50 населенных пунктов, в которых проживает 9242 человека, аптечные учреждения имеются только в двух (.... и ....). В 48-ми населенных пунктах аптеки отсутствуют. Расстояние до ближайших аптек составляет от 10 до 35 км, и существует потребность в открытии дополнительных аптечных пунктов, особенно в больших населенных пунктах. Дополнительным видом деятельности ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» является розничная торговля лекарственными препаратами (лицензия № ЛО-33-02-000901 от (дата)). Вместе с тем, лечебным учреждением не обеспечено осуществление предоставления населению, проживающему, в том числе в д. ...., фармацевтических услуг через расположенный в названном населенном пункте ФАП. По данному факту межрайонным прокурором (дата) главному врачу ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» вынесено представление об устранении нарушений. Однако до настоящего времени розничная торговля лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте в д. .... не организована. Учитывая, что осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в структурных подразделениях медицинского учреждения является обязанностью учреждения, в целях обеспечения предусмотренного законодательством права населения д. .... на доступность приобретения лекарственных препаратов и качественное оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями ст. 41 Конституции РФ, ст.ст. 4, 10, 19, 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», данное исковое заявление предъявлено в защиту прав неопределенного круга лиц (л.д. 4-7).
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент здравоохранения .... (л.д. 69).
Прокурор Кирилова Е.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» по доверенности Жесткова О.А. (л.д. 22, 23) в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, однако, просит учесть, что исполнить данные требования в срок, указанный в исковом заявлении - до (дата), ответчик не имеет возможности, поскольку является бюджетным учреждением, процедура закупки проводится в соответствии с Федеральным законом от (дата) № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и необходимо время для организации и проведения торгов на закупку техники и оборудования. Кроме того, обращает внимание, что в настоящее время в суд подано 10 аналогичных исков по 10-ти ФАП ГБУЗ ВО «МГБ (номер)», и, в случае их удовлетворения, на учреждение ляжет значительная финансовая нагрузка, в связи с необходимостью одновременного приобретения дорогостоящего оборудования и мебели, с целью организации розничной торговли на ФАП и приведения её в соответствие с лицензионными требованиями и действующими санитарными правилами и нормами. При этом, указала, что на сегодняшний день учреждением активно ведется работа по обеспечению граждан лекарственными препаратами и по организации розничной торговли на ФАП в силу имеющихся самостоятельных возможностей, а именно: переоформлена лицензия на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля включена в перечень видов деятельности на ФАПах); заключены соглашения с ЗАО «Муром-Фармация» от (дата) и от (дата) о взаимодействии по обеспечению граждан лекарственными препаратами по всем адресам осуществления деятельности на ФАП; заключен договор аренды с целью размещения аптечного пункта на территории ..... Поэтому просит увеличить срок исполнения решения суда до (дата) (л.д. 75, 76).
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения .... в судебное заседание не явился, будучи извещенным о его дате, месте и времени, представил отзыве на иск, в котором указано, что разработан ряд нормативных документов, касающихся розничной торговли в обособленных подразделениях медицинских организаций, в том числе, вопросы лицензирования, правил отпуска, перечней лекарственных препаратов, подготовки кадров. Распоряжениями Департамента здравоохранения области от (дата) (номер) «О розничной торговле лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации» и от (дата) (номер) «О внесении изменений в распоряжение Департамента здравоохранения .... от (дата) (номер) «О розничной торговле лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации» утвержден перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, которые могут осуществлять розничную продажу лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться в указанных медицинских организациях. В указанный перечень включены фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в .... в д. Макаровка, ...., д. Орлово. То есть, считает, розничная торговля лекарственными средствами в ФА.... организована. Одновременно просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 77, 78).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4, 10 Федерального закона от (дата) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу п. 5 ст. 19 Закона № 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 69 Закона № 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста; лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статьей 79 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 52 Федерального закона от (дата) № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (ст. 55 указанного закона).
Перечень работ и услуг, которые включены в фармацевтическую деятельность, утвержден Постановлением Правительства РФ от (дата) (номер).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи на территории муниципальных образований Ковардицкое и Борисоглебское осуществляется ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» посредством обеспечения функционирования 25-ти ФАПов и 6-ти амбулаторий, 2-х кабинетов врача общей практики (л.д. 8, 9).
На территории муниципального образования Ковардицкое расположено 50 населенных пунктов, аптечные учреждения имеются только в двух (.... и ....). В 48-ми населенных пунктах аптеки отсутствуют. Расстояние до ближайших аптек составляет от 10 до 35 км, и имеется потребность в открытии дополнительных аптечных пунктов (л.д. 12).
Дополнительным видом деятельности ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» является розничная торговля лекарственными препаратами (лицензия № ЛО-33-02-000901 от (дата)) (л.д. 10, 11).
Вместе с тем, лечебным учреждением не обеспечено предоставление населению, проживающему, в том числе в д. ...., фармацевтических услуг через расположенный в названном населенном пункте ФАП.
По указанному факту межрайонным прокурором (дата) главному врачу ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» вынесено представление об устранении нарушений, а именно: об организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения на территории муниципальных образований Ковардицкое и Борисоглебское в соответствующих ФАПах и амбулаториях (л.д. 14, 15).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в фельдшерско-акушерском пункте в д. .... до настоящего времени не организована реализация лекарственных средств и медицинских изделий населению, что не оспаривалось представителем ответчика.
Переоформление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и включение розничной торговли лекарственными препаратами в перечень видов деятельности на ФАПах, в том числе на ФАПе по адресу: ...., д. Пестенькино, ...., а также заключение соглашений с ЗАО «Муром-Фармация» от (дата) и от (дата) о взаимодействии по обеспечению граждан лекарственными препаратами по всем адресам осуществления деятельности на ФАПах с назначением лиц, ответственных за организацию лекарственного обеспечения граждан, проживающих в сельской местности, не свидетельствуют об осуществлении розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения фельдшерско-акушерским пунктом в д. .... (л.д. 25-31, 44-49, 53-68).
Оценивая в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)», в целях исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 79 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», соблюдения прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, обязан принять меры по выполнению требований, указанных в ст. 55 ФЗ «Об обращении лекарственных средств», то есть организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения. Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
Заявленный прокурором срок - до (дата), в который надлежит выполнить обязанность по организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, суд считает возможным увеличить, с учетом установленного законом порядка для закупки необходимой мебели, техники и оборудования, а также лекарственных препаратов, до (дата).
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Муромского городского прокурора удовлетворить в части.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения .... «Муромская городская больница (номер)» (ИНН (номер)) организовать в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ...., ...., ...., розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в срок до (дата).
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом (дата)
Председательствующий Т.Н.Карева
УИД 33RS0014-01-2022-003166-91
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 декабря 2022 года.
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Каревой Т.Н.
при секретаре Попыриной М.С.,
с участием прокурора Кириловой Е.С.,
а также представителя ответчика Жестковой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муром
гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения .... «Муромская городская больница (номер)» о возложении обязанности организовать деятельность по продаже лекарственных препаратов, суд
установил:
Муромский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» (далее - ГБУЗ ВО «МГБ (номер)») и просит обязать ответчика организовать в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ...., ...., розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в срок до (дата).
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи на территории муниципальных образований Ковардицкое и Борисоглебское осуществляется ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» посредством обеспечения функционирования 25-ти ФАПов и 6-ти амбулаторий, 2-х кабинетов врача общей практики. На территории муниципального образования Ковардицкое расположено 50 населенных пунктов, в которых проживает 9242 человека, аптечные учреждения имеются только в двух (.... и ....). В 48-ми населенных пунктах аптеки отсутствуют. Расстояние до ближайших аптек составляет от 10 до 35 км, и существует потребность в открытии дополнительных аптечных пунктов, особенно в больших населенных пунктах. Дополнительным видом деятельности ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» является розничная торговля лекарственными препаратами (лицензия № ЛО-33-02-000901 от (дата)). Вместе с тем, лечебным учреждением не обеспечено осуществление предоставления населению, проживающему, в том числе в д. ...., фармацевтических услуг через расположенный в названном населенном пункте ФАП. По данному факту межрайонным прокурором (дата) главному врачу ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» вынесено представление об устранении нарушений. Однако до настоящего времени розничная торговля лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте в д. .... не организована. Учитывая, что осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в структурных подразделениях медицинского учреждения является обязанностью учреждения, в целях обеспечения предусмотренного законодательством права населения д. .... на доступность приобретения лекарственных препаратов и качественное оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями ст. 41 Конституции РФ, ст.ст. 4, 10, 19, 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», данное исковое заявление предъявлено в защиту прав неопределенного круга лиц (л.д. 4-7).
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент здравоохранения .... (л.д. 69).
Прокурор Кирилова Е.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» по доверенности Жесткова О.А. (л.д. 22, 23) в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, однако, просит учесть, что исполнить данные требования в срок, указанный в исковом заявлении - до (дата), ответчик не имеет возможности, поскольку является бюджетным учреждением, процедура закупки проводится в соответствии с Федеральным законом от (дата) № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и необходимо время для организации и проведения торгов на закупку техники и оборудования. Кроме того, обращает внимание, что в настоящее время в суд подано 10 аналогичных исков по 10-ти ФАП ГБУЗ ВО «МГБ (номер)», и, в случае их удовлетворения, на учреждение ляжет значительная финансовая нагрузка, в связи с необходимостью одновременного приобретения дорогостоящего оборудования и мебели, с целью организации розничной торговли на ФАП и приведения её в соответствие с лицензионными требованиями и действующими санитарными правилами и нормами. При этом, указала, что на сегодняшний день учреждением активно ведется работа по обеспечению граждан лекарственными препаратами и по организации розничной торговли на ФАП в силу имеющихся самостоятельных возможностей, а именно: переоформлена лицензия на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля включена в перечень видов деятельности на ФАПах); заключены соглашения с ЗАО «Муром-Фармация» от (дата) и от (дата) о взаимодействии по обеспечению граждан лекарственными препаратами по всем адресам осуществления деятельности на ФАП; заключен договор аренды с целью размещения аптечного пункта на территории ..... Поэтому просит увеличить срок исполнения решения суда до (дата) (л.д. 75, 76).
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения .... в судебное заседание не явился, будучи извещенным о его дате, месте и времени, представил отзыве на иск, в котором указано, что разработан ряд нормативных документов, касающихся розничной торговли в обособленных подразделениях медицинских организаций, в том числе, вопросы лицензирования, правил отпуска, перечней лекарственных препаратов, подготовки кадров. Распоряжениями Департамента здравоохранения области от (дата) (номер) «О розничной торговле лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации» и от (дата) (номер) «О внесении изменений в распоряжение Департамента здравоохранения .... от (дата) (номер) «О розничной торговле лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации» утвержден перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, которые могут осуществлять розничную продажу лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться в указанных медицинских организациях. В указанный перечень включены фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в .... в д. Макаровка, ...., д. Орлово. То есть, считает, розничная торговля лекарственными средствами в ФА.... организована. Одновременно просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 77, 78).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4, 10 Федерального закона от (дата) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу п. 5 ст. 19 Закона № 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 69 Закона № 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста; лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статьей 79 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 52 Федерального закона от (дата) № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (ст. 55 указанного закона).
Перечень работ и услуг, которые включены в фармацевтическую деятельность, утвержден Постановлением Правительства РФ от (дата) (номер).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи на территории муниципальных образований Ковардицкое и Борисоглебское осуществляется ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» посредством обеспечения функционирования 25-ти ФАПов и 6-ти амбулаторий, 2-х кабинетов врача общей практики (л.д. 8, 9).
На территории муниципального образования Ковардицкое расположено 50 населенных пунктов, аптечные учреждения имеются только в двух (.... и ....). В 48-ми населенных пунктах аптеки отсутствуют. Расстояние до ближайших аптек составляет от 10 до 35 км, и имеется потребность в открытии дополнительных аптечных пунктов (л.д. 12).
Дополнительным видом деятельности ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» является розничная торговля лекарственными препаратами (лицензия № ЛО-33-02-000901 от (дата)) (л.д. 10, 11).
Вместе с тем, лечебным учреждением не обеспечено предоставление населению, проживающему, в том числе в д. ...., фармацевтических услуг через расположенный в названном населенном пункте ФАП.
По указанному факту межрайонным прокурором (дата) главному врачу ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» вынесено представление об устранении нарушений, а именно: об организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения на территории муниципальных образований Ковардицкое и Борисоглебское в соответствующих ФАПах и амбулаториях (л.д. 14, 15).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в фельдшерско-акушерском пункте в д. .... до настоящего времени не организована реализация лекарственных средств и медицинских изделий населению, что не оспаривалось представителем ответчика.
Переоформление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и включение розничной торговли лекарственными препаратами в перечень видов деятельности на ФАПах, в том числе на ФАПе по адресу: ...., д. Пестенькино, ...., а также заключение соглашений с ЗАО «Муром-Фармация» от (дата) и от (дата) о взаимодействии по обеспечению граждан лекарственными препаратами по всем адресам осуществления деятельности на ФАПах с назначением лиц, ответственных за организацию лекарственного обеспечения граждан, проживающих в сельской местности, не свидетельствуют об осуществлении розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения фельдшерско-акушерским пунктом в д. .... (л.д. 25-31, 44-49, 53-68).
Оценивая в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)», в целях исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 79 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», соблюдения прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, обязан принять меры по выполнению требований, указанных в ст. 55 ФЗ «Об обращении лекарственных средств», то есть организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения. Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
Заявленный прокурором срок - до (дата), в который надлежит выполнить обязанность по организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, суд считает возможным увеличить, с учетом установленного законом порядка для закупки необходимой мебели, техники и оборудования, а также лекарственных препаратов, до (дата).
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Муромского городского прокурора удовлетворить в части.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения .... «Муромская городская больница (номер)» (ИНН (номер)) организовать в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ...., ...., ...., розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в срок до (дата).
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом (дата)
Председательствующий Т.Н.Карева