Дело № 33а-3859 судья Некрасов Р.Ю. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2017 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Акатьевой Т.Я. и Улыбиной С.А.
при секретаре судебного заседания Ахмедовой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Улыбиной С.А.,
дело по апелляционной жалобе Администрации Вышневолоцкого района Тверской области на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 03 июля 2017 года, которым постановлено:
«Административный иск Яковлевой Л.В. к администрации Вышневолоцкого района Тверской области, председателю межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района Тверской области Спиридоновой В.А., администрации Горняцкого сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района от 04 мая 2017 года об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, удовлетворить частично.
Признать незаконным Заключение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района Тверской области от 04 мая 2017 года №280 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Обязать межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района Тверской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу составить заключение в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении административного иска Яковлевой Л.В. к администрации Горняцкого сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области отказать».
судебная коллегия
установила:
Яковлева Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным решения межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Вышневолоцкого района от 09 декабря 2009 г. №780 (в редакции постановления № 572 от 18 ноября 2015 г.) «О межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района», которое мотивировала тем, что в ДД.ММ.ГГГГ она приобрела по договору купли-продажи земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости по адресу: <адрес>. При обращении в органы УФМС для регистрации по месту проживания узнала, что прописать её и членов её семьи не могут т.к. дом не пригоден для проживания, в связи с чем, она обратилась в Администрацию Вышневолоцкого района для уточнения данного вопроса. 25 апреля 2017 года был проведен осмотр дома и составлен акт обследования помещения и выдано заключение о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 280 от 04 мая 2017 года. Полагает решение незаконным, поскольку жилой дом она приобретала по документам, которые подтверждали, что дом - жилой и пригоден для проживания. Комиссия ссылается на технический паспорт от 27.03.1987 года, однако существует технический паспорт жилого дома, в котором указан износ строения на 2014 год. Дом старый, но она старается поддерживать его в надлежащем состоянии и фактически проживает в нем с момента покупки. В настоящее время это единственное жилье, которое она с семьей может себе позволить купить. Другого жилья для проживания у нее нет.
Определением Вышневолоцкого городского суда от 27 июня 2017 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены председатель межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района Спиридоновой В.А., администрация Горняцкого сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.
В судебном заседании административный истец Яковлева Л.В., представитель административного истца Лошутков И.С. административный иск поддержали.
Представители администрации Вышневолоцкого района Голубева Е.В., Кулакова О.Ш. возражали против удовлетворения административного иска.
Административный ответчик председатель межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района Спиридонова В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
Административный ответчик глава администрации Горняцкого сельского поселения Игнатьева И.В., представитель Кулакова О.Ш. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Вышневолоцкого района Тверской области просит решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 03 июля 2017 года в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что суд первой инстанции обязал межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района Тверской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу составить заключение в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47, однако межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района Тверской области к участию в деле в качестве административного ответчика не привлекалась. Администрация неоднократно обращала внимание суда на заключение (решение) межведомственной комиссии № 16 от 20 мая 2010 года о несоответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для постоянного проживания, которое никем не обжаловано и не отменено и является действующим. При проведении обследования жилого дома комиссией было установлено, что по состоянию на 2017 год техническое составление дома не изменилось с 2010 года, а проведение косметического ремонта не может улучшить состояние несущих конструкций дома. Ссылаясь на п. 44 Положения от 28 января 2006 г. № 47, в котором прямо предусмотрено, что привлечение экспертов для подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения, указывают, что в случае с Яковлевой Л.В. вопрос о признании жилого помещения нежилым не ставился, а само это помещение не подвергалось реконструкции. Администрация также обращала внимание на то, что каких-либо дополнительных экспертных заключений для определения технического состояния дома не требовалось, поскольку имеющиеся документы подтверждали ненадлежащее состояние дома. При этом сама Яковлева Л.В. ни перед комиссией, ни судом не заявляла о проведении экспертизы. Данные о физическом износе не являются противоречивыми. Доводы о том, что указанное жилье является единственным, не имеют юридического значения для рассмотрения дела, поскольку никаких жилищных прав истца не нарушено. Полагает, что истцом выбран не надлежащим способ защиты права.
В письменном отзыве администрация Горняцкого сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области поддерживает изложенные в апелляционной жалобе администрации Вышневолоцкого района Тверской области доводы.
В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не явились, не сообщив суду причин своей неявки.
От администрации Вышневолоцкого района Тверской области поступило заявление, в котором поддерживает изложенные в апелляционной жалобе доводы и просит рассмотреть дело в отсутствии ее представителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела Яковлева Л.В. на основании договора купли-продажи земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимости (купчая) и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м и жилого дома с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 8-12).
05 апреля 2017 года Яковлева Л.В. обратилась в администрацию Вышневолоцкого района Тверской области с заявлением о проведении оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и выдаче решения о признании этого помещения пригодным (непригодным) для проживания (л.д. 76).
На основании обращения Яковлевой Л.В. межведомственная комиссия 25 апреля 2017 года произвела обследование помещения, расположенного по адресу: <адрес> по результатам которого составлен акт, согласно которому указанное помещение не соответствует требованиям пунктов 10, 22 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47, а также требованиям и нормативам СанПин 2.1.2.2645-10 (л.д. 82).
Факт не соответствия помещения, расположенного по адресу: <адрес> требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, СанПин 2.1.2.2645-10, а также пожарной безопасности подтверждается актом проверки № 200/17 (н/г) от 25 апреля 2017 года Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (л.д. 83), справками от 25 апреля 2017 года филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе вышнем Волочке и Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому районам Тверской области ГУ МЧС России по Тверской области (л.д. 84-86).
На основании представленных документов межведомственной комиссией вынесено заключение № 280 от 04 мая 2017 года, в соответствии с которым выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания согласно пункту 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (л.д. 75).
В соответствии с указанным заключением межведомственной комиссией № 280 от 04 мая 2017 года администрацией Горняцкого сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области вынесено постановление № 17 от 19 мая 2017 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для постоянного проживания (л.д. 87).
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (пункт 8 Положения).
Постановлением администрации Вышневолоцкого района Тверской области № 572 от 18 ноября 2015 года утверждено Положение о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района (л.д. 57-59).
Распоряжением администрации Вышневолоцкого района Тверской области № 470-р от 08 декабря 2015 года утвержден персональный состав межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района (л.д. 56).
В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пункта 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44).
Пунктом 33 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Как следует из материалов дела, бывший собственник жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ФИО15 у наследника которой административный истец приобрела указанное жилое помещение, 27 апреля 2010 года обращалась в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района с заявлением о признании принадлежавшего ей дома непригодным для проживания (л.д. 23, 73).
По результатам рассмотрения указанного заявления 20 мая 2010 года межведомственной комиссией произведено обследование жилого помещения, по результатам которого составлен акт № 16, в соответствии с которым комиссия пришла к заключению о не соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригодности для постоянного проживания, поскольку имеет не восстанавливаемые нарушения (л.д. 69-72).
Из акта обследования от 20 мая 2010 года № 16 следует, что у жилого дома по адресу: <адрес> отсутствует фундамент, наружные и внутренние капитальные стены по периметру здания отклонены от вертикали, повреждены дереворазрушающими насекомыми, стены частично разрушены, потеряна несущая способность стен, прогиб балок перекрытия, частичный прогиб строительной системы, ступени и полы имеют просадку, зазоры, уклон, стирание, крыльцо отклонено от основного строения, высота жилого помещения от пола до потолка – 2,20 м., электропроводка выполнена с нарушениями требований пожарной безопасности, печь не пригодна к эксплуатации (многочисленные трещины, деформация) (л.д. 71-72).
Следовательно, доводы Яковлевой Л.В. о том, что на момент приобретения ею в 2016 году указанного жилого дома, он был пригодным для проживания, являются необоснованными и опровергаются материалами дела.
Заключение межведомственной комиссии о не пригодности указанного жилого дома для проживания № 16 от 20 мая 2010 года не оспорено и не отменено, доказательств обратного не представлено.
Так, согласно акту осмотра от 25 апреля 2017 года № 280 данный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> одноэтажный, индивидуальный. Кровельное покрытие из асбестоцементных волновых листов на стропильной системе. Дом не оборудован централизованными системами теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжение от центральных сетей. Фундамент каменный, имеет осадку по углам здания, отмостка по периметру дома отсутствует. Несущие наружные стены бревенчатые, кровля нижних венцов по всему периметру сруба, глубокие трещины в бревнах, загнивание, поражения дереворазрушающими насекомыми. Крыша: асбестоцементные волновые листы на деревянной стропильной системе и обрешетке. Наличие трещин и сколов кровельных листов. Несущие элементы кровельной системы имеют признаки прогибов. Перекрытие деревянное по балкам, имеет признаки прогибов. Высота потолка 2.20м. Полы дощатые окрашенные. Оконные заполнения деревянные, створные, осели, имеют трудности в открывании. Дверные заполнения деревянные с окраской, осели. Системы центрального водоснабжения, газоснабжения, а также центральное теплоснабжение отсутствует, канализация – выгребная яма. Отопление печное, на кирпичной кладке имеется трещины, часть трещин замазана (л.д. 82).
Из технического паспорта на жилой дом от 11 марта 2014 г, представленного административным истцом, следует, что имеет место осадка фундамента – износ 45%, углы стен поражены гнилью и осели, прогибы стен, в бревнах глубокие трещины - износ 50%, перегородки стен имеют отклонения по вертикали, деревянные чердачные перекрытия имеют гниль в местах заделки балок в наружные стены – износ 45%, кровля асбестоцементовая имеет отколы, трещины, ослабление креплений листов к обрешетке – износ 50%, основание дощатых полов местами просело – износ 60%, оконные проемы имеют износ 45%, нижний брус оконного переплета поражен гнилью, дверные проемы имеют неплотный притвор по периметру – износ 50%, отопление печное, имеются трещины, приборы расшатаны – износ 50% ( л.д.29).
Изложенное свидетельствует о том, что по состоянию на 25 апреля 2017 года техническое состояние дома Яковлевой Л.В. с 2010 года не изменилось, капитальный ремонт или реконструкция дома не производились.
Доказательств того, что Яковлевой Л.В. недостатки жилого дома, имевшиеся в 2010 году устранены, не представлено, а проведение косметического ремонта жилого дома не улучшает состояние несущих конструкций дома и не свидетельствует о наличии оснований для признания жилого дома пригодным для проживания.
Указанные обстоятельства, а также приведенные выше нормы права свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований Яковлевой Л.В., учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена возможность повторного обследования жилого помещения на предмет переоценки действующего заключения межведомственной комиссии, которым жилое помещение по адресу: <адрес> признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригодным для постоянного проживания, при отсутствии данных о проведении капитального ремонта или реконструкции.
Ссылка административного истца на нарушение жилищных прав, невозможность регистрации её и членов её семьи в спорном жилом помещении, признается несостоятельной, так как указанные обстоятельства не являются предметом рассмотрения настоящего спора и не имеют юридического значения для его разрешения.
При таких обстоятельствах, решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 03 июля 2017 года нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежит отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием в соответствии с требованиями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Яковлевой Л.В. требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 03 июля 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Яковлевой Л.В. к администрации Вышневолоцкого района Тверской области, председателю межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района Тверской области Спиридоновой В.А., администрации Горняцкого сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Вышневолоцкого района № 280 от 04 мая 2017 года об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отказать.
Председательствующий:
Судьи: