РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2020 года г.Мытищи Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Наумовой С.Ю., при секретаре судебного заседания Жмак Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО4 «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, 1-й отдел ФИО4 «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России к ФИО5, ФИО2, ФИО3 о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учёта, выселении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 «ЦТУИО» Минобороны России и 1-й отдел ФИО4 «ЗРУЖО» Минобороны России обратились в суд с иском к ФИО5, ФИО2, ФИО3 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении, мотивируя свои требования тем, что ФИО5 на период работы в ФИО4 «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>, коми. 28 (далее - спорное жилое помещение). Впоследствии в спорное жилое помещение были вселены супруга - ФИО2, сын - ФИО3.
Спорное жилое помещение предоставлено ФИО10 ФИО4 «СЕК «Подмосковье» Минобороны России в общежитии филиала «Санаторий «Марфинский» ФИО4 «СКК «Подмосковье» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из выписки из лицевого счёта №, выписки из домовой книги усматривается, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, комн.28, проживают: ФИО5, ФИО2, ФИО3.
При этом, ФИО5 зарегистрирован по месту жительства по данному адресу, финансово-лицевой счёт открыт на ФИО5.
По мнению истца, законных оснований для проживания в спорном жилом помещении ответчики не имеют, поскольку договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ № заключался с ФИО5 на период работы в ФИО4 «Санаторно- курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации.
Исходя из приказов от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5 прекратил трудовые отношения с ФИО4 «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации, уволен по собственному желанию. На письменное требование об освобождении спорного жилого помещения ответчики не отреагировали, считая свои права нарушенными обратились в суд с настоящими требованиями.
Представитель истца ФИО4 «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ по доверенности ФИО8 в судебном заседании иск поддержала и просила суд его удовлетворить.
Истец 1-й отдел ФИО4 «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, предоставил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО5, он же являющийся представителем по доверенности ответчика ФИО2, в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, пояснил, что он в настоящее время работает в должности юрисконсульта санатория по трудовому договору, заключённому с ЦВКС «Архангельское», жильём по месту работы не обеспечивался и проживает в спорном жилом помещении. Ответчик указал, что иных жилых помещений в собственности он не имеет. Ответчик полагал, что оснований для выселения ответчиков из спорного жилого помещения не имеется, так как связь с Минобороны России у ответчика ФИО5 не утрачена, и он продолжает работать на Министерство обороны РФ.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании просил в иске отказать согласно доводам, указанным в возражениях на иск.
Третьи лица ФГБУ «УВКС «Архангельское», Отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Мытищинское», а также прокурор в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. В связи с чем, дело было рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст. 92 ЖК РФ ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным жилищным законодательством основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Статьей 100 ЖК РФ установлено, что по договору найма специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нём. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ ).
На основании части 1 статьи 103 ЖК РФ прекращение договора найма специализированного жилого помещения является в свою очередь основанием для выселения граждан. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений. В силу части 3 статьи 104 ЖК РФ прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с положениями ст.103 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечёт за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ);
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своём составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Согласно частям 3, 4 ст.103 ЖК РФ гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населённого пункта.
Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство Обороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему государственных учреждений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в 2012 г. ответчик ФИО5 был принят на должность юрисконсульта ФИО4 «СКК «Подмосковье» Минобороны России.
27.12.2012г. между ФИО4 «СКК «Подмосковье» Минобороны России и ФИО5 был заключён Договор найма жилого помещения в общежитии филиала «Санаторий «Марфинский»» ФИО4 «СКК «Подмосковье»» Минобороны России N 3 (далее - Договор найма №). Ответчикам ФИО10 было предоставлено спорное жилое помещение.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему государственных учреждений.
Довод истцов о том, что ответчики не имеют законных оснований для проживания в спорном жилом помещении, поскольку Договор найма № заключался с ФИО5 только на период работы в ФИО4 «Санаторно- курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации противоречит фактическим обстоятельствам дела, а также условиям самого Договора найма №.
Так, согласно п. 2 Договора найма №, жилое помещение предоставляется бессрочно в связи с работой. Данная норма договора не содержит указаний на то, что спорное жилое помещение предоставляется только на время работы именно в ФИО4 «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации. Позиция, изложенная в исковом заявлении, является расширительным толкованием данного пункта и существенно искажает условия Договора найма №.
В разделе IV Договора найма № указаны основания для расторжения и прекращения договора. Истец ранее не предлагал ответчику расторгнуть договора найма, а также в настоящее время истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие, что возникли основания, предусмотренные договором, для расторжения или прекращения договора.
С 2012 года по настоящее время ФИО5 работает в различных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации. Министерства обороны Российской Федерации в данном случае осуществляет полномочия собственника в отношении спорного жилого помещения.
Для выполнения Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Министра обороны Российской Федерации генерала армии С. Шойгу о создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный военный клинический санаторий «Архангельское» Министерства обороны Российской Федерации, Приказом начальника военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о назначении председателя ликвидационной комиссии для контроля за соблюдением установленного порядка расформирования ФГУ военный санаторий «Фрегат» ВМФ, ФИО5 был назначен председателем ликвидационной комиссии.
24.09.2018г. между федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральный военный клинический санаторий «Архангельское» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦВКС «Архангельское») и ФИО5 был заключён Трудовой договор №, согласно которому, ФИО5 занимал должность юрисконсульта командования (0,5 ставки) по внешнему совместительству с ДД.ММ.ГГГГ.
Далее, между ЦВКС «Архангельское» и ФИО5 был заключён Трудовой договор №, в соответствии с которым, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО5 занимает должность юрисконсульта, которая является основной.
Таким образом, трудовые отношения ФИО5 в настоящее время с собственником спорного жилого помещения не утрачены, в связи с чем, оснований для признания ответчиков утратившими право пользования занимаемого спорного жилого помещения не имеется.
Более того, в материалах дела отсутствуют сведения о передаче спорного жилого помещения в собственность органов местного самоуправления.
Таким образом, Министерство Обороны РФ в данном случае осуществляет полномочия собственника в отношении спорного жилого помещения.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции РФ, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Разрешая заявленные истцом требования о выселении ответчиков из служебного жилого помещения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку, во взаимосвязи с вышеприведёнными нормами права и установленными судом обстоятельствами, усматриваются основания для сохранения за ответчиками прав пользования спорным жилым помещением.
При этом, суд исходит из того, что трудовые отношения ответчика ФИО5 в настоящее время с собственником жилого помещения не утрачены, в связи с осуществлением трудовой деятельности в учреждениях Министерства обороны РФ.
В связи с чем, оснований для признания ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, у суда не имеется.
Суд также принимает во внимание, что ответчики иных жилых помещений в собственности не имеют, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН об отсутствии объектов недвижимости.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░, 1-░ ░░░░░ ░░░4 «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░5, ░░░2, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░