Решение по делу № 2-1238/2024 (2-8191/2023;) от 24.10.2023

Гражданское дело 2-1238/2024 (2-8191/2023)

54RS0-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

19 февраля 2024 года                        <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе

судьи                                 Авазовой В.Б.,

при секретаре                            Табаевой Э.В.,

с участием истца                            Мурзинцевой М.С.,

представителя ответчика                    Кузнецовой Т.А.,

представителя ответчиков                    Ищенко А.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурзинцевой М. С., действующей в своих интересах и интересах Мурзинцевой А. А., к Департаменту строительства и архитектуры мэрии <адрес>, мэрии <адрес>, администрации <адрес>, администрации губернатора <адрес> и <адрес> и Министерству финансов и налоговой политики <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обосновании которого указал, что Мурзинцева М.С. проживает с супругом Мурзинцевым А.И. и несовершеннолетними детьми: Мурзинцевой Е.А., Мурзинцевой М.А. и Мурзинцевой А.А., за которой осуществляет уход.

Мурзинцева А.А. является инвалидом детства. Согласно заключению ГБУЗ <адрес> «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» у Мурзинцевой А.А. имеется заболевание, входящее в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Семья признана нуждающейся, поставлено на учет по предоставлению жилых помещений по договору социального найма, при этом Мурзинцева А.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Просит возложить обязанность на мэрию <адрес> за счет средств <адрес> предоставить семье истца в составе 5 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям для инвалида колясочника, предъявляемым к жилым благоустроенным помещениям, по договору социального найма общей площадью, исчисленной в соответствии с нормой предоставления общей жилой площади, в черте <адрес> в шаговой доступности от ГБУЗ <адрес> «Городская клиническая поликлиника », по норме предоставления на каждого из них, в виде отдельной благоустроенной квартиры по нормам не менее 90 кв.м., с установлением пандуса, а также с учетом права Мурзинцевой А.А. на норму предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика <адрес> Кузнецова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что государственный орган не является надлежащим ответчиком.

Представитель ответчиков мэрии <адрес> и Департамента строительства и архитектуры мэрии <адрес> Ищенко А.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы письменного отзыва (т. 2 л.д. 7-10).

Ответчик Министерство финансов и налоговой политики <адрес> и третье лицо Мурзинцев А.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав истца и представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьями 1, 4, 6 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, указанным Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Государство признает детство важным этапом жизни человека, целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ.

Из материалов дела следует, что приказом администрации <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ Мурзинцева М.С. признана нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и поставлена на учет в составе семьи из 5 человек: Мурзинцева М.С. (заявитель), мужа Мурзинцева А.И. и детей Мурзинцевой А.А., Мурзинцевой Е.А. и Мурзинцевой М.А. Мурзинцева А.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения (т. 1 л.д. 94).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого же Кодекса перечне. Указанной нормой закона не предусмотрено, что для обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке по указанному основанию гражданин должен проживать в жилом помещении, занимаемом более чем одной семьей.

Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Согласно данному Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, код заболевания С00-С097 включен в п. 2 указанного Перечня "Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями".

Судом установлено, что несовершеннолетняя Мурзинцева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Мурзинцева А.И. и Мурзинцевой М.С., что подтверждается свидетельством о рождении серии II-ЕТ от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 213).

Согласно заключению ВК от ДД.ММ.ГГГГ Мурзинцева А.А. страдает заболеванием под кодом С83.7, которое включено в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденным Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н.

Группа инвалидности (ребенок-инвалид) несовершеннолетней Мурзинцевой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, согласно справки серии МСЭ-2019 , выданной ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 217).

При установленных судом обстоятельствах, несовершеннолетняя Мурзинцева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на дополнительную жилую площадь.

В соответствии с положениями части 5 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", устанавливающими основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, согласно положениям абзаца второго пункта 2 данных правил устанавливается порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В силу ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статьями 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации семья Мурзинцевых имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как член семьи несовершеннолетняя Мурзинцева А.А. страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Доводы стороны ответчика о наличии очередности предоставления и отсутствие жилых помещений, суд признает несостоятельными, поскольку положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия свободных жилых помещений, денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, а также от иных условий.

Суд признает обоснованным и заслуживающим внимания довод истца о том, что не обеспечение семьи Мурзинцевых, имеющей ребенка-инвалида, благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь, а также имеющего в собственности Мурзинцева А.И. и Мурзинцевой М.С. жилого помещения (т. 1 л.д.131-135), приближенного к лечебно-профилактическому учреждению нарушает их права, предусмотренные ст.40 Конституции Российской Федерации, ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разрешая требования, суд учитывает также позицию Конституционного Суда РФ, отраженную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой", согласно которой Конституционный Суд Российской Федерации признал п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14. 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, пункт 5 части 1 статьи 55. статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).

Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и об обязании мэрию <адрес> предоставить за счет средств бюджета <адрес> предоставить Мурзинцевой М. С. на состав семьи 5 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым благоустроенным помещениям, пригодном для проживания ребенка-инвалида, использующего при передвижении инвалидную коляску, а также с учетом иных требований, предъявляемых к жилому помещению, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации Мурзинцевой А. А., по договору социального найма общей площадью, исчисленной в соответствии с нормой предоставления общей жилой площади, в черте <адрес> по норме предоставления, с учетом права Мурзинцевой А. А. на предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более, чем в два раза), с учетом имеющегося в общей долевой собственности Мурзинцевой М. С. и Мурзинцева А. И. жилого помещения.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Мурзинцевой М. С. (СНИЛС ), действующей в своих интересах и интересах Мурзинцевой А. А. (СНИЛС

Возложить обязанность на мэрию <адрес> (ИНН 5406285846) за счет средств бюджета <адрес> предоставить Мурзинцевой М. С. на состав семьи 5 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым благоустроенным помещениям, пригодном для проживания ребенка-инвалида, использующего при передвижении инвалидную коляску, а также с учетом иных требований, предъявляемых к жилому помещению, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации Мурзинцевой А. А., по договору социального найма общей площадью, исчисленной в соответствии с нормой предоставления общей жилой площади, в черте <адрес> по норме предоставления, с учетом права Мурзинцевой А. А. на предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более, чем в два раза), с учетом имеющегося в общей долевой собственности Мурзинцевой М. С. и Мурзинцева А. И. жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Решение в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                        В.Б. Авазова

2-1238/2024 (2-8191/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Мурзинцева Марина Сергеевна
Ответчики
Мэрия города Новосибирска
Правительство Новосибирской области
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
Другие
Мурзинцев Андрей Иванович
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2024Предварительное судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
26.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2024Дело оформлено
27.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.05.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.06.2024Судебное заседание
16.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.09.2024Дело передано в архив
19.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее