Дело № 2- 1218(2024)
59RS0005-01-2024-000191-48
Решение
Именем Российской Федерации
15 апреля 2024 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Опря Т.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Москаленко О.А.
с участием представителя истца Вшивков Р.И., представителя ответчика Евсеевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Краснокамска в интересах Поповой Марины Александровны, Попова Максима Юрьевича к Государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат и компенсации Пермского края» о возложении обязанности,
установил:
Прокурор города Краснокамска обратился в суд в интересах Поповой Марины Александровны, Попова Максима Юрьевича (далее истцы) обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат и компенсации Пермского края» (далее ответчик) с заявлением о возложении обязанности, указав, что по обращению Поповой М.А., Попова М.Ю. по вопросу отказа в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в ходе которых выявлены нарушения законодательства и социальных прав заявителей. Попова М.А. на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Попова М.А.,ДД.ММ.ГГГГ г.р. является нанимателем двухкомнатной благоустроенной квартиры по адресу: <адрес>, площадью 36,6 кв.м., жилой площадью 21,7 кв.м. Попова М.А. зарегистрирована и проживает с сыном Поповым М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в указанной квартире, Попов М.Ю. включен в договор социального найма в качестве члена нанимателя. Попова М.А. состоит на учете в Территориальном отделе по Краснокамскому городскому округу ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций» по льготной категории «инвалид общего заболевания» с 28.01.2020 бессрочно, Попов М.Ю. состоит на учёте по льготной категории «инвалид общего заболевания» с 07.12.2020 по 01.02.2024. С 2018 года семья Поповых признана малоимущей в связи с наличием доходов ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае. 09.06.2022 Попова М.А. обратилась в Территориальный отдел по Краснокамскому городскому округу ГКУ «Центр социальных выплат л компенсаций» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Попов М.Ю. обратился с заявлением предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На основании поступивших ответов на межведомственные запросы ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций» установлено, что у Поповой М.А. и Попова М.Ю. имеется непогашенная судебная задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подтвержденные судебными актами перед ПАО «Т Плюс» и ООО «Краснокамская УК Надежда». В связи с наличием имеющихся задолженностей Поповой М.А. и Попову М.Ю. 23.06.20222 отказано в предоставлении субсидии и ежемесячной денежной компенсации. Истец полагает, что отказ в данном случае незаконен, поскольку при проведении проверки выяснилось, что задолженность у Поповой М.А. и Попова М.А. возникла по уважительным причинам, а отказ ответчика в назначении мер социальной поддержки сделаны без учета фактических обстоятельств и выяснения причин образования задолженности у Поповых. На основании вышеизложенного просит признать незаконным решение государственного казённого учреждения Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» об отказе з предоставлении мер социальной поддержки от 23.06.2022 года в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалиду 3 группы Поповой Марине Александровне. Признать незаконным решение государственного казённого учреждения Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» об отказе в предоставлении мер социальной поддержки от 23.06.2022 года в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалиду 3 группы Попову Максиму Юрьевичу. Обязать государственное казённое учреждение «Центр социальных выплат компенсаций Пермского края» предоставить Поповой Марине Александровне меры социальной поддержки в виде субсидии оплату жилого помещения коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.06.2022. Обязать государственное казённое учреждение «Центр социальных выплат компенсаций Пермского края» предоставить Попову Максиму Юрьевичу меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.06.2022.
Представитель истца, в судебном заседании на заявлении настаивал, поддержав доводы изложенные в заявлении.
Истец Попова М.А. ранее в судебном заседании, на требованиях настаивала, пояснив, что она и ее сын Попов М.Ю. являются членами одной семь, инвалидами 3 группы, обратились к ответчику за предоставлением мер социальной поддержки, однако им было отказано, с отказом не согласны, поскольку ее семья является малоимущей, денежных средств не хватает, в основном на пенсию покупают лекарства, оплату коммунальных услуг производят по мере возможности.
Истец Попов М.Ю. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Представитель ответчика ГКУ «Центр социальных выплат и компенсации Пермского края» в судебном заседании с требованиями иска не согласился. Поддержал доводы письменного отзыва на иск, указав, что Попова М.А., ДД.ММ.ГГГГ р., зарегистрирована с сыном Поповым Максимом Юрьевичем, ДД.ММ.ГГГГ р., в жилом помещении по договору социального найма по адресу: <адрес>. Оба состоят на учете в территориальном отделе по Краснокамскому городскому округу (далее - территориальный отдел) по льготной категории «инвалид общего заболевания», являются инвалидами 3 группы: Попова М.А. на период с 28.01.2020 г. бессрочно, Попов М.Ю. на период с 07.12.2020 г. по 01.02.2024 г. 09.06.2022 года Попова М.А. обратилась в территориальный отдел с заявлениями: о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории «инвалид общего заболевания». В ходе рассмотрения заявлений Поповой М.А. от 09.06.2022 г. были направлены межведомственные запросы согласно п. 8 (1) Правил 761 и п. 6 (4) Порядка 166-п. На основании поступивших ответов установлено, что у Поповой М.А. имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, подтвержденная судебными актами, перед ПАО «Т ПЛЮС» и ООО «Краснокамская УК «Надежда». На основании изложенного, территориальным отделом отказано в предоставлении Поповой М.А. субсидии и ежемесячной денежной компенсации. Денежные средства, выделяемые на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выделяются и формируются федеральным и региональным бюджетом, и в случае назначения соответствующих субсидий вразрез с утвержденным Правительством Пермского края Порядком выплата денежных средств будет признана нецелевым расходованием денежных средств. Денежные средства, полученные как мера социальной поддержки, не соответствующие нормативно-правовым актам, предусматривающим размер выплат и соотношение компенсаций к фактическим расходам, не могут быть признаны соответствующими Закону, и имеют признаки неосновательного обогащения. С уважительностью причин возникновения задолженности по причинам, изложенным в исковом заявлении, Учреждение не может согласиться по доводам, изложенным ниже. Согласно справки управления выплаты пенсий ОСФР по Пермскому краю от 26.04.2023 года, предоставленной Истцом в материалы дела, пенсия Поповой М.А. назначена с 12.12.2019 года. Статус инвалидности приобретен ею с 28.01.2020 года. Инвалидность Попову М.Ю. установлена с 07.12.2020 года, присвоена льготная категория «Инвалид общего заболевания 3 группы», то есть позволяющая осуществлять трудовую деятельность. Ранее оспариваемой Истцом даты отказа в назначении мер социальной поддержки, 23.09.2020 года, Попова М.А. уже обращалась в территориальный отдел Учреждения с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. По представленным с заявлением документам Поповой М.А. по состоянию на 31 августа 2020 года сумма задолженности по ее коммунальным услугам составляла 163270,00 руб., что позволяет судить о том, что задолженность возникла намного ранее получения Поповым М.Ю. и Поповой М.А. статуса инвалидности и утраты трудоспособности. Как следует из расчета суммы задолженности и пени, приложенном к Требованию о погашению задолженности за наем жилого помещения, направленном в адрес Поповой М.А. администрацией Краснокамского городского округа ДД.ММ.ГГГГ за № (представлено Истцом в материалы дела) задолженность за наем жилого помещения возникла с сентября 2010 года, при этом платежи нанимателями не проводились ни в одном из месяцев за период с 01.01.2010 - 31.12.2020 года (10 лет). Согласно справки МКУ «УРЖП КТО» (представлено в материалы дела Истцом) по лицевому счету Поповой М.А. № начиная с января 2015 года оплата не производилась Поповой М.Ю. ни в одном месяце, при ежемесячном платеже от чуть более 300 р. до 510,94 руб., согласно справки МУП «Краснокамский водоканал», предоставившей сведения с января 2020 года, оплата Поповыми М.А. и М.Ю. также не производилась ни в одном месяце, на май 2021 года задолженность составила 27511,15 руб., Указанные сведения позволяют судить о длительном злоупотреблении гр. Поповой М.А. и Поповым М.Ю. в пользовании коммунальными услугами без надлежащей оплаты, тогда как согласно ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Представленными Истцом материалами дела подтверждается факт наличия в отношении гр. Поповых судебных актов о наличии задолженности по оплате за жилищно - коммунальные услуги. Однако, Истцом в материалы дела не предоставлены сведения погашении задолженности хотя бы в части. Более того, истцом предоставлено письмо ОСФР по Пермскому краю (далее - ОСФР) от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором ОСФР даются разъяснения прокуратуре <адрес> о том, что удержания из пенсии Поповой М.А. и Попова М.Ю. на основании исполнительных листов не производятся в связи с необходимостью сохранения доходов должников не ниже прожиточного минимума. Таким образом, из наличествующих в деле сведений и документов возможно достоверно установить, что оплата гр. Поповыми коммунальных услуг не производится ни в добровольном, ни в принудительном порядке, затраты они не несут. Просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в письменном отзыве на иск в котором указал, что уважительных причин для предоставления истцам мер социальной поддержки материалы дела не содержат, кроме того у Поповой М.А. и Попова М.Ю. имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленная судебными актами, в связи с чем, решение ГКУ «Центр социальных выплат и компенсации Пермского края» от 23.06.2022 являются законными, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица администрации Краснокамского городского округа в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве рассмотрение настоящего спора оставил на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации указано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее - постановление Пленума №), компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума №).
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
Меры социальной поддержки инвалидам установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
Согласно ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение: коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества = многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий за оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам в отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений к её погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее – уполномоченный орган).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения: предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Согласно части 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг пред оставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 ЖК РФ).
Правительством Пермского края ДД.ММ.ГГГГ принято постановление №-п «Об утверждении порядков предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством», пунктом 1.1 которого утвержден Порядок предоставления компенсаций, определяющий условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством отдельным категориям граждан, в форме ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения в коммунальных услуг и дополнительной ежемесячной денежной компенсации б- оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с Порядком гражданам выплачивается ежемесячная денежная компенсация в твердой денежной сумме в размере, определенном приложением 1, подачи заявления на основании информации о лицах, включенных Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной тональной помощи гражданам, которые на указанную дату имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации, а также информации, содержащейся в платежных документах (пункты 4, 5 и 7 Порядка).
В соответствии с п. 12 Порядка ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация назначаются с первого числа месяца, в котором подано заявление, но не ранее месяца возникновения права на получение мер социальной поддержки.
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
В судебном заседании установлено, что на основании договора социального найма № от 14.10.1998г. Попова М.А.,ДД.ММ.ГГГГ г.р. является нанимателем двухкомнатной благоустроенной квартиры по адресу: <адрес>, площадью 36,6 кв.м., жилой площадью 21,7 кв.м. (л.д.37-39)
В соответствии с договором М.А. в указанной квартире зарегистрирован и проживает сын Попов М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р.в качестве члена нанимателя.
Согласно справок, а также данных базы ЕАИС «Социальный регистр населения» Семья Поповой М.А. за периоды с 11.03.2014 по 10.03.2015, с 3105.2016 по 30.05.2017, с 06.03.2018 по 05.03.2019, с 11.04.2019 по 10.04.2020, с 25.09.2020 по 24.09.2021, с 28.05.2021 по 27.05.2022, с 12.04.2022 по 11.04.2023, признана малоимущей в связи с наличием доходов ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае (л.д.40-45).
Истцы Попова М.А. и Попов М.Ю. являются инвалидами 3 группы.
09.06.2022 Попова М.А. обратилась в Территориальный отдел по Краснокамскому городскому округу ГКУ «Центр социальных выплат л компенсаций» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Попов М.Ю. обратился с заявлением предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
23.06.2022 ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций» Поповой М.А. отказано в предоставлении субсидии и ежемесячной денежной компенсации, в связи с имеющийся у Поповой М.А., непогашенной судебной задолженности по оплате коммунальных услуг подтвержденные судебными актами перед ПАО «Т Плюс» и ООО «Краснокамская УК Надежда».
23.06.2022 ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций» Попову М.Ю отказано в предоставлении ежемесячной денежной компенсации, в связи с имеющейся непогашенной задолженности.
Представитель ответчика, как на законность вынесенного решения об отказе истцам в предоставлении мер социальной поддержки, указывает на полученные из государственной информационной системы жилищно коммунального хозяйства сведения, согласно которого следует, что у Поповой М.А. имеется задолженность что подтверждается судебным приказом № 2 -5885-2020г ( л.д.101-102 )
Не соглашаясь с отказом ответчика в предоставлении мер социальной поддержки, Попова М.А. и Попов М.Ю. ссылаются на то, что для обеспечения достойных условий жизни, поддержания жизнедеятельности, необходимых потребностей и сохранения здоровья, не имеют другого источника средств к существованию кроме пенсии, поскольку имеют ряд хронических заболеваний, денежные средства используются в большей части на покупку медикаментов.
Попова М.А. состоит на учете в Территориальном отделе по Краснокамскому городскому округу ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций» по льготной категории «инвалид общего заболевания» с 28.01.2020 бессрочно.
Попов М.Ю. состоит на учёте по льготной категории «инвалид общего заболевания» с 07.12.2020 по 01.02.2024.
Согласно справок о выплатах Пенсионного фонда, размер ежемесячной выплаты Поповой М.А. составляет 10744,13 руб., 2834,40 руб., размер ежемесячной выплаты Попова М.Ю - 2834,40 руб., 6992,44 руб.
В августе 2021 года территориальным Управлением Минсоцразвития края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам Поповой М.А. предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта, направленная на преодоление трудной жизненной ситуации.
10.08.2021 между Поповой М.А. и ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам заключен социальный контракт на период с 10.08.2021 по 31.12.2021 с ежемесячной денежной выплатой в размере 11633,00 руб. по реализации программы социальной адаптации малоимущих семей, в которую были включены мероприятия по погашению задолженности по оплате ЖКУ, в том числе за счёт части средств, назначаемых после заключения социального контракта.
Установлено, решением мирового судьи судебного участка №4 Краснокамского судебного района от 01.10.2020 по гражданскому делу № 2-3204/2020 по иску ПАО «Т Плюс» с Поповой М.А., Попова М.Ю., Долматова А.А. взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.02.2019 по 31.12.2019.
Решением мирового судьи судебного участка №4 Краснокамского судебного района от 01.10.2020 по гражданскому делу № 2-4571/2020 по иску МУП «Водоканал» с Поповой М.А., Попова М.Ю., взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг, за период с марта 2017 по сентябрь 2017.
Судебным приказом. мирового судьи судебного участка № 4 Краснокамского судебного района Пермского края от 30.04.2019 по делу № 2-2080/19 с Поповой М.А. и Попова М.Ю. взыскана задолженность в пользу ПАО «Т Плюс» за период с 01.07.2016 по 31.01.2019. Определением от 20.09.2019 судебный приказ отменен
Судебным приказом, мирового судьи судебного участка № 4 Краснокамского судебного района Пермского края от 28.02.2020 по делу № 2-625/2020 с Поповой М.А. и Попова М.Ю. взыскана задолженность в пользу ПАО «Т Плюс» за период с 01.02.2019 по 31.12.2019. Определением от 09.04.2020 судебный приказ отменен.
Судебным приказом. мирового судьи судебного участка № 4 Краснокамского судебного района Пермского края от 04.12.2020 по делу № 2- 5885/2020 с Поповой М.А. и Попова М.Ю. взыскана задолженность в пользу ООО «Краснокамская УК «Надежда» за период с июня 2019 по октябрь 2020. Определением от 23.01.2021 судебный приказ отменен.
Судебным приказом. мирового судьи судебного участка № 4 Краснокамского судебного района Пермского края от 14.04.2021 по делу № 2- 1921/2021 с Поповой М.А. и Попова М.Ю. взыскана задолженность в пользу ООО КУК «РЭП» за период с 31.07.2017 по 29.03.2021. Определением от 20.07.2021 судебный приказ отменен.
Судебным приказом. мирового судьи судебного участка № 4 Краснокамского судебного района Пермского края от 16.06.2021 по делу № 2- 3292/2021 с Поповой М.А. и Попова М.Ю. взыскана задолженность в пользу Администрации Краснокамского городского округа за период с сентября 2010 по май 2021. Определением от 08.11.2021 судебный приказ отменен.
Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении этой меры социальной поддержки.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения об отказе в предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.
Принятие решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по отказу в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, доводы представителя ответчика, что у истцов имелась задолженность по судебному приказу № 2- 5885/2020, что послужило основанием для принятия решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержка, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку данный судебный приказ был отменен, в 2021, на момент принятия решения 23.06.2022, данного судебного решения не имелось.
Более того, как следует из иных судебных приказов и решений, задолженности подтвержденных судебным решением, за последние три года, на момент принятия ответчиком решения, суду не представлено.
Доводы представителя ответчика, что ранее истцу предоставлялись меры социальной поддержки одна она не гасила задолженность судом отклоняются, поскольку как следует из представленных документов, задолженность Поповой М.А. частично погашалась.
Кроме того, как следует из представленных истцами документов, с учетом того, что истцы являются инвалидами, с учетом размера их пенсий, учитывая, что доход семьи ниже прожиточного минимума, суд считает, что причины возникновения задолженности у истцов по оплате жилищно коммунальных услуг можно признать уважительными.
Учитывая изложенное решение государственного казённого учреждения «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» от 23.06.2022 года об отказе в предоставлении мер социальной поддержки следует признать незаконным, обязать ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» предоставить Поповой М.А., Попову М.Ю. меры социальной поддержки.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 23.06.2022 ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ « (░░░ №) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 01.06.2022
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ « (░░░ №) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 01.06.2022
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.04.2024
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░