(№5-2122/2022)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 апреля 2022 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2022 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Булах О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
открытого акционерного общества «Российские железные дороги», <данные изъяты>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в 18.24 часов на таможенный пост ЖДПП Люття Карельской таможни (<адрес>) прибыл убывающий с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союза) в Финляндию поезд №. Для совершения таможенных операций по регистрации убытия подвижного железнодорожного состава с таможенной территории Союза, ДД.ММ.ГГГГ в 18.32 часов представителем перевозчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») предоставлены следующие документы: поездная ведомость № индекс №; передаточная ведомость от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированные в качестве декларации на транспортные средства за номером №. Согласно предоставленным документам в 54 вагонах с таможенной территории Союза убывал товар - уголь каменный битуминозный прочий марки «Т», весом брутто <данные изъяты> кг, код №. Отправитель товара - АО «<данные изъяты>», перевозчик ОАО «РЖД». Поезд № убыл со <адрес> ОЖД ДД.ММ.ГГГГ в 19.52 часов. ДД.ММ.ГГГГ на таможенный пост <данные изъяты> прибыл поезд № индекс поезда №, следующий из Финляндии на таможенную территорию Союза, в составе поезда находился вагон №. Согласно дорожной ведомости № в вагоне № перемещается товар - уголь, весом <данные изъяты> кг, возвращен без разгрузки в Россию. В ходе проведения таможенного контроля установлено, что поезд № фактически убыл с железнодорожной межгосударственной передаточной станции Кивиярви Октябрьской железной дороги ДД.ММ.ГГГГ в 19.52 часов, в составе которого отправлено 55 вагонов с грузом уголь битуминозный прочий, весом брутто <данные изъяты> кг, грузоотправителя АО «<данные изъяты>», 54 вагона в соответствии с натурным листом, 1 вагон № без информации в натурном листе, без перевозочных документов. Таким образом, ОАО «РЖД», являющееся декларантом, ДД.ММ.ГГГГ в 18.32 часов на таможенном посту ЖДПП Люття Карельской таможни сведения о железнодорожном полувагоне №, являющимся единицей железнодорожного подвижного состава, то есть транспортным средством международной перевозки, в поездной ведомости № индекс № и передаточной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ, принятых в качестве декларации на транспортные средства № не заявило, то есть не декларировало по установленной форме железнодорожный полувагон №, подлежащий таможенному декларированию.
В судебное заседание законный представитель ОАО «РЖД» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Защитник ОАО «РЖД» Репина Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала, пояснила, что правонарушение было совершено не умышленно, были установлены виновные должностные лица, которые несут полную материальную ответственность, усилен контроль за выполнением работниками станции натурного списывания составов поездов на отправление. Кроме того, просила назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкций части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку размер санкции является существенным, одномоментное изъятие значительных денежных средств из бюджета компании для уплаты административного штрафа скажется на реализации социально значимых программ, инвестиционной деятельности как в регионе, так и в целом по стране. Также пояснила, что введенные санкции против Российской Федерации существенно сказывают на железнодорожных перевозках, количество которых, а соответственно, и прибыль существенно сокращаются.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший уполномоченный по ОВД отдела административных расследований и дознания Карельской таможни Кудряшов М.Ю. в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал в полном объеме.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно подпунктам 49 и 51 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза транспортные средства – это категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами. Транспортные средства международной перевозки – это транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
На основании статьи 278 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки; при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки. Декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик. Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство. Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 указанного Кодекса. В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта. Если в представленных в качестве декларации на транспортное средство стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта, не содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.
Согласно пункту 2 раздела 1 Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 511 (далее - Инструкция), в качестве таможенной декларации на транспортное средство (далее - ТДТС) используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены Союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, в зависимости от вида транспорта.
В пункте 5 раздела 1 Инструкции указано, что при использовании в качестве ТДТС стандартных документов перевозчика за основу ТДТС принимаются следующие документы: для железнодорожного транспорта - передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав.
В подпункте 7 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указано, что декларант это лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары.
Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с указанным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с указанным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
На основании пункта 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Обстоятельства административного правонарушения и вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения подтверждаются доказательствами по делу: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который существенных недостатков не имеет, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; поездной ведомостью № индекс №; передаточной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ; актом таможенного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; ответом филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ (согласно которому поезд № фактически убыл с железнодорожной межгосударственной передаточной станции <данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ в 19.52 часов, в составе которого отправлено 55 вагонов с грузом уголь, 54 вагона в соответствии с натурным листом поезда№, 1 вагон № без информации в натуральном листе, без перевозочных документов); натурным листом поезда; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом опроса свидетеля от ДД.ММ.ГГГГ, заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ; другими материалами дела.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ОАО «РЖД» в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ОАО «РЖД» имелась возможность для соблюдения таможенного законодательства, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений законодательства, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Обстоятельств, установленных статьями 2.7 и 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Товар, явившийся предметом административного правонарушения, не изымался.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого лица, наличие смягчающих по делу обстоятельств в виде признания вины, оказания лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, отягчающим административную ответственность обстоятельством по делу является повторное совершение однородного административного правонарушения, приходит к выводу о том, что в отношении ОАО «РЖД» следует применить административное наказание в виде административного штрафа в размере 1/2 стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, без его конфискации.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГг. рыночная стоимость товара, являющегося предметом дела об административном правонарушении, на территории России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2043184 руб., следовательно, размер подлежащего уплате административного штрафа составляет 1021592 руб. (2043184:2).
Однако, исходя из конкретных обстоятельств дела, а именно: значительного размера вышеуказанного минимального штрафа, уплата которого может привести к неплатежеспособности ОАО «РЖД», выполняющего социально значимые программы, учитывая сложившуюся ситуацию в Российской Федерации в связи с введенными санкциями, судья считает необходимым на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ОАО «РЖД» наказание в виде административного штрафа в размере 510796 руб. без конфискации предмета административного правонарушения, полагая, что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 510796 (Пятьсот десять тысяч семьсот девяносто шесть) рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Получатель: (поле 16) - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН получателя(поле 61) - 7730176610, КПП получателя(поле 103) - 773001001, ОКТМО(поле 105) - 45328000, наименование банка получателя средств (поле 13) - Операционный Департамент Банка России/ Межрегиональное операционное УФК г.Москва, БИКбанка получателя средств (поле 14) - 024501901, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) (поле 15) - 40102810045370000002, номер счета получателя средств (номер казначейского счета) (поле 17) - 03100643000000019502, код бюджетной классификации КБК (поле 104) - 15311604000016000140, очередность платежа (поле 21) - 5, код таможенного органа (поле 107) - 10000010, назначение платежа (поле 24) - для Карельской таможни, штраф по постановлению №5-2122/2022 по делу об административном правонарушении №10227000-51/2022 в отношении ОАО «РЖД», уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа (УИН) – 15310102270000051227.
Копию квитанции об уплате административного штрафа представить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г.Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова