Решение по делу № 2-2508/2020 от 16.01.2020

74RS0№-67 КОПИЯ

Дело №

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес>                      20 июля 2020 Рі.

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Петровой Н.Н., при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании необоснованным решения пенсионного органа об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности произвести выплату с начислением пени за просрочку выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3 обратилась к ГУ УПФР в <адрес> с заявлением об установлении дочери ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) на основании п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ). Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ЕДВ отказано со ссылкой на то, что ответчик не располагает правоустанавливающими документами, дающими право ФИО3 на назначение ЕДВ, поскольку её матерью - ФИО1- не представлено удостоверение установленного образца, подтверждающее право на льготы. Считая это решение незаконным и необоснованным, ФИО1 просила обязать ответчика назначить ФИО3 ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ с начислением пени согласно ставки рефинансирования.

Истец ФИО1 в судебном заседании на доводах иска настаивала.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5 иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц ОПФР по <адрес>, Министерство социальных отношений <адрес> в судебном заседании участия не приняли, извещены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО1 является ребенком первого поколения – дочерью ФИО2 – участника ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС в № году. Выданное ее отцу № г. удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС бесспорно подтверждает его статус.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3 обратилась к ГУ УПФР в <адрес> с заявлением об установлении дочери ежемесячной денежной выплаты на основании п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ЕДВ отказано со ссылкой на то, что ответчик не располагает правоустанавливающими документами, дающими право ФИО3 на назначение ЕДВ, поскольку её матерью - ФИО1- не представлено удостоверение установленного образца, подтверждающее право на льготы.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 ссылалась также на Письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N № по вопросу осуществления ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) детям первого и последующих поколений граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, родившимся после радиоактивного облучения одного из родителей. В указанном письме изложена правовая позиция Минтруда, согласно которой данным детям (в том числе внукам участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) ЕДВ назначается при предъявлении одним из родителей этого ребенка удостоверения, подтверждающего его принадлежность к числу граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона, т.е. факт рождения ребенка после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей определяется на основании соответствующего удостоверения родителя и свидетельства о рождении ребенка.

    Р’ соответствии СЃРѕ статьей 42 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации каждый имеет право РЅР° благоприятную окружающую среду, достоверную информацию Рѕ ее состоянии Рё РЅР° возмещение ущерба, причиненного его Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ или имуществу экологическим правонарушением.

Данному праву корреспондирует обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предотвращение экологически опасной деятельности, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных. В рамках ее реализации государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях обеспечения исполнения обязанности государства по возмещению вреда, обусловленного радиационным воздействием в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, федеральный законодатель в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определил государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, и гарантировал указанным гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки таким гражданам.

Пунктом 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

На основании пункта 9 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.

Из анализа приведенных положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 следует, что право на получение такого вида социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата (статья 27.1 Закона) имеют дети, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, относящихся к категориям граждан, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также внуки, правнуки и т.д., то есть дети первого и последующих поколений лиц таких граждан, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1.

Таким образом, указанное правовое регулирование, направлено на осуществление социальной защиты как граждан, подвергшихся непосредственному радиационному воздействию, так и их детей первого и последующих поколений в связи с последствиями радиационного воздействия на родителей.

При таком положении несовершеннолетняя ФИО3, являясь внучкой ФИО2 – участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, как дети последующего поколения гражданина, принимавшего в 1987 году участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, имеет право на назначение им ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 и оснований к отказу в назначении несовершеннолетним спорной выплаты со дня обращения за ней, у пенсионного органа не имелось.

Ссылка пенсионного органа на позицию Минтруда, изложенную в письме от ДД.ММ.ГГГГ N 13-7/В-229, согласно которой данным детям (в том числе внукам участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) ЕДВ назначается при предъявлении одним из родителей этого ребенка удостоверения, подтверждающего его принадлежность к числу граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона, т.е. факт рождения ребенка после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей определяется на основании соответствующего удостоверения родителя и свидетельства о рождении ребенка, судом во внимание принята быть не может, поскольку нормами действующего законодательства получение соответствующего удостоверения родителем внука (внучки) участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы не предусмотрено. Указанное письмо носит ведомственный характер, официально не опубликовано, регистрацию в Минюсте не проходило, нормативным документом не является, в связи с чем не может устанавливать обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения.

В отношении требования истца о начислении пени согласно ставки рефинансирования за просрочку выплаты ЕДФ суд полагает данное требование не подлежащим удовлетворению ввиду следующего. Согласно ч.1 ст.395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Из смысла данной нормы следует, что нельзя взыскать проценты по ст. 395 ГК РФ с суммы еще не начисленных и не присужденных социальных выплат.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования ФИО1 в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 ФИО3 подлежат удовлетворению в части признания необоснованным Решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ЕДВ, возложении обязанности произвести выплату с ДД.ММ.ГГГГ с момента обращения. В уточненном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истец просит назначить выплату с момента отказа, вместе с тем дату указывает с момента назначения – с ДД.ММ.ГГГГ Поскольку согласно п. 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 35н), выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату, требования истца подлежат удовлетворению с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании необоснованным решения пенсионного органа об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности произвести выплату с начислением пени за просрочку выплаты удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить ФИО3 ежемесячную денежную выплату в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ДД.ММ.ГГГГ

    Р’ удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий: п/п Н.Н. Петрова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Председательствующий: Н.Н. Петрова

Секретарь ФИО4

2-2508/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пономарева Екатерина Юрьевна
Ответчики
УПФР в Центральном районе города Челябинска
Другие
Министрестов Социальных отношений Челябиснкой области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Петрова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
20.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее