Судья Бойко М.Н. Дело № 33-4566/2024 (2-543/2024)
УИД 25RS0002-01-2023-009952-82
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р ЕД Е Л Е Н И Е
11 июня 2024 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ильиных Е.А.
судей Симоновой Н.П., Рыженко О.В.
при секретаре Деменчук Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пименова Александра Ивановича к УМВД России по Приморскому краю о признании незаконными действий о снятии с учета для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди,
по апелляционной жалобе Пименова Александра Ивановича на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 30.01.2024, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Симоновой Н.П., выслушав пояснения истца Пименова А.И., представителя истца Шадрину А.В., представителя ответчика УМВД России по Приморскому краю Головину А.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Пименов А.И. обратился в суд с иском УМВД России по Приморскому краю о признании незаконными действий о снятии с учета для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди, в обоснование заявленных требований указав, что с 06.05.2003 по 20.07.2017 проходил службу в органах внутренних дел, является пенсионером МВД России. С 21.07.2017 по настоящее время проходит службу в уголовно исполнительной системе в должности заместителя начальника Управления собственной безопасности ГУФСИН России по Приморскому краю в звании полковника внутренней службы.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Приморскому краю от 15.12.2021 года № 11/1, утвержденным распоряжением УМВД России по Приморскому краю от 15.12.2021 года № 495р, он с составом семьи 4 человека, был снят с учета сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с утратой оснований для получения единовременной выплаты. С вышеуказанным решением УМВД России по Приморскому краю он не согласен. На момент постановки на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения он и члены его семьи были зарегистрированы (с ДД.ММ.ГГГГ) и проживали в 2-х комнатной квартире площадью ... принадлежащей на праве собственности его родителям. ДД.ММ.ГГГГ он с супругой зарегистрировали право собственности на 2-х комнатную квартиру по адресу: <адрес>, приобретенную по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ №. В указанной квартире он зарегистрировался ДД.ММ.ГГГГ, супруга с детьми - с ДД.ММ.ГГГГ с одновременным снятием с регистрации по адресу: <адрес>.
Полагает, что решение о снятии его и членов его семьи с учета очередников на ЕСВ по основанию обеспеченности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ его и членов его семьи жилым помещением более 15 кв.м. на каждого члена семьи противоречит действующему законодательству, поскольку регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Его регистрация и регистрация членов его семьи в новой квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, не сразу, а спустя некоторое время после приобретения в собственность квартиры, было обусловлено необходимостью обустройства жилья для возможности проживания в новом построенном доме, квартире. На момент вынесения решения о снятии с учета он и члены его семьи не утратили основания для получения ЕСВ, поскольку обеспеченность их жилым помещением была менее 15 кв.м. на каждого члена семьи.
Просил признать незаконными действия УМВД России по Приморскому краю по снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать УМВД России по Приморскому краю восстановить его на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под уникальным номером №, с даты постановки на учет в соответствии с протоколом ЖБК УМВД России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждённым распоряжением УМВД России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, взыскать с УМВД России по Приморскому краю в его пользу госпошлину в размере 300 рублей.
Решением Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 30.01.2024 в удовлетворении исковых требований Пименову А.И. отказано.
С указным решением не согласился истец, подав апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, указывается, что судом не принято во внимание, что на дату принятия комиссий решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты его жилищные условия соответствовали п.2 ч.2 ст.4 Федерального закона № 247-ФЗ, который не содержит такого основания для снятия с учета, как утрата оснований стоять на учете в прошлом. Судом не принято во внимание, что истец не предпринимал никаких действий для получения единовременной социальной выплаты в большем размере, и являющихся основанием для снятия с учета. Судом не исследованы обстоятельства, имеющие значение по делу, не дана оценка представленным доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, не учитывались приведенные ответчиком доводы для снятия истца с учета, которые противоречат действующему законодательству.
Истец и его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали. Истец пояснил, что квартире по адресу <адрес> проживают родители ФИО1, иного жилья у них нет. После рождения второго ребенка истец приобрел квартиру по договору долевого участия в строительстве с использованием кредитных денежных средств (ипотека), которая передана ему без отделки и являлась непригодной для проживания, в квартире проводился ремонт.
Представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указал, что в период с 2019 по 2021 год истец фактически проживал в помещении, собственником которого являлся его родители, при этом имел в собственности другое жилое помещение, т.е. не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем права на получение выплаты не имел.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Г ПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены указанного решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является пенсионером МВД России. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в уголовно исполнительной системе в должности заместителя начальника Управления собственной безопасности ГУФСИН России по <адрес> в звании полковника внутренней службы.
Как следует из выписки из протокола № (утвержденного распоряжением УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), майор полиции ФИО1 старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска отдела МВД РФ по <адрес> в составе 3-х человек (сотрудник, жена – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) приняты на учет на получение единовременной выплаты. Присвоен уникальный №.
Из указанной выписки следует, что на момент постановки на учет ФИО1 зарегистрирован (ДД.ММ.ГГГГ) и проживает с членами своей семьи в 2-х комнатной квартире общей площадью ... расположенной по адресу: <адрес>. Собственниками данной квартиры являются отец сотрудника ФИО9 и мать сотрудника ФИО10 на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (общая долевая собственность, на каждого доля в праве ?). По указанному адресу зарегистрированы: сотрудник, супруга (ФИО7), дочь (ФИО8), мать (ФИО10) и отец (ФИО9) сотрудника. Всего 5 человек.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения), сотрудник и члены его семьи не имеют.
На учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы не состоит.
Таким образом, исходя из количества проживающих и общей площади квартиры ... обеспеченность жилым помещением на каждого члена семьи приходилось по 10,14 кв.м. (50,7 : 5 = 10,14).
В соответствии с выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Приморскому краю, утвержденного распоряжением УМВД России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, в учетные дела и списки сотрудников, состоящих на учете на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения внесены изменения, а именно, в учетное дело ФИО1 внесены изменения и считать его пенсионером МВД России, а также внести изменения в учетное дело по составу семьи ФИО1 и считать их очередниками на получение единовременной социальной выплаты в составе 4 человек (ФИО1, жена ФИО7 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО8 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО11 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Из данной выписки следует, что ФИО1 проживает с членами семьи (все имеют регистрацию по месту проживания: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, супруга и дочь с ДД.ММ.ГГГГ, сын с ДД.ММ.ГГГГ) в 2-х комнатной квартире общей площадью 50,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>
Собственниками данной квартиры являются отец и мать сотрудника – ФИО9, ФИО10 По указанному адресу зарегистрированы: собственники, сотрудник с семьей, всего 6 человек.
Из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Приморскому краю, утвержденного распоряжением УМВД России по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, снять с учета сотрудников УМВД России по Приморскому краю на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 с семьей в составе 4 человек (ФИО1, жена ФИО7 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО8 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО11 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения), в связи с утратой оснований для получения единовременной социальной выплаты.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО7 заключили договор № долевого участия в строительстве многоквартирного дома с ООО «Водострой».
По акту приема-передачи объекта долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ по договору № долевого участия в строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, общей площадью ... состоящая из 2-х комнат, на 5-ом этаже в 3-ем подъезде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> передано застройщиком участникам долевого строительства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с супругой ФИО7 зарегистрировали право собственности на жилое помещение кадастровый № по адресу: <адрес>, <адрес>, приобретенную по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РИЦ Партнер», по адресу: <адрес>, <адрес> зарегистрированы: собственник ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ, жена ФИО12 – ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО11 - ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО8 - ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь помещения ....Разрешая указанный спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.51,55 ЖК РФ, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223, исходил из того, что ФИО1 и члены его семьи до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы и проживали в квартире, площадью 50.7 кв.м., принадлежащей на праве собственности родителям ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с супругой ФИО7 приобрели в собственность квартиру площадью 59,1 кв.м., в связи с чем пришел к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи имели в пользовании две квартиры, общая площадь которых превышала установленную учетную норму площади жилого помещения на одного человека, в связи с чем право на получение указанной ЕСВ у ФИО1 отсутствовало.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
При этом из п.2 ст.4 указанного закона данная единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
В соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам и утверждается положение о комиссии.
Согласно ст.14 указанных Правил комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
В соответствии со ст.19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты; в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо получения им за весь период прохождения государственной службы субсидии или иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты; в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных ч.3, 3.1, 6, 6.1 ст.4 и ч.4 ст.12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); в случае если в отношении сотрудника имеется вступивший в законную силу приговор суда за совершение в период прохождения службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления либо в случае наличия судимости за совершение указанных преступлений, в том числе снятой или погашенной.
В соответствии с п.8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты - при наличии у сотрудника и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности родителям ФИО1
ФИО1, его супруга и дети, проживали в указанной 2-х комнатной квартире совместно с родителями ФИО1 и с их согласия в крайне стесненных условиях -всего 6 человек.
С целью улучшения жилищных условий и проживания своей семьей отдельно от родителей ФИО1 с супругой приобретена с использованием кредитных денежных средств 2-х комнатная квартира по договору долевого участия в строительстве, которая в соответствии с условиями договора передана истцу в стадии «строительной готовности» - техническое состояние объекта долевого строительства на момент передачи к определено, п.1.4 договора: установка входной двери, установка окон с устройством отливов, без устройства подоконной доски, откоса, устройство межкомнатных перегородок и межквартирных стен без оштукатуривания и шпатлевки, монтаж электропроводки с установкой вводного электрического щита в квартире без поквартирной разводки, монтаж системы отопления с установкой отопительных приборов без поквартирных приборов учета, монтаж стояков холодного водоснабжения и канализации без поквартирной разводки и санфаянса.
Указанная квартира в момент передачи истцу фактически являлась непригодной для проживания и требовала значительных финансовых затрат и времени для ее ремонта и оборудования в целях приведения в состояние, пригодное для проживания. Доказательств возможности использования приобретенной в собственность квартиры для проживания и/или фактического проживания истца с семьей в указанной квартиры с сохранением права пользования квартирой родителей в материалах дела не имеется.
По смыслу п.8 вышеназванных правил, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений при наличии у сотрудников нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
При этом судебная коллегия учитывает, что право пользования истца с супругой и детьми квартирой родителей не является абсолютным, не является правом пользования на основании договора социального найма, а зависит от воли собственников квартиры (родителей истца), в связи с чем доводы истца о согласии родителей на проживание его с семьей в принадлежащей им квартире до приобретения истцом собственной квартиры и приведения в пригодное для проживания состояние, признаются судом убедительными и обоснованными.
Таким образом, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения ФИО1, его супруги и детей, суммирование общей площади квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, переданной истцу в стадии «строительной готовности», т.е. фактически не пригодной для проживания, недопустимо. Иное бы означало неоправданный формализованный подход, не отвечающий смыслу и целям правового регулирования порядка реализации государственных гарантий в области жилищного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
С момента приведения приобретенной в собственность квартиры в пригодное для проживание состояние ФИО1 с супругой и детьми (всего 4 человека) фактически проживает и зарегистрирован в 2-х комнатной квартире по адресу: <адрес>, стр.1, <адрес>, общая площадь которой составляет 59.1 кв.м.
Таким образом, поскольку общая площадь жилого помещения на одного человека, которая составляет 14,775, в указанной квартире меньше учетной нормы в размере 15 кв.м., право у ФИО1, его супруги и детей, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 30.01.2024 отменить, принять по делу новое решение:
Признать незаконными действия УМВД России по Приморскому краю по снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Пименова Александра Ивановича (№) с составом семьи четыре человека.
Обязать УМВД России по Приморскому краю восстановить Пименова Александра Ивановича №) на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе четырех человек под номером № с даты постановки на учет в соответствии с протоколом ЖБК УМВД России по Приморскому краю от 11.12.2013 №20, утвержденным распоряжением УМВД России по Приморскому краю от 03.02.2014 №40.
Взыскать с УМВД России по Приморскому краю (№) в пользу Пименов Александра Ивановича (№) расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.06.2024