Дело № 2-167/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2018 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре Грищук Ю.В.,
с участием:
представителя истца Кузовковой О.А.,
представителя ответчика Муляр В.Я.,
представителя ФГКУ «КТУИО» МО РФ
Кравченко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Артюх Анне Васильевне, третьи лица: Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ОО «ДО «Планета плюс», о признании права отсутствующим, о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
В августе 2017 года Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к Артюх А.В., третьи лица: Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ОО «ДО «Планета плюс», о признании права отсутствующим, а именно: земельного участка, площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Требования иска мотивированы тем, что право частной собственности на указанный земельный участок возникло на основании распоряжения Севастопольской ГГА от 6 апреля 2010 года № 1029 «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 5,8 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачной) общественной организации «Дачное общество «Планета плюс» и о передаче в собственность членам этой организации земельных участков, расположенных в районе бухты Соляной», в порядке ст. 116, 118 ЗК Украины.
Вместе с тем, земельный участок, в отношении которого органом местной администрации принято решение, в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, находился в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, а именно в пределах территории военного городка № 467, общей площадью 191,3 га.
В процессе оформления ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка № 467 стало известно о том, что фактически земельные участки, переданные в собственность членам ОО «ДО «Планета плюс», в том числе и земельный участок ответчика, являются частью земельного участка военного городка № 467, о чем свидетельствует ответ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 17.08.2016 года за исх. № 0316/5383.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с требованиями о признании отсутствующим права собственности на принадлежащий ответчику земельный участок и признании недействительным государственного акта на этот земельный участок.
В ходе производства по делу 26 апреля 2018 года истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ первоначальные исковые требования увеличены, а именно поставлен вопрос о признании недействительными правоустанавливающих документов на земельный участок.
В судебном заседании представитель истца Кузовкова О.А. требования иска поддержала. Пояснила, что зарегистрированное право частной собственности на земельный участок является препятствием в реализации Минобороны Российской Федерации прав относительно принадлежащего в силу закона земельного участка военного городка, о чем стало известно после передачи земель военного городка в федеральную собственность и в процессе оформлением прав на земельный участок.
Ответчик Артюх А.В. о времени и месте рассмотрения извещалась в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи. В связи с чем, в силу положений ч. 2 и 3 ст. 113 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений содержащихся в п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», неявка ответчика не препятствует рассмотрению дела.
Представитель ответчика Артюх А.В. – Муляр В.Я., считал заявленные требования к его доверителю недоказанными и необоснованными. Указал на отсутствие у Минобороны России прав на предъявления требований относительно спорного земельного участка, отсутствие условий для удовлетворения требований о признании права отсутствующим, надлежащих доказательств, свидетельствующих о вхождении спорного земельного участка в состав земель военного городка.
Представитель ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России поддержала требования Министерства обороны Российской Федерации.
Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, ОО «ДО «Планета плюс» о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, своих представителей в суд не направили и причинах неявки не известили, что в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей.
Согласно заявлению представителя Правительства Севастополя он просит рассматривать дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Согласно п. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
Как разъяснено в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 305 ГК РФ определено, что права, предусмотренные ст. 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают такие способы защиты права, как признание судом недействительным акта государственного органа в связи с его несоответствием закону или иным правовым актам, а также нарушением гражданских прав и охраняемых законом интересов, истребования имущества из незаконного владения.
Распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок № 467 (№ «220» в прилагаемом перечне).
25.03.2015 года между Правительством Севастополя и Минобороны России, в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, подписан акт приема-передачи имущества, в том числе и военный городок № 467, площадь земельного участка 194,2815 га. При этом в акте имеется ссылка на производство кадастровых работ по уточнению фактической площади земельного участка.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Севастополя № 195-РП от 20.03.2015 года ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.
До передачи в федеральную собственность военный городок № 467 использовался Российской Федерацией на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского Флота и пребыванием Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № 2 и № 3 и картах № 1 и № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
Согласно Приложению № 2 к указанному Соглашению в пользовании Черноморского флота Российской Федерации находился военный городок № 467 общей площадью 191,3 га.
Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 года № 483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе, к фактическому использованию которого Черноморский флот Российской Федерации приступил до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на основании Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 1997 года; используемое Министерством обороны Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 14 Порядка право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Как усматривается из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 17.08.2016 года № 0316/5383В процессе оформления правоустанавливающих документов на земельный участок военного городка № ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России стало известно о том, что схема расположения земельного участка военного городка не может быть согласована, в том числе и по причине полной накладки на земельные участки по <адрес> и <адрес>, переданных в частную собственность.
С материалов дела следует, что Артюх А.В. на основании распоряжения Севастопольской ГГА от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 5,8 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала комплексной застройки (индивидуальной дачной) общественной организации «Дачное общество «Планета плюс» и о передаче в собственность членам этой организации земельных участков, расположенных в районе бухты Соляной» передан в собственность земельный участок, общей площадью 0, 100 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка – для индивидуального дачного строительства, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №), на основании ст. 116, 118 ЗК Украины, предусматривающих получение земельных участков в собственность гражданами Украины в порядке безоплатной приватизации.
В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В силу положений Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
То есть документом, который подтверждает ранее возникшее право собственности ответчика на спорный земельный участок, является распоряжение Севастопольской ГГА от ДД.ММ.ГГГГ № и выданный на его основании правоустанавливающий документ – государственный акт о праве собственности на земельный участок серии ЯИ №, выданный Артюх А.В. ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Госкомзема в г.Севастополе.
Согласно ответу Управления государственной регистрации права и кадастра от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в наличии сведения о правообладателе земельного участка, основных характеристиках объекта недвижимости. Участок поставлен на кадастровый учет, как ранее возникшее право.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактически Севастопольской ГГА принято решение относительно части земельного участка, находящегося в пользовании ЧФ РФ ВС РФ согласно Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.
В соответствии со ст. 326 Гражданского кодекса Украины в государственной собственности находится имущество, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства Украина право собственности осуществляют соответственно органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.
Распоряжением Кабинета Министров Украины № 555-р от 21 декабря 2005 года «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
03.03.2006 Постановлением Кабинета Министров Украины № 246 утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории Украины.
Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка по результатам инвентаризации земельных участков составляются согласованные с Российской стороной планы земельных участков, которые передаются Государственному агентству земельных ресурсов.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено создание совместных рабочих групп в составе представителей Украинской и Российской сторон. Форма актов инвентаризации объектов, очередность и сроки проведения работ согласовываются представителями сторон и утверждаются председателем комиссии. По результатам инвентаризации составляются акты, которые подписываются членами совместных рабочих групп и передаются в региональное отделение Фонда госимущества в АРК и г. Севастополя для обобщения.
Пунктом 9 Распоряжения № 555-р от 21 декабря 2005 года Фонду госимущества Украины поручено заключить от имени Правительства Украины договоры аренды государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению.
Установлено, что фактически процесс инвентаризации земель, находящихся в пользовании Черноморским флотом Российской Федерации до принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации завершен не был в соответствии с достигнутыми межправительственными соглашениями.
В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
В связи с изложенным у Севастопольского городского Совета отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком, поскольку он являлся предметом межправительственных соглашений по порядку пребывания ЧФ РФ на территории Украины.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ Федерального бюджетного учреждения «Крымская лаборатория судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации», земельный участок №, расположенный по <адрес> в г. Севастополе, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №) на момент его предоставления в собственность ответчика входил в состав земель военного городка № ЧФ РФ.
Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО8 показала, что предоставленные для производства экспертного исследования сведения, содержащие каталоги координат военного городка, в частности техническое дело № инвентаризации земель воинской части, а также материалы инвентаризации земель военного городка, выполненных в ходе инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории Украины, в совокупности с землеустроительной документацией по отводу земельных участков гражданам – членам ОО «ДО «Планета плюс», позволили с достоверностью установить о вхождении спорного земельного участка в состав земель военного городка №.
Проанализировав исследованные доказательства, суд находит обоснованными доводы истца о вхождении спорного земельного участка на момент его предоставления в собственность ответчика в состав земель военного городка.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства и учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок передан в федеральную собственность в составе земель обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании недействительным правоустанавливающего документа на недвижимое имущество – государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯИ №, выданный Артюх А.В. ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Госкомзема в г.Севастополе.
При этом суд исходит из того, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в частную собственность вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, фактически являлся на момент предоставления частью земельного участка военного городка № Черноморского флота Российской Федерации.
По делу установлено, что земли военного городка № не выбывали из пользования Черноморского флота РФ. Земельный участок, на котором расположен военный городок № Черноморского флота использовался под размещение аэродрома Херсонес.
Статья 40 Воздушного кодекса Российской Федерации содержит в себе понятие аэродрома – это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
В соответствии со ст. 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации размещение в районе аэродрома зданий и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении аэродромов, расположенных на территории Крымского федерального округа, в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации и допуска их к эксплуатации» аэродром Херсонес (в/г 467) включен в состав аэродромной сети Вооруженных Сил Российской Федерации. Зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации (свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, спорный земельный участок не мог быть передан в частную собственность на основании решения органа местной администрации.
Относительно требования иска о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок, суд исходит их следующего.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, предъявление иска о признании права отсутствующим допускается в тех случаях, когда возможность защиты нарушенного права иными средствами путем предъявления негаторного, виндикационного и иных исков исчерпана.
Кроме того, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим имуществом.
В рассматриваемом случае основания для применения указанного способа защиты нарушенного права отсутствует. Право государственной собственности на землю защищено путем признания выданного правоустанавливающего документа недействительным.
В рассматриваемом случае установлено, что земельный участок выбыл из государственной собственности в нарушение межправительственных соглашений об условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины.
Являются несостоятельными доводы представителей ответчика Муляр В.Я. об отсутствии у Минобороны России права на предъявление, заявленных в настоящем гражданском деле требований. По делу установлено, что земли военного городка в установленном законодательством порядке переданы в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, и до передачи в федеральную собственность также использовались для нужд обороны.
В порядке ст. ст. 91, 98, 103 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчика судебные расходы по делу в размере 300,00 руб., исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по требованиям неимущественного характера, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности с указанием на безоплатную приватизацию земли.
В силу ст. 85 ГПК РФ, в связи с невыполнением ответчиком Артюх А.В. возложенной судом обязанности по оплате судебной экспертизы, и руководствуясь ст.ст. 96, 98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с неё в пользу Федерального бюджетного учреждения «Крымская лаборатория судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации» в счет возмещения расходов за проведение экспертного исследования 63 222,40 руб. согласно заявления экспертной организации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации о признании права отсутствующим, о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок – удовлетворить частично.
Признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: г.Севастополь <адрес>, выданный на имя Артюх Анны Васильевны.
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В удовлетворении требований Министерства обороны Российской Федерации о признании права отсутствующим - отказать.
Взыскать с Артюх Анны Васильевны в пользу ФБУ КРЫМ лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ судебные расходы по оплате судебной землеустроительной экспертизы 63 222 (шестьдесят три тысячи двести двадцать два) рубля 40 копеек.
Взыскать с Артюх Анны Васильевны в доход бюджета судебные расходы в размере по 300 (триста) 00 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Полный текст решения изготовлен 23.06.2018.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ О.В. Гавура
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура