Дело № 33а-3451/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 02 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Муратовой С.В.,
судей Боровского В.А., Григорьевой Н.М.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.,
при секретаре Голушко П.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по апелляционной жалобе Кузьминой Ольги Сергеевны, Петухова Андрея Сергеевича, Шимук Татьяны Анатольевны на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Кузьминой Ольги Сергеевны, Петухова Андрея Сергеевича, Шимук Татьяны Анатольевны к Участковой избирательной комиссии №191, Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области об отмене итогов голосования, об отмене решения об итогах голосования,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28.11.2019 года административные дела по административным искам Кузьминой О.С., Петухова А.С., Шимук Т.А. к ТИК ВМР, УИК №191 об отмене решения УИК №191 об отмене итогов голосования объединены в одно производство, административному делу присвоен номер №/2019 (л.д.59-62 том 2).
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии №191, Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обоснование требований указав, что решением Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 19.06.2019 г. на 08.09.2019 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.
Решение опубликовано 21.06.2019 г.
01.08.2019 г. Кузьмина О.С. была зарегистрирована кандидатом в депутаты по Свердловскому одномандатному избирательному округу №14.
01.08.2019 г. Петухов А.С. был зарегистрирован кандидатом в депутаты по Свердловскому одномандатному избирательному округу №11.
01.08.2019 г. Шимук Т.А. была зарегистрирована кандидатом в депутаты по Свердловскому одномандатному избирательному округу №15.
08.09.2019 г. состоялись выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.
09.09.2019 г. УИК №191 были установлены итоги голосования по Свердловским одномандатным избирательным округам №11-15.
11.09.2019 г. Территориальная избирательная комиссия утвердила итоги голосования и определила результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу №14.
Процесс голосования избирателей, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования были произведены с нарушениями закона, которые являются поводом для признания итогов голосования на УИК №191 по Свердловским одномандатным избирательным округам № 11, 14, 15 незаконными, по основаниям п.1.2 ст.77 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Участковая избирательная комиссия №191 проводила выборы, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования одновременно на пяти одномандатных округах в рамках одной избирательной компании, что запрещено законом.
В силу п.1 ст.27 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п.2 ст.19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
Нормой п.1 ст.19 указанного закона установлено, что для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, они являются также участниками референдума.
Пункт 4 указанной статьи содержит императивную норму, указывающую, что границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов, из чего следует, что участковая избирательная комиссия должна осуществлять свою деятельность в пределах границ одного округа.
Однако указанное требование не было соблюдено, УИК №191 обеспечивала избирательный процесс на 5 одномандатных округах, что не давало возможность кандидатам, наблюдателям, членам комиссии оценивать правильность процедуры голосования, определения наличия у избирателей активного избирательного права на округе, удостоверяться, что избирателю был выдан бюллетень именно с того округа, на котором он обладает активным избирательным правом. Суммирование списков избирателей, подсчет и гашение неиспользованных бюллетеней, подсчет голосов избирателей, комиссия проводила одновременно, что запрещено, за исключением совмещения выборов разного уровня. При таких обстоятельствах, по мнению административного истца, не возможно с очевидной степенью достоверности определить действительность итогов голосования по округам, волю избирателей.
Также, в силу п. «д» п.1 ст.29 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса главы местных администраций.
В период работы комиссии по подготовке ко дню голосования и в день голосования секретарем УИК №191 являлся Тулаев В.И., который исполнял полномочия главы местной администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Таким образом, Тулаев В.И. не мог быть членом УИК №191, ее секретарем, однако он получал бюллетени для голосования в территориальной избирательной комиссии, расписывался в бюллетенях с целью их удостоверения от имени комиссии. Все бюллетени с подписью Тулаева В.И. должны были быть признаны бюллетенями неустановленной формы по основаниям п.11 ст.68 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», как не заверенные комиссией, поскольку в силу п.16 ст.63 ФЗ РФ, надлежащим заверением считается, когда на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии.
Членами избирательной комиссии УИК №191 выдавались бюллетени с заранее проставленными отметками за кандидата. Указанные бюллетени выдавались лицам с явно низким социальным статусом, при этом конкретно какому лицу выдавать бюллетень с отметкой за кандидата указывали присутствовавшие на участке неустановленные лица с бэджем народных дружинников. Указанные лица в качестве присутствующих на участке не регистрировались, присутствовать при процедуре голосования избирателей не имели права, однако находились непосредственно у книг со списками избирателей и давали указания членам комиссии в каких случаях выдавать бюллетень с заранее проставленной отметкой. Несколько жителей, проживающих на округе, сообщили административному истцу, что неизвестные лица, действовавшие от имени кандидата по Свердловским одномандатным избирательным округам № 11, 14, 15 вручали им денежные средства, за то, чтобы они прибыли на избирательный участок, получили бюллетень для голосования и с отметкой за кандидата, опустили бы его в КОИБ.
Сведения о посторонних лицах, дававших указания членам комиссии подтверждаются статьей, вышедшей в СМИ «47 news» по электронному адресу в сети Интернет под названием «В поселке имени Свердлова ход избирательного процесса контролируют дружинники», также в статье имеются фотоснимки, наглядно иллюстрирующие процесс выдачи бюллетеня с отметками.
Кем были заранее проставлены отметки в бюллетенях административному истцу не известно, однако, на столе у членов комиссии, административный истец видел стопку бюллетеней с отметками, в которой было не менее 100 бюллетеней, к концу дня указанная стопка бюллетеней исчезла.
По мнению административных истцов, указанные обстоятельства свидетельствуют о значительных нарушениях закона, допущенных УИК №191 при подготовке и проведении голосования, установлении его итогов, которые привели к неверному установлению воли избирателей, а также нарушению права административного истца быть избранным.
Ссылаясь на положения п.1.2 ст.77 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», административные истцы просили суд:
- отменить итоги голосования по избирательному участку №191 по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловским одномандатным избирательным округам № 11,14, 15.
В судебном заседании 28.11.2019 г. к производству суда в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приняты уточненные административные исковые заявления Кузьминой О.С., Шимук Т.А., Петухова А.С. в части конкретизации доводов основания иска (л.д.63-77 том 2).
В процессе рассмотрения дела, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Чекирев Е.А., Касапу Ю.В., Михайлюк Е.В., Леноблизбирком.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 декабря 2019 года административным истцам в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Кузьминой О.С., Шимук Т.А., Петуховым А.С. ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с его незаконностью, принятого с нарушением норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель Кузьминой О.С., Шимук Т.А., Петухова А.С. адвокат Алексеев М.А., доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд её удовлетворить.
Представитель ТИК Всеволожского муниципального района Ленинградской области по доверенности Воробьев С.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законными обоснованным.
Касапу Ю.В., его представитель по доверенности Евграфов Ю.А., также представляющий интересы Михайлюк Е.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законными обоснованным.
Представитель Чекирева Е.А. по доверенности Гулевский Ю.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законными обоснованным.
Прокурор общего отдела Ленинградской областной прокуратуры Махмудов Э.Т. полагал решение суда законным и обоснованным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15).
Избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме (часть 16).
Согласно части 1 статьи 68 ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (ч.2 ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ).
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Исходя из положений ч.5 ст.75, ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов при таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
По смыслу статей 46-52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, т.е. законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.
Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, а также основания, по которым суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов установлены в п.п. 1.2, 2, 3 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22.04.2013 г. №8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002 г. №1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Материалами административного дела установлено, что решением совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №12 от 19.06.2019 г. «О назначении выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва», назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва на 08 сентября 2019 г.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.06.2019 г. №175 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района», на период подготовки и проведения выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области возложены полномочия: окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №1 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №2 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №3 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №4 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №5 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №6 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №7 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №8 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №9 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №10 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №11 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №12 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №13 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №14 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №15 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального район.
Административный истец Кузьмина О.С. являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу №14.
Итоги голосования на УИК №191 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку №191, протокол подписан одиннадцатью членами УИКа в 22 часа 15 минут 08.09.2019 г.
Сведения о поступивших жалобах – ноль (л.д.35 том 1).
Результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу №14 оформлены протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии от 10.09.2019 г., который подписан одиннадцатью членами ТИК ВМР в 23 часа 55 минут (л.д.36-37 том 1).
Из указанного протокола следует, что Территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии решила: в соответствии со статьей 70 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признаны выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу №14 действительными; в соответствии с частью 2 статьи 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признан Чекирев Е.А., получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, включенным в избирательный бюллетень, избранным депутатом совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловскому одномандатному избирательному округу №14; сведений о количестве поступивших в территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – не указано (л.д.36-37 том 1).
Административный истец Петухов А.С. являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу №11 (л.д.123 том 1).
Итоги голосования на УИК №191 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку №191, протокол подписан одиннадцатью членами УИКа в 22 часа 55 минут 08.09.2019 г.
Сведения о поступивших жалобах – одна (л.д.139 том 1).
Результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу №11 оформлены протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии от 10.09.2019 г., который подписан одиннадцатью членами ТИК ВМР в 23 часа 55 минут (л.д.128-129 том 1).
Из указанного протокола следует, что Территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии решила: в соответствии со статьей 70 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признаны выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу №11 действительными; в соответствии с частью 2 статьи 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признан Касапу Ю.В., получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, включенным в избирательный бюллетень, избранным депутатом совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловскому одномандатному избирательному округу №11; сведений о количестве поступивших в территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – не указано (л.д.128-129 том 1).
Административный истец Шимук Т.А. являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу №15.
Итоги голосования на УИК №191 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку №191, протокол подписан одиннадцатью членами УИКа в 22 часа 29 минут 08.09.2019 г.
Сведения о поступивших жалобах – ноль (л.д.227 том 1).
Результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу №15 оформлены протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии от 10.09.2019 г., который подписан одиннадцатью членами ТИК ВМР в 23 часа 55 минут (л.д.226-226а том 1).
Из указанного протокола следует, что Территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии решила: в соответствии со статьей 70 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признаны выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу №15 действительными; в соответствии с частью 2 статьи 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признана Михайлюк Е.В., получившая наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, включенным в избирательный бюллетень, избранным депутатом совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловскому одномандатному избирательному округу №15; сведений о количестве поступивших в территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – не указано (л.д.226-226а том 1).
В соответствии с п.п.«б», «в», «д» п.1.2 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11.06.2002 № 10-П и в Постановлении от 15.01.2002 по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
Таким образом, административный истец, ссылаясь на нарушение его избирательных прав, обязан представить суду доказательства нарушения проведения голосования и подсчета голосов избирателей, которые могут повлиять на установление действительной воли избирателей, в том числе в отношении него как кандидата в депутаты.
Кузьмина О.С., Петухов А.С., Шимук Т.А. указывают на нарушение УИК №191 положений п.1 ст.27, п.1 и п.4 ст.19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указывая, что УИК №191 обеспечивала избирательный процесс на 5 одномандатных округах, что не давало возможность кандидатам, наблюдателям, членам комиссии оценивать правильность процедуры голосования, определения наличия у избирателей активного избирательного права на округе, удостоверяться, что избирателю был выдан бюллетень именно с того округа, на котором он обладает активным избирательным правом.
Положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Из материалов настоящего административного дела следует, что решением Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 15.04.2014 г. №08 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области утверждено 15 одномандатных избирательных округов (л.д.165-174 том 1).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума.
Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей, участников референдума число избирателей, участников референдума на участке превысит три тысячи сто, либо в случае нарушения пункта 4 настоящей статьи (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Постановлением главы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области №55 от 16.01.2013 г. «Об образовании единых избирательных участков на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области для организации и проведения референдумов всех уровней» (в редакции постановления от 26.03.2019 г. №725), на территории муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района образовано четыре избирательных участка №№188, 189, 190, 191 (л.д.175-176 том 1).
Границы избирательного участка №191 охватывают границы пяти избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
Судом первой инстанции установлено и не отрицалось участниками процесса то обстоятельство, что пересечение границ избирательных округов отсутствует, поскольку территория избирательного участка №191 полностью включает в себя территорию пяти избирательных округов.
Таким образом, нарушения требований пункта 1 статьи 18 и пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о чем указывают административные истцы, не было, поскольку в указанных нормах нет запрета объединять на одном избирательном участке два и более избирательных округа и границы избирательных участков не пересекали границы избирательных округов.
Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть выборные должностные лица, а также главы местных администраций.
Из материалов настоящего административного дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от 21.08.2019 г. № Тулаев В.И. назначен членом участковой избирательной комиссии избирательного участка №191 с правом решающего голоса (секретарь УИК №191).
Решением Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №17 от 05.09.2019 г. «О возложении временного исполнения полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», возложено на заместителя главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по ЖКХ, ГО и ЧС Тулаева В.И. временное исполнение полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области; Тулаеву В.И. приступить к временному исполнению полномочий главы администрации с 06.09.2019 г. до дня назначения Советом депутатов четвертого созыва главы администрации по результатам конкурса на замещение должности главы администрации; установить, что в период, указанный в пункте 2 настоящего решения, временному исполняющему полномочия главы администрации Тулаеву В.И. денежное вознаграждение выплачивается в порядке и размере, предусмотренных для главы администрации (л.д.54 том 1).
В судебном заседании 28.11.2019 г. Тулаев В.И. был допрошен судом в качестве свидетеля, в частности показал суду, что 06.09.2019 г. стал временно исполняющим обязанности главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, на этот день он являлся членом УИК №191, а именно секретарем УИК №191. Никакого давления на членов УИК он, как временно исполняющий обязанности главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, не оказывал, никаких действий по искажению действительной воли избирателей, не совершал.
Оснований не доверять показаниям допрошенного свидетеля Тулаева В.И. у суда не имеется, так как он предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по делу, о чем отобрана подписка свидетеля, которая приобщена к материалам настоящего административного дела.
Из материалов административного дела следует, что 08.09.2019 г. в Избирательную комиссию Ленинградской области, Территориальную комиссию Всеволожского муниципального района поступила информация о назначении Тулаева В.И. исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, об указанных обстоятельствах Тулаев В.И. Избирательную комиссию Ленинградской области, Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района не уведомил.
Между тем, в силу пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» у Территориальной избирательной комиссии Ленинградской области отсутствовала обязанность по принятию незамедлительного решения о досрочном прекращении полномочий члена комиссии с правом решающего голоса Тулаева В.И.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что в ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств того, что в силу занимаемой должности с 06.09.2019 г. – временно исполняющий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Тулаев В.И. совершил какие-либо действия, направленные на изменение действительной воли избирателей, что нарушение ограничений, установленных подпунктом «д» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в настоящем случае, не повлияло на результаты голосования.
Также в обоснование административных исковых требований административные истцы указывают, что членами УИК №191 выдавались бюллетени с заранее проставленными отметками за кандидата. Указанные бюллетени выдавались лицам с явно низким социальным статусом, при этом конкретно какому лицу выдавать бюллетень с отметкой за кандидата указывали присутствовавшие на участке неустановленные лица с бэйджиком народных дружинников. Несколько жителей, проживающих на округе, сообщили административным истцам, что неизвестные лица, действовавшие от имени кандидата в депутаты, вручали им денежные средства, за то, чтобы они прибыли на избирательный участок, получили бюллетень для голосования и с отметкой за кандидата, опустили бы его в КОИБ.
В соответствии с положениями подп. «д» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данные доказательства не свидетельствуют о подкупе избирателей, так как не содержат признаков подкупа применительно к положениям Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Административными истцами не представлено относимых, допустимых и в своей совокупности достаточных доказательств тому, что голосование, подсчет голосов избирателей произведены с нарушениями, повлекшими искажение воли избирателей.
Поскольку по смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установить действительную волю избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны были возникнуть только на основании внешних доказательств. Оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административные истцы, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.
Исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылались административные истцы, судом не установлены, не могли привести к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Разрешая спор, суд первой инстанции в целом правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьминой Ольги Сергеевны, Петухова Андрея Сергеевича, Шимук Татьяны Анатольевны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
(судья Береза С.В.)