Дело № 12-88/18
РЕШЕНИЕ
03 мая 2018 г. г. Махачкала
Судья Ленинского районного суда г. Махачкалы Магомедов С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЖСК «Лидер» на постановление начальника отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции МВД по РД по делу №605489 об административном правонарушении от 19.05.2017 года, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № 605489 от 19.05.2017, вынесенным начальником отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции МВД по РД Эльдаровым М.Э., юридическое лицо жилищно-строительный кооператив «Лидер» (ИНН 0571007522, ОГРН 1160571054654) ( далее по тексту- ЖСК - Лидер либо Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей.
В жалобе ЖСК «Лидер» на указанное постановление содержится просьба о его отмене по следующим основаниям. В рамках одной проверки было вынесено 12 постановлений, выразившиеся в нарушении требований нарушения Федерального закона "О правовом регулировании иностранных граждан в Российской Федерации" в осуществлении трудовой деятельности на территории Российской Федерации без патентов, что образуют одно противоправное действие (бездействие), состав которого предусмотрен ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ. Указанное обстоятельство о том, что это один состав административного правонарушения изложено в Акте проверки №77 от 13 декабря 2016 года. В соответствии с ч. 1,2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления. Таким образом, в нарушение норм части 5 статьи 4.1 КоАП РФ юридическое лицо привлечено к административной ответственности за одно противоправное действие (бездействие) более двух раз. В нарушение указанных разъяснений Пленума ВС, а также ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, в деле отсутствует определение об объединении протоколов об административном правонарушении в отношении учреждения, что противоречит требованиям закона. Обжалуемое постановление №605489от 19 мая 2017 года не отвечает требованиям закона. Кроме того, о рассмотрении дел юридическое лицо не было извещено, в связи с чем, у юридического лица утрачена возможность защиты своих интересов. В материалах дела отсутствует надлежащее извещение о рассмотрении дела, тогда как почтовая корреспонденция в адрес ЖСК "Лидер" доставляется. Протокол об административном правонарушении, Акта проверки и всех иных документов сведения об их составлении либо вручении в материалах дела нет. Все процессуальные документы в отношении ЖСК "Лидер" составлены в отсутствие представителя, без надлежащего извещения, без вручения соответствующих документов. Из изложенного следует, что при рассмотрении дела существенно нарушены нормы материального и процессуального права.
МВД по РД в лице представителя Изиева К.Б. действующего по доверенности одновременно с представленным по требованию судьи делом №605489 представило отзыв на жалобу, указав следующее. Административным органом не нарушен порядок привлечения ЖСК «Лидер» к административной ответственности. В соответствии с ч. 4 п.п. 5 ст. 1 ФЗ «О защите прав юридических лиц при и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» особенности организации проведения проверок в части касающейся вида, предмета, оснований проведения, уведомления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами в том числе, при осуществлении государственного контроля (надзора) вы сфере миграции. Пунктом 1 ст. 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ изложено, что Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ установлены особенности проведения проверок органами МВД России. Подпунктам 3 п. 5 ст. 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ предусмотрено среди оснований для проведения внеплановой проверки - выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований. При этом согласно ч. 10 ст. 32 указанного Федерального закона предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 3 настоящей статьи, не допускается и не требуется согласование при проведении проверки с органами прокуратуры. Основанием проверки послужило проведение мониторинга, направленного на выявление и пресечение со стороны иностранных граждан нарушений обязательных требований норм миграционного законодательства Российской Федерации в том числе нарушения пребывание (проживания) на территории Российской Федерации. 12.12.2016 г. рапортом сотрудник ОИК УВМ МВД по Республике Дагестан ФИО22. доложил руководству Управления о том, что в рамках проведении ОПМ «Нелегальный мигрант» на строительном объекте, расположенном по адресу: <адрес>, пребывают и в качестве строителей осуществляют трудовую деятельность иностранные граждане. По предварительной информации граждане Республики Азербайджан. В связи с этим, за подписью руководителя УВМ МВД по <адрес> вынесено распоряжение от 13.12.2016 г. за № 1/8/77 о проведении внеплановой проверки в отношении иностранных граждан пребывающих (проживающих) или осуществляющих трудовую деятельность на строительном объекте расположенного по адресу: <адрес>. В тот же день административным органом составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ за № в котором зафиксировано 12 граждан Республики Азербайджан, а именно; Джафаров ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Гасанов ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Гусейнов ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Османов ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Маммадов ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Джафаров ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ахмедов ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Мамедов ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ахмедов ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ибрагимов ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Закиев ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Мурадов ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществляющие трудовую деятельность без получения разрешения на работу как это требует ст.ст. 13, 13.1. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ., а именно разрешения на работу либо патент. По данному делу проходит гражданин Республики Азербайджан - Закиев ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данным распоряжением от 13.12.2016 г. за № 1/8/77 и актом проверки от 13.12.2016 г. за № 77 вышеназванные граждане Республики Азербайджан ознакомлены под роспись на оборотной стороне.
Срок проведения проверки определен продолжительностью 7 рабочих дней - до 21.12.2017 г. В день проведении проверки т.е., 13.12.2017 г. сотрудниками УВМ МВД по Республики Дагестан проводивших проверку взяты объяснения у иностранного гражданина Республики Азербайджан Закиева Э.ТО., ДД.ММ.ГГГГ г.р., последний пояснил, что на строительном объекте расположенного по адресу: РД, <адрес> принадлежащему Обществу, в момент проведении проверки осуществлял трудовую деятельность в качестве строителя разнорабочего - переносил арматуру. Объяснения взяты с участием переводчика, предупреждённого об административном ответственности за заведомо неверный перевод предусмотренный ст. 17.9 КоАП РФ. В связи с этим административным органом вынесено определение от 31.03.2017 г. о возбуждении административного дела и проведении административного расследования, копия данного определения направлена 04.04.2017 г. по юридическому адресу Общества. В адрес УВМ МВД по Республике Дагестан поступило не вскрытый почтовый конверт с отметкой отсутствие адресата. Вместе с тем административным органом при проведении проверки направлены запросы от 09.02.2017 г. начальнику Управления по вопросам координации строительства г.Махачкалы и от 03.04.2017 г. в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Махачкалы. 31.03.2017 г. с Управления по вопросам координации строительства г. Махачкалы в адрес УВМ МВД по Республике Дагестан поступил ответ с приложением копии разрешение на строительство от 12.08.2016 г. за № 05-308-258-2016, выданное ЖСК «Лидер» по адресу: РД, <адрес>. ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы направленного в адрес Управления от 06.04.2017 г. с приложением выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 06.04.2017 г. в отношении ЖСК «Лидер», согласно данной выписке из ЕГРЮЛ юридический адрес ЖСК «Лидер» РД, <адрес>. Более того, согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении ЖСК «Лидер» на 26.02.2018 г., видно, что вынесены изменения 23.08.2017 г. сведения о лице т.е., руководителя. В день проведении административным органом внеплановой проверки отношении гражданина Республики Азербайджан Закиева Э.Т.О., 02.12.1985 г.р., был составлен протокол об административном правонарушении от 13.12.2016 г. за № 0516 № 004253 по ч. 1 ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием переводчика, предупреждённого об ответственности в соответствии КоАП РФ. Материал по настоящему иностранному гражданину передан в соответствии со ст. 23.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на рассмотрение заместителю начальника отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Дагестан подполковнику полиции Абдулаеву Р.Ю., который в присутствии указанного иностранного гражданина рассмотрел указанное дело об АП и вынес в отношении него постановление по делу об АП № 004253, от 13 декабря 2016 г. с назначением административного штрафа в размере 5 тысяч рублей, который иностранный гражданин - Закиев Э.Т.О., 02.12.1985 г.р., - административный правонарушитель оплатил 21.12.2016 г. Указанное постановление по делу об административном правонарушении иностранным гражданином не обжаловано и вступило в законную силу 27.12.2016 г. 20.04.2017 г. Административным органом вынесено определение о вызове законного представителя ЖСК «Лидер» для дачи объяснений и участия в составлении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за привлечение к трудовой деятельности гражданина Республики Азербайджан Закиева Э.Т.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., при отсутствии у него разрешения на работу, либо патента назначенное на 05.05.2017 г. в 10 часов 00 минут. Данное определение от 20.04.2017 г. Административным органом направлено по юридическому адресу Общества заказным письмом с уведомлением о получении. (24.04.2017 г. в адрес УВМ МВД по РД поступило невскрытый почтовый конверт с отметкой об отсутствии адресата). В назначенное время ЖСК «Лидер» надлежащее извещенное о времени и месте составлении протокола об АП - в отношении Общества не явились и представителя по доверенности не направил. В связи, с чем Административный орган составил протокол об административном правонарушении № 05АА - 605489 от 05 мая 2017 г. в отсутствии представителя, извещенного надлежащим образом. Указанное копия по настоящему делу протокол об АП составленного в отношении Общества была выслано по адресу юридического лица 05.05.2017 г. как это требует ч. 4.1. ст. 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная копия протокола об АП получена под роспись Обществом 24.07.2017 г.Также в адрес Административного органа поступил невскрытый почтовый конверт от 12.05.2017 г. с Почтовой службы г. Махачкалы с отметкой об отсутствии адресата. 05.05.2017 г. Административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрении дела об административном правонарушении № 605489 и направлено по юридическому адресу - ЖСК «Лидер», назначенное на рассмотрение 19.05.2017 г. в 11 ч. 30 м. Также в адрес Административного органа от 15.05.2017 г. поступил невскрытый почтовый конверт с Почтовой службы г. Махачкалы с отметкой об отсутствия адресата. Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Также место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя. В соответствии абзацем 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 где указано, что лицо в отношении которого ведется производство по делу об АП, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу. Аналогичная позиция содержится и в п. 24.1 Постановления ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств). В назначенное Административным органом время и место рассмотрения дел об АП ЖСК «Лидер» не явился, ходатайств об отложении не заявлял, доказательств уважительности отсутствия при рассмотрении дела об АП № 605489 не представил, представителя по доверенности не направил в связи, с чем Административный орган рассмотрел дело об АП № 605489 и вынес по нему постановление № 605489 от 19 мая 2017 г. в отсутствии законного представителя ЖСК «Лидер». Копия постановления от 19.05.2017 г. по делу об административном правонарушении № 605489 от 19 мая 2017 г. как это требует ч.2 ст. 29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено по юридическому адресу ЖСК «Лидер» указанному в выписке из ЕГРЮЛ. Кроме того, копия данного постановления по делу об административном правонарушении № 605489 от 19 мая 2017 г. вручено под роспись руководителю ЖСК «Лидер» Валиеву ФИО36 27.11.2017 г. Направленное Управлением по почте с заказным письмом с уведомлением копия постановления по делу об административном правонарушении № 605489 от 19 мая 2017 г., поступило в адрес Административного органа невскрытый почтовый конверт от 03.06.2017 г. с Почтовой службы г. Махачкалы об отсутствии адресата. В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В пункте 1 примечания к статье 18.15 КоАП РФ указано, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Факт привлечения ЖСК «Лидер» гражданина Республики Азербайджан Закиева Э.Т.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., подтверждается совокупностью собранных и представленных в суд доказательств, отвечающих требованиям, предусмотренных ст. ст. 26.1 - 26.2. КоАП РФ, а именно: - Актом проверки от 13.12.2016 г., за № 77 где зафиксировано факт осуществления трудовой деятельностью гражданина Республики Азербайджан Закиева Э.Т.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на территории строительного объекта, расположенного по адресу: РД, <адрес> принадлежащему Обществу; - видеозаписью; - протоколом об АП в отношении гражданина Республики Азербайджан Закиева Э.Т.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., привлеченного по ч. 1 ст. 18.10. КоАП РФ, за незаконное осуществление трудовой деятельность; - вступившими в законную силу и исполненному постановлению по делу об АП по ч. 1 ст. 18.10. КоАП РФ в отношении гражданина Республики Азербайджан. При этом, в своих объяснениях, данных в присутствии переводчика, предупрежденного об административной ответственности по ст. 17.9. КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность при рассмотрении дел об АП в отношении ЖСК «Лидер», а также малозначительность деяний Административным органом не установлено. Административный штраф назначен ЖСК «Лидер» в размерах в пределах санкции предусмотренной ч.1 ст. 18.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для индивидуальных предпринимателей. Дело об административном правонарушении № 605489 от 19 мая 2017 г. о привлечении к административной ответственности ЖСК «Лидер» по ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрено должностным лицом (начальником отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Республике Дагестан) - руководителем структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, указанного в ч.2 п. 3) ст. 23.67. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом УВМ МВД по Республике Дагестан, согласно приказу МВД России от 05.05.2012 г. № 403 которым утверждены уполномоченные лица составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен и дело рассмотрено в пределах срока давности предусмотренного для данной категории дел ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании председатель ЖСК «Лидер» Шихсаидов И.И. жалобу поддержал по изложенным основаниям и пояснил, ЖСК «Лидер» общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявители поданных по делу жалоб настаивали на том, что гражданин Азербайджанской Республики - Закиев Э.Т.О. был привлечен к трудовой деятельности на объекте строительства по вышеназванному адресу Атаевым А.А.(далее также - арендатором). В обоснование своей невиновности не могли быть представлены документы, поскольку общество не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления, не получено ни извещения о рассмотрении дела, ни какие-либо документы, тогда как общество их ждало что защищать свои инетерсы.
В виду отсутствия необходимости вызова должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, а также органа вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, согласно разъяснения, содержащегося в п. 10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав явившуюся сторону, исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении, суд приходит следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В пункте 1 примечания к статье 18.15 КоАП РФ указано, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Судом установлено нарушение процессуальных требований закона в ходе осуществления производства в отношении ЖСК «Лидер».
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.3 ст.28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела.
По настоящему делу об административном правонарушении положения указанных норм соблюдены не были, ЖСК «Лидер» привлечено к административной ответственности с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных законом.
При этом доводы жалобы ЖСК «Лидер» о том, что указанный протокол был составлен в отношении него в отсутствие его представителя и без извещения о составлении протокола, и что дело рассмотрено без его извещения, материалами дела не опровергнуты.
В обоснование доводов о том, что ЖСК «Лидер» надлежаще извещено о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, и о рассмотрении дела об административно правонарушении УВМ МВД по РД представило копии квитанций ФГУП «Почты России» от 20.04.2017 года, 05.05.2017 года, 10.05.2017 года, 24.05.2017 года о направлении почтовых отправлений ЖСК «Лидер».
Указанные почтовые квитанции не могут быть приняты судом, поскольку в них отсутствует точный адрес ЖСК «Лидер» по которому направлялись все отправления, также невозможно определить какие именно документы были направлены.
Другие доказательства уведомления ЖСК «Лидер» о составлении протокола и рассмотрении дела суду не представлены.
Так, в материалах дела отсутствуют данные об извещении ЖСК «Лидер» как о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, так и о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела.
Кроме того, материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих факт совершения ЖСК «Лидер» вмененного ему административного правонарушения.
Из оспариваемого постановления следует, что 13.12.2016 по адресу: РФ, РД, <адрес>, сотрудниками ОИК Управления уполномоченными на проведение внеплановой выездной проверки, был выявлен факт осуществления гражданином Азербайджанской Республики - Закиев ФИО37, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт № №), на строительном объекте под наименованием ЖК «Адмирал», расположенном по указанному адресу, трудовой деятельности на территории Российской Федерации в качестве строителя (разнорабочего) без оформления патента. Результаты данной проверки отражены в акте проверки от 13.12.2016.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о выполняемой Закиевым Э. в интересах ЖСК «Лидер» работе, в связи с чем не возможно установить, в чем состоит трудовая функция Закиева Э.Т.О
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Между тем, выводы изложенные в постановлении не учитывают следующее.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
При рассмотрении настоящего дела законный представитель общества последовательно ссылался на то, что общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявить жалобы настаивал на том, что гражданин Республики Азербайджана Закиев Э.Т.О. был привлечен к трудовой деятельности на объекте строительства по вышеназванному адресу Атаевым А.А.(далее также - арендатором).
В обоснование данных доводов законный представитель общества представил договор аренды ( далее - договор аренды) жилого помещения от 23 ноября 2016 года, заключенного между ЖСК "Лидер" в лице председателя Шихсаидова И.И. ( арендодатель) и гражданина Атаева А.А. ( арендатор) согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во владение и ( или) пользование, под складирование и хранение стройматериалов изолированное жилое помещение общей площадью 140 кв.м., а также прилегающую территорию 37 соток с кадастровым номерами № и находящийся на территории объект незавершенного строительства, каркас многоэтажного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды установлен с 23 ноября 2016 года по 20 февраля 2017 года.
Обязанность Арендатора обеспечивать законности пребывания, временной регистрации и нахождения людей в соответствии с Российским законодательством, закреплена в пункте 2.2.1 данного договора аренды.
Между тем выводы начальника отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции МВД по РД вынесшего постановление не учитывают буквальное толкование положений части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым административной ответственности подвергается, в частности, лицо, осуществившее непосредственное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, под которым в силу примечания к этой статье понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Материалами данного дела не подтверждается вывод о том, что именно обществом осуществлены те действия, которые в силу части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут назначение административного наказания.
Наличие в договоре аренды условий о необходимости соблюдения арендатором требований миграционного законодательства свидетельствует о том, что он является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку материалами дела достоверно не подтверждено, что именно обществом осуществлен допуск к выполнению работ (либо иное использование труда) Закиевым Э.Т.О. в отсутствие у последнего разрешения на работу либо патента.
Более того, из самого оспариваемого постановления не возможно выяснить, являлся ли Закиев Э.Т.О. строителем или разнорабочим.
Отсутствуют сведения о лицах, допустивших от имени ЖСК «Лидер» Закиева Э.Т.О. к работе на строившемся объекте, а также выплачивавших Закиеву Э.Т.О. заработную плату за выполнение работы в интересах ЖСК «Лидер».
Более того, не имеется никаких данных о том, что именно ЖСК «Лидер» осуществляло какие-либо работы на объекте по указанному адресу. Выдача ЖСК «Лидер» разрешения на строительства многоквартирного жилого дома по указанному адресу не свидетельствует о непосредственном выполнении ЖСК «Лидер» строительных или иных работ.
Фактически оспариваемое постановление о привлечении ЖСК «Лидер» к административной ответственности основано на обнаружении по адресу: <адрес> иностранного гражданина Закиева Э.Т.О.
Не представляется возможным выяснить вопросы о том, какую работу (какие действия) и в чьих интересах выполнял Закиев Э.Т.О. на указанном объекте и из материалов дела об административном правонарушении, составленных в отношении самого Закиева Э.Т.О. Ни в протоколе об административно правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении Закиева Э.Т.О. не указано, что он работал в интересах ЖСК «Лидер».
Таким образом, в рассматриваемом случае безусловный вывод о наличии в действиях привлекаемого к административной ответственности лица объективной стороны вменяемого ему состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 указанного Кодекса, из представленных доказательств с очевидностью не следует.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Доказательства причастности ЖСК «Лидер» к установленному административному правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.
Судом установлено, что дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене в связи с недоказанностью установленных обстоятельств и существенным нарушением процессуальных требований в ходе осуществления производства по делу, в результате чего не представилось возможным всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела в суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ истек, настоящее дело согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ не может быть возвращено на новое рассмотрение в орган вынесший постановление. В связи с чем, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № 605489 от 19.05.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, вынесенное начальником отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции МВД по РД Эльдаровым М.Э. в отношении жилищно-строительного кооператива «Лидер» отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья С.И. Магомедов