РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2018 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе:
председательствующего Гребешковой Н.Е.
при секретаре Лищук Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Даниловой ФИО11 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой и специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, о назначении досрочной страховой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Данилова О.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.о. Отрадный Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой и специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, о назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование своих исковых требований истец указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, поскольку полагала, что имеет необходимый 30-летний стаж работы в области здравоохранения согласно п.п. 20 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Даниловой О.Ю. было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа.
Ответчик не включил истцу в страховой стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Чулочно-трикотажной фабрике имени ФИО6 инспектором отдела кадров и швеей-мотористкой; учебу в <данные изъяты> медицинском училище имени И. Ганди с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в войсковой <данные изъяты> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отделения; в поликлинике № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в льготный стаж истца не засчитаны периоды работы: в войсковой части 2523 <адрес> ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой перевязочной хирургического отделения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой хирургического кабинета в Поликлинике № <адрес> ССР.
Данилова О.Ю. считает данное решение ответчика незаконным, ущемляющим ее пенсионные права и просит включить в страховой стаж период учебы <данные изъяты> имени И.Ганди с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> фабрике имени ФИО6; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>».
Кроме того, истец просит включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры перевязочной хирургического отделения в <данные изъяты>; в льготном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры хирургического кабинета в Поликлинике № <адрес>; в льготном исчислении периоды работы в должности медицинской <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Данилова О.Ю. отказалась от исковых требований в части включения в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> имени ФИО6 инспектором отдела кадров <данные изъяты>, т.к. данный период включен ответчиком в страховой стаж.
Кроме того, истец уточнила исковые требования и просит включить
- в страховой стаж: период учебы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры перевязочной <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты> № <адрес>;
- в специальный стаж: в льготном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры перевязочной хирургического отделения в <данные изъяты> <адрес>; в календарном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры хирургического кабинета в Поликлинике № <адрес>; в льготном исчислении периоды работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1110.2010 года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также Данилова О.Ю. просит назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Данилова О.Ю. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения, дополнив их следующим.
Истец начала свою медицинскую деятельность после окончания <данные изъяты>. Ответчик не включил период учебы в страховой стаж мотивируя это тем, что в дипломе № от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует печать образовательного учреждения. Однако при подаче документов в Учреждение передавался оригинал диплома, в котором четко обозначена печать образовательного учреждения.
Период работы в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве медсестры перевязочной хирургического отделения, истец полагает необходимым включить в страховой стаж и в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев. Данная войсковая часть была окружным <данные изъяты> <адрес>. Данилова О.Ю. работала в госпитале как вольнонаемная, а не как военнослужащая, жила не в казарме, военную форму не носила.
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, предусмотрен порядок подтверждения периодов работы, включаемых в трудовой стаж. Так, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В трудовой книжке Даниловой О.Ю. имеются записи с указанием на войсковую часть (в оттиске печати) в которой ею осуществлялись трудовые функции в качестве медсестры хирургического отделения. Кроме того, в трудовой книжке имеются ссылки на соответствующие приказы о приеме и увольнении. Текст архивной справки от 21.02.2017 изложен на русском языке, заверен подписью должностных лиц выдавших данный документ. Данная справка в полной мере отражает место работы, должность и период времени работы истца по льготной специальности.
Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры хирургического кабинета в Поликлиники № <адрес> <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены ответчиком в страховой стаж. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что на дату обращения истец зарегистрирована на территории РФ по месту пребывания, а не постоянно, следовательно, применить Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ. нельзя.
Данилова О.Ю. является гражданкой Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ года, постоянно проживает и работает на территории РФ в <адрес>. Истец с членами семьи зарегистрирована в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>. В связи с чем, истец полагает доводы ответчика в части невозможности применения Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» ДД.ММ.ГГГГ. необоснованными.
Также, по мнению истца, являются необоснованными доводы ответчика в части отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ за данный период, связи с чем период работы за границей не может быть включен в страховой стаж, Согласно Федеральному закону "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4). при определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3). В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. При этом вопрос о включении периодов трудовой деятельности, осуществляемой в других государствах гражданами, не застрахованными в российской системе обязательного страхования, в Постановлении Конституционного Суда РФ or 10.07.2007 г. N 9-11 не рассматривался. В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ") включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась Трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указана должность «медицинская сестра кабинета» с указанием на наименование учреждений в частности «поликлиники всех наименований». В выписке из приказов от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Данилова О.Ю. была принята на работу на должность медицинской сестры хирургического кабинета на 1.0 ставки с ДД.ММ.ГГГГ, уволена ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем истец полагает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры хирургического кабинета в Поликлиники № <адрес> ССР подлежит включению в страховой стаж и специальный стаж в календарном исчислении.
Также Данилова О.Ю. полагает, что период работы <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж по вышеуказанным обстоятельствам отсутствия обязанности предоставления документов подтверждающих уплату страховых взносов.
ФИО4 считает, что периоды работы в <данные изъяты>» в должности медицинской сестры палатной травматологического отделения (стационара) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1110.2010 года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 6 месяцев.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, было установлено исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, в частности среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, исчисление сроков производится как один год работы в этих должностях и подразделениях - за один год и 6 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ, Данилова О.Ю., работая в ГБУЗ СО «Отрадненская городская больница» (в указанный период МУ «Отрадненская городская больница») была переведена <данные изъяты>, а указанное Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № действовало до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение гола засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев указана должность среднего медицинского персонала - медицинская сестра палатная.
Согласно постановления Конституционного суда РФ от 03.06.2004 № 11-П принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу ст. 1,2, 6( ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18.19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Постановлением Конституционного Суда РФ N 2-П от 29.01.2004 г. определено, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение (включая размер пенсии и ее досрочное получение) на которые рассчитывало застрахованное лицо, до введения в действие нового правового регулирования. Указанным документом Конституционного Суда РФ установлено, что при решении вопроса о праве на досрочную трудовую пенсию и зачете некоторых периодов профессиональной деятельности по охране здоровья населения могут рассматриваться нормы ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 N 30 нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу "новых" Федеральных законов РФ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
В связи с этим нормативные правовые акты, которые ранее регулировали пенсионное обеспечение за выслугу лет медицинских работников, не утратили силу и могут применяться в настоящее время при назначении досрочной трудовой пенсии но нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЇ в части, не противоречащей этому Закону.
В связи с этим, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ., а также после этой даты, в отношении которых может применяться пункт 2 постановления от 06.09.1991 N 464, исчисляются с применением льготного порядка, предусмотренного названными нормативными правовыми актами в пределах, необходимых для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 N 173-Ф3.
Следовательно, на момент перевода истца с ДД.ММ.ГГГГ на должность палатной медсестры травматологического отделения МУ «Отрадненская городская больница» согласно записи в трудовой книжке, наименование данной должности, а именно «медицинская сестра» было верно указано работодателем с учетом действующего на тот момент законодательства, работа в которой дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев.
Истец полагает, что с учетом вышеизложенного, на дату обращения, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, ее стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, составлял ДД.ММ.ГГГГ, что дает ей право на досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ФИО7 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление и дополнении к отзыву.
Суд, изучив материалы дела, заслушав истца, адвоката истца, представителя ответчика, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стран и безопасности государства.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Данилова О.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости как медицинскому работнику в соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемого медицинского стажа работы.
При этом ответчиком не были включены в страховой стаж истца следующие периоды:
<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры перевязочной хирургического <данные изъяты> <адрес> ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры хирургического кабинета в Поликлинике № <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> бухгалтером.
Отказ по периоду учебы мотивирован тем, что в документе об образовании, а именно в дипломе от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует печать образовательного учреждения.
В материалах дела имеется копия диплома №, из которого следует, что Кузнецова (после заключения брака ФИО4) О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ поступила в <данные изъяты> им. И. <данные изъяты> окончила полный курс названного училища Министерства <данные изъяты>.
Диплом выдан ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, регистрационный №.
В копии данного диплома явно просматривается печать учебного заведения. Кроме того, судом обозревался подлинник данного диплома. В дипломе имеется печать учебного учреждения. При этом суд полагает, что работники ответчика в случае сомнения наличия печати в дипломе, могли обязать Данилову О.Ю. предоставить подлинный диплом на обозрение.
Согласно ст. 91 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях" от 17.12.2001 N 173-ФЗ подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Суд считает, что период учебы Даниловой О.Ю. в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж.
Отказ во включении в страховой стаж по периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры перевязочной хирургического отделения в <адрес> ССР мотивирован тем, что в трудовой книжке отсутствует наименование организации при приеме на работу, что является нарушением Инструкции по ведению трудовых книжек.
Из трудовой книжки истца (запись № от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что Кузнецова (после заключения брака ФИО4) О.Ю. принята на работу на должность перевязочной медсестры хирургического отделения, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Уволена с занимаемой должности по собственному желанию в связи с переездом на новое местожительства. Имеется подпись командира войсковой части №, а также печать войсковой части. (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в трудовой книжке № от ДД.ММ.ГГГГ)
В материалах дела имеется архивная справка, выданная начальником секретариата Центрального аппарата Государственной пограничной службы Туркменистана от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 принята временно на должность перевязочной медсестры х/о на основании приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ медсестра хирургического отделения ФИО8 уволена с занимаемой должности по собственному желанию, в связи с переездом на новое местожительства – приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №.
Справка составлена на основании архивных документов войсковой части 2523, находящихся на хранении в архивном отделе секретариата Центрального аппарата Государственной пограничной службы Туркменистана.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 N 1015, (ранее аналогичного содержания пункт 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 N 555) документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.
Обязанность по ведению трудовых книжек работников возлагается на администрацию предприятий и порядок их ведения должен осуществляется в строгом соответствии с трудовым законодательством и инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую работу или увольнении записываются со ссылкой на соответствующий приказ, распоряжение.
При увольнении все записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специального уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров, т.е. это является обязанностью уполномоченных на то органов и должностных лиц соответствующей организацией.
Следовательно, несоблюдение работодателем обязанности по внесению в установленном законом порядке записей в трудовую книжку работника не может ограничивать право гражданина в области реализации пенсионных прав.
Суд полагает, что доказательством, свидетельствующим о работе истца в спорный период в войсковой части, является трудовая книжка и архивные справки. Записи в трудовой книжке внесены последовательно, сомнений у суда не вызывают.
Следовательно, период работы истца в войсковой части <данные изъяты> перевязочной хирургического отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж.
Ответчиком не включены в страховой стаж периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры хирургического кабинета поликлиники № <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бухгалтером в <данные изъяты>
Отказ мотивирован тем, что на дат обращения Данилова О.Ю. зарегистрирована на территории РФ по месту пребывания, а не постоянно, в связи с чем применить Соглашение от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" нельзя. Кроме того, за данные периоды отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в ПФ РФ.
Действительно, спорные периоды работы имели место на территории Республики Туркменистан.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пункт 3 ст. 2 указанного Федерального закона устанавливает, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Аналогичные правила были предусмотрены в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Российская Федерация и Туркменистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Согласно статье 1 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (часть 1 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании ч.1 ст.3 названного Закона РФ в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его права и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст.20 ГПК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественного проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713, и Административному регламенту, предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС РФ от 20.09.2007г. за № 208, должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства, являются должностные лица: жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищно-строительных и жилищных кооперативов; акционерных обществ и других коммерческих организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.
Согласно п.3 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
Материалми дела подтверждается, что Данилова О.Ю. является гражданкой РФ ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время истец постоянно работает в <данные изъяты>». Из справки начальника ЖЭУ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Данилова О.Ю. с членами семьи была постоянно зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ОНТ по адресу: <адрес>102.
В судебном заседании ФИО4 пояснила, что на основании ее заявления и ходатайства главного врача ГБУЗ СО «ОГБ», между ней и Комитетом по управлению имуществом г.о. <адрес> на период трудовых отношений был заключен договор найма служебного жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>12. По данноу адресу истец с семьей проживает с апреля 2014 по настоящее время. В связи с тем, что жилье предоставлено на время трудовых отношений, ФИО4, по данному адресу имеет регистрацию по месту пребывания, а не постоянную.
Данные пояснения истца подтверждаются распоряжением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №-р, договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации по месту пребывания №, квитанциями об оплате за коммунальные услуги и жилое помещение.
На основании изложенного суд полагает, что в судебном заседании установлено постоянное проживание Даниловой О.Ю. на территории Российской Федерации и наличие у нее места жительства на территории Российской Федерации.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения приравнивается к страховому стажу, подтверждение и исчисление которого должно производится по нормам Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015.
При этом стаж работы после 01.01.2002 может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. То
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит на пенсию.
Так, норма п. 1 ст. 10 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 признана постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 г. N 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
На основании изложенного, суд полагает возможным включить периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры хирургического кабинета поликлиники № <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бухгалтером в <данные изъяты>» в страховой стаж.
Ответчиком не включен в специальный стаж истца период работы в войсковой <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой перевязочной хирургического отделения, т.к. нет документального подтверждения занятости в хирургическом отделении стационара.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств - до 13.03.1992 г.
Спорный период работы истца имел место в период существования СССР до его распада.
Из трудовой книжки истца (запись № от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что она принята на работу на должность перевязочной медсестры хирургического отделения, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Уволена с занимаемой должности по собственному желанию в связи с переездом на новое местожительства. Имеется подпись командира войсковой части №, а также печать войсковой части. (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, запись в трудовой книжке № от ДД.ММ.ГГГГ)
В материалах дела имеется архивная справка, выданная начальником секретариата Центрального аппарата Государственной пограничной службы Туркменистана от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 принята временно на должность перевязочной медсестры х/о на основании приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ медсестра хирургического отделения ФИО8 уволена с занимаемой должности по собственному желанию, в связи с переездом на новое местожительства – приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №.
В материалах дела имеется архивная справка выданная начальником секретариата Центрального аппарата Государственной пограничной службы Туркменистана от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ФИО8 действительно работала в войсковой <адрес>)
Справки составлены на основании архивных документов <адрес>, находящихся на хранении в архивном отделе секретариата Центрального аппарата Государственной пограничной службы Туркменистана.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Таким образом, исчисление специального стажа могло быть произведено за период работы истца с 15.10.1989 по 18.12.1990 в соответствии со Списком профессий и должностей и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Согласно абзацу третьему пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
На основании абзаца шестого этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
В соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящих патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Занимаемая Даниловой О.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность медсестры перевязочной хирургического отделения войсковой <данные изъяты> округа <адрес>) относилась к должностям среднего медицинского персонала, соответственно работа в данной должности подлежит включению в стаж работы.
Так как трудовая деятельность осуществлялась Даниловой О.Ю. в хирургическом отделении, т.е. отделении хирургического профиля стационара, стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры перевязочной хирургического отделения <адрес>) подлежит включению в льготном исчислении, как один год за один год и шесть месяцев.
Ответчиком не включен в специальный стаж истца период работы в поликлинике № <адрес> в должности медсестры хирургического кабинета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ мотивирован тем, что отсутствует документальное подтверждение занятости в хирургическом отделении.
Часть периода работы истца в спорный период имела место в период существования СССР до его распада.
В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Занимаемая Даниловой О.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ должность медсестры хирургического кабинета поликлиники № относилась к должностям среднего медицинского персонала, соответственно работа в данной должности подлежит включению в специальный стаж работы.
Следовательно, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в поликлинике № <адрес> в должности медсестры хирургического кабинета подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.
Однако исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы истца в поликлинике № <адрес> в должности медсестры хирургического кабинета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств - до 13.03.1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13.03.1992 г. компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
В указанной связи, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после 01.01.1992 необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Материалами дела подтверждается, что пенсионным органом соответствующие запросы были направлены, однако от компетентных учреждений (органов) Туркменистана ответы на данные запросы не поступили.
Доказательств иного истцом суду не представлено.
Данилова просит включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы в должности медицинской сестры палатной травматологического отделения (стационара) в ГБУЗ СО «Отрадненская городская больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В спорные периоды Данилова О.Ю. работала в должности <данные изъяты>
Данные периоды работы истца зачтены ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 декабря 2013 года N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781).
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе "Наименование учреждений".
На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. N 781).
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, установлено, что право на льготное исчисление специального стажа предоставлено операционным медицинским сестрам, включая старших, медицинским сестрам перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Таким образом, поскольку вышеназванным Перечнем должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, не предусмотрена должность медицинской сестры палатной, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения вышеуказанных периодов работы истца в должностях медицинской сестры палатной травматологического отделения в ГБУЗ СО «Отрадненская городская больница» в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона (часть 2 статьи 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 24, 25 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 N 884н.
Истец просит назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, т.ДД.ММ.ГГГГ. Однако, данные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку на данную дату у Даниловой О.Ю. отсутствует необходимый специальный стаж работы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Даниловой ФИО12 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Отрадный Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой и специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Включить в страховой стаж ФИО4 периоды
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Даниловой ФИО13 периоды работы
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25 мая 2018 года.
Судья Н.Е. Гребешкова