Решение от 13.09.2023 по делу № 2-2379/2023 от 18.07.2023

Дело № 2-2379/2023 (48RS0003-01-2023-002207-88)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года Правобережный районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи Дорыдановой И.В.,

при секретаре Облове Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Грязинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Смирновой Надежды Леонидовны, к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,

установил:

Грязинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Смирновой Н.Л., обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование доводов ссылался на то, что Смирнова Н.Л. является инвалидом <данные изъяты> группы, наблюдается в поликлинике ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» с диагнозом: <данные изъяты>. Смирновой Н.Л. рекомендован для лечения заболевания прием медицинских препаратов: Метформин 1000 мг № 60 1 таблетка 2 раза в день, Ринсулин Р 10 единиц 3 раза в день, Тресиба (Деглудек). В ходе проведенной проверки было установлено, что Смирнова Н.Л. отказалась от социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам. В результате чего она получает услугу по обеспечению лекарственными препаратами в денежной форме из федерального бюджета. В соответствии с действующим законодательством Смирнова Н.Л., являясь инвалидом <данные изъяты> группы при заболевании «<данные изъяты>», отказавшись от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, не лишается льготных лекарств в силу включения ее в перечень групп населения, получающих льготное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям при заболевании «<данные изъяты>» и имеет право на получение медицинских препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно за счет средств областного бюджета. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что Смирновой Л.Н. отказано в обеспечении лекарственными препаратами, в том числе и Управлением здравоохранения Липецкой области. Считает указанный отказ незаконным. Грязинский межрайонный прокурор просил обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Смирнову Н.Л. лекарственными препаратами: Метформин, Ринсулин Р, Тресиба (Деглудек), а также тест-полосками к глюкометру для измерения глюкозы крови в необходимых объемах и дозировке, указанных в медицинской карте истца до отмены препарата. Просил привести решение к немедленному исполнению.

Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 28.07.2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечено Управление финансов Липецкой области.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры Мальцев А.В. исковые требования поддержал, при этом ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил требования удовлетворить в полном объеме.

Истец Смирнова Н.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщила.

Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщил. Ранее в предварительном судебном заседании представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Маргиев Р.Б. возражал против удовлетворения исковых требований. Объяснил, что Смирнова Н.Л. как инвалид <данные изъяты> группы, на основании ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной услуги, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного федерального закона. В связи с тем, что Смирнова Н.Л. отказалась от социальной услуги в пользу ежемесячной денежной выплаты, то она утратила право получать лекарственные препараты в натуральной форме по рецептам за счет средств федерального бюджета. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщил, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных возражениях на исковые требования указал, что Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 г. № 2406-р, включает в себя лекарственный препарат Метформин и не включает препараты Ринсулин Р, Тресиба (Деглудек). Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 г. № 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, который включает в себя тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и инфузионные наборы к инсулиновой помпе. Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 г., при заболевании <данные изъяты> предоставляются бесплатно все лекарственные препараты, этиловый спирт (100 г. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики (по медицинским показаниям). Полагает, что в соответствии с действующим законодательством Смирнова Н.Л. должна быть обеспечена лекарственными препаратами за счет средств субъекта. Просил отказать в удовлетворении требований к Министерству здравоохранения РФ.

Представитель третьего лица ГУЗ «Грязинская центральная больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что Управление финансов Липецкой области не может являться субъектом правоотношений, связанных с организацией медицинской помощи, поскольку не принимает решения об обеспечении (отказе в обеспечении) лекарственными препаратами.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, так как они извещены о рассмотрении дела, поскольку невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституцией РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституция РФ).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ).

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2005 г. № 494.

Согласно п. 3 названного Порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного Федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 г. № 2497.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп заселения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах страны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах страны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Судом установлено, что истец Смирнова Н.Л. является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности МСЭ-2011 № 3591288 от 06.06.2011 г.

Смирнова Н.Л. наблюдается в поликлинике ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» с диагнозом «<данные изъяты>».

Как следует из медицинской карты Смирновой Н.Л., ей для лечения заболевания лечащим врачом рекомендованы медицинские препараты: Метформин 1000 мг № 60 1 таблетка 2 раза в день, Ринсулин Р 10 единиц 3 раза в день, Тресиба (Деглудек).

Как следует из материалов дела Смирнова Н.Л. не была обеспечена указанными выше лекарственными препаратами, приобретает их за свой счет. В связи с чем она для проведения проверки обратилась с письменным заявлением к прокурору Липецкой области.

В ходе проведенной проверки Грязинской межрайонной прокуратурой было установлено, что Смирновой Н.Л. было отказано в обеспечении лекарственными препаратами в натуральной форме, поскольку она отказалась от набора социальных услуг в пользу ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки Грязинской межрайонной прокуратурой в адрес ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» 13.06.2023 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения. В данном представлении прокурор со ссылкой на законодательные акты указывает на то, что Смирнова Н.Л., являясь инвалидом, и отказавшись от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, предпочтя соответствующие денежные выплаты из федерального бюджета, не лишается льготных лекарств в силу включения ее в перечень групп населения, получающих льготное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям при заболевании <данные изъяты> и имеет право на получение медицинских препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно за счет средств областного бюджета.

На данное представление ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» 22.06.2023 г. направило в адрес прокурора сообщение, в котором указано, что Смирнова Н.Л. с января 2023 г. не обеспечивается лекарственными препаратами, поскольку является отказником от льгот по данным Пенсионного фонда России. По вопросу выписки льготных лекарственных препаратов без возвращения социального пакета за счет средств регионального бюджета ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» направило письмо в адрес Управления здравоохранения Липецкой области для определения действий в данном конкретном случае.

Из материалов дела следует, что ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» 22.06.2023 г. обратилось в Управление здравоохранения Липецкой области по поводу обеспечения Смирновой Н.Л. лекарственными препаратами в связи с имеющимся у нее заболеванием «<данные изъяты>».

Управление здравоохранения Липецкой области на указанное выше обращение сообщило, что право обеспечиваться в амбулаторных условиях за счет государства лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам и одновременно получать в денежной форме стоимость услуги по такому обеспечению законодательством Российской Федерации и законодательством Липецкой области не установлено.

30.06.2023 г. аналогичный ответ был дан Управлением здравоохранения Липецкой области Грязинской межрайоной прокуратуре.

Суд, проанализировав положения действующего законодательства в области обеспечения населения лекарственными препаратами, приходит к выводу о том, что Управление здравоохранения Липецкой области незаконно отказало в обеспечении Смирновой Н.Л. лекарственными препаратами в связи с имеющимся у нее заболеванием «<данные изъяты>».

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, <данные изъяты> (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10): ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Порядок предоставления набора социальных услуг установлен ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно которому учет права граждан на предоставление социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина, периодом предоставления социальных услуг является календарный год.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными, средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

В Перечне (раздел «категории заболеваний») поименован <данные изъяты>, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игла к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 г. № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в ее разделе 1 «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования» указано терапевтическое лечение <данные изъяты>.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Исходя из ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и неотказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Статья 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ предусматривает, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, путем замены на денежную компенсацию, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) (ч. 3).

В силу ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Согласно п. 4.1 ст. 13 Закона Липецкой области от 02.12.2004 г. № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» граждане, страдающие заболеванием диабетом и бесплатно получающим по рецептам врачей (фельдшеров) лекарственные препараты и медицинские изделия по основаниям, установленным федеральными законами, имеют право на бесплатное амбулаторное обеспечение по рецептам врачей (фельдшеров) лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания (дети), включенными в перечни, утвержденные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи, необходимыми для лечения таких заболеваний, за счет средств областного бюджета.

Согласно п. 1.1 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2008 г. № 369-р, Управление здравоохранения Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти субъекта.

В силу п. 2.17, п. 2.18 указанного Положения на Управление возложены функции по организации оказания населению Липецкой области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях; по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации; по обеспечению реализации мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями вышеназванных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что отказ лица, признанного инвалидом, от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства РФ № 890, которым препараты для лечения <данные изъяты> (в частности, инсулины и их аналоги, метформин, гликлазид) отнесены к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.

Из вышеизложенного, следует, что для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами, предусмотрено лекарственное обеспечение как из разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, так и по разным правовым основаниям.

Поскольку Смирнова Н.Л. является инвалидом <данные изъяты> группы, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» с диагнозом «<данные изъяты>», то в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 г., она вправе получать все лекарственные препараты для лечения заболевания. А в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 г. № 3053-р, которым утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, она имеет право на получение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови и инфузионные наборы к инсулиновой помпе.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ Смирновой Н.Л. от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами в пользу получения соответствующих денежных выплат из федерального бюджета не лишает истца возможности получить льготные лекарства в натуральной форме за счет средств областного бюджета.

Приведенная правовая позиция отражена в определении судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда от 28.06.2021 г. № 88-12894/2021, определении судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 30.08.2021 г. № 33-2943/2021.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Грязинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Смирновой Н.Л., к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить Смирнову Н.Л. лекарственными препаратами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 4825005085, ░░░░ 1034800172791) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> () 24.01.2003 ░.) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: «░░░░░░░░░», «░░░░░░░░ ░», «░░░░░░░» (░░░░░░░░), ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» 11.03.2023 ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░         (░░░░░░░)                       ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20.09.2023 ░.

2-2379/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнова Надежда Леонидовна
Грязинский межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство здравоохранения РФ
Управление здравоохранения Липецкой области
Другие
ГУЗ «Грязинская центральная районная больница»
Управление финансов Липецкой области
Суд
Правобережный районный суд г. Липецк
Судья
Дорыданова И.В.
Дело на сайте суда
pravsud.lpk.sudrf.ru
18.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.08.2023Предварительное судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее