Дело № 2-2505/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2022 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе: судьи Янченкова С.М., при секретаре Олейниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таранцова Владимира Прокофьевича, Таранцовой Александры Владимировны кАдминистрации Аксайского городского поселения, прокуратуре Аксайского район, прокуратуре Ростовской области, третье лицо Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о понуждении предоставить земельный участок, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ :
Таранцов В.П., Таранцова А.В. обратились в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что 15.09.2021 г. Таранцов В.П. обратился в администрацию Аксайского городского поселения с заявлением о бесплатном предоставлении ему земельного участка в гаражном кооперативе «Фонарь» по адресу: .... 19.10.2021г. Таранцов В.П. получил от администрации Аксайского городского поселения письмо с отказом в предоставлении участка.
18.11.2021г. администрацией Аксайского городского поселения Таранцову В.П. вновь отказано в предоставлении земельного участка, со ссылкой на то, что им не предоставлены сведения о получении разрешения на строительство гаража.
25.11.2021г. истец обратился с заявлением в генеральную прокуратуру РФ с просьбой дать правовую оценку действиям администрации Аксайского городского поселения и Аксайского района.
На указанное заявления генеральной прокуратурой РФ дан ответ о переадресации обращения в Ростовскую областную прокуратуру. В дальнейшем прокуратура Аксайского района переслала обращения истцов в администрацию Аксайского городского поселения. В марте 2022г. из администрации Аксайского городского поселения Таранцову В.П. и Таранцовой А.В. вновь был дан ответ, с указанием причины отказа - занятие гаражом территории общего пользования гаражного кооператива.
На основании изложенного истцы просили бесплатно предоставить Таранцову В.П. земельный участок, выделенный ему в 1981г. Аксайским горсоветом народных депутатов для строительства индивидуального гаража в районе КСМ ... балка ..., площадью 24 кв.м., координаты согласно прилагаемой схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 61:02:120114. Так же истцы просили обязать истца присвоить адрес недвижимости, зарегистрировать в Росреестре право собственности Таранцова В.П. на земельный участок и гараж капитального типа, возведенный до дня введения в действие градостроительного кодекса РФ. Просили выдать Таранцову В.П. соответствующие документы подтверждающие за Таранцовым В.П. регистрацию его прав собственности на землю и гараж. В связи с неудовлетворением заявлений о предоставлении в собственность Таранцову В.П. земельного участка и гаража истцы просили взыскать в их пользу в качестве компенсации морального вреда 1000000 руб.
Истцы в судебном заседании настаивали на исковых требованиях, ссылаясь на доводы искового заявления и представленные в деле доказательства.
Представитель администрации Аксайского городского поселения, действующая на основании доверенности Ганиева А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчиков прокуратуры Аксайского района и прокуратуры Ростовской области, действующая на основании доверенности Дологодина Ю.А. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Аксайского городского Совета народных депутатов Ростовской области №206 «А» от 3.09.1981г. Таранцову В.П. был выделен земельный участок под строительство индивидуального гаража в г. Аксае, в районе КСМ.
18.05.1982г. управлением районного архитектора Таранцову В.П. было выдано разрешение на строительство гаража. На основании указанного разрешения истцом на предоставленном ему земельном участке было возведено капитальное строение - гараж.
Решением исполнительного комитета Аксайского городского Совета народных депутатов Ростовской области №159 от 7.06.1984г. земельный участок площадью 2,2 га, в который входил и земельный участок предоставленный Таранцову В.П., был закреплен за гаражным кооперативом «Фонарь».
Истец, владея возведенным им гаражом и являясь членом гаражного кооператива «Фонарь» своевременно и в полном объеме уплачивает членские взносы, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
15.09.2021г. Таранцов В.П. обратился с заявлением в администрацию Аксайского городского поселения, в котором он просил предоставить ему бесплатно в собственность земельный участок под гаражом ...в (блок «А») в ...», присвоить адрес недвижимости и зарегистрировать в Росреестре его право собственности на земельный участок и гараж, выдать выписки из ЕГРН, подтверждающие регистрацию его прав на гараж и землю.
Письмом от 14.11.2021г. за подписью заместителя главы администрации Аксайского городского поселения Бобкова Д.А. Таранцову В.П. указано на то, что согласно представленной технической документации от 19.12.2016г. по адресу: ... в Блок «А» расположен комбинированный гараж имеющий подземные и надземные ярусы, площадью 60,5 кв.м. В целях всестороннего, полного рассмотрения обращения Таранцову В.П. предложено предоставить разрешение на строительство комбинированного гаража, площадью 60,5 кв.м., а так же обоснование площади, указанной в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории – 24 кв.м., так как в соответствии с техническим паспортом от 19.12.2016г. площадь литера А этаж 1 – 20,3 кв.м.
Письмом за подписью заместителя главы администрации Аксайского городского поселения Бобкова Д.А. от 18.11.2021г. Таранцову В.П. был дан ответ о невозможности предварительно согласовать предоставление земельного участка без проведения торгов в собственность бесплатно отсутствия доказательств законности возникновения права собственности на гараж.
Согласно представленных истцом доказательств следует, что Таранцов В.П. по аналогичным основания обращался в администрацию Аксайского городского поселения в 2017г. и ответом за подписью заместителя главы администрации Калининой О.А. от 21.04.2017г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине не представления документов подтверждающих права на гараж.
25.11.2021г. Таранцов В.П., Таранцова А.В. направили заявление в генеральную прокуратуру РФ в котором излагали информацию о размещении мусора на принадлежащих им земельных участках и просили привлечь к ответственности администрацию Аксайского городского поселения и Аксайского района, способствовать решению проблемы «гаражной амнистии» и компенсации ущерба за уничтоженные дачные земельные участки с/т «Дружба-2».
Генеральной прокуратурой РФ заявление Таранцова В.П. и Таранцовой А.В. направлено по территориальности в прокуратуру Ростовской области для проверки доводов обращения. В дальнейшем заявления истцов было направлено в прокуратуру Аксакого района, о чем Таранцов В.П. и Таранцова А.В. были уведомлены письмом от 26.01.2022г.
Письмом за подписью заместителя прокурора Аксайского района от 4.02.2022г. заявление административных истцом было направлено для рассмотрения главе администрации Аксайского городского поселения.
По результатам рассмотрения поступившего из прокуратуры Аксайского района заявления Таранцова В.П. и Таранцовой А.В. письмом за подписью заместителя главы администрации Аксайского городского поселения Бобкова Д.А. от 2.03.2022г. административным истца было указано о ранее принятом 18.11.2021г. решении о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок.
В соответствии со ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (далее в настоящей статье - Градостроительный кодекс Российской Федерации), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заявитель отдельно указывает, что гараж возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.
В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:
заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;
документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются:
документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям;
решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) указанного земельного участка либо иной документ, устанавливающий такое распределение, и (или) документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий выплату таким гражданином пая (паевого взноса), в том числе без указания на то, что выплата такого пая (паевого взноса) является полной, и (или) подтверждающий факт осуществления строительства гаража данным кооперативом или указанным гражданином;
схема расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок);
документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);
выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель.
В случае отсутствия у гражданина одного из документов, указанных в абзаце втором или третьем настоящего пункта, вместо данного документа к заявлению могут быть приложены один или несколько документов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 5 настоящей статьи.
В случае, если заявителем не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в настоящей статье - уполномоченный орган), не вправе требовать указанный документ от заявителя и самостоятельно запрашивает необходимые сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные абзацами вторым и третьим настоящего пункта, если ранее они представлялись иными членами гаражного кооператива.
К заявлению гражданина о предоставлении в соответствии с настоящей статьей земельного участка, на котором расположен гараж, наряду с документами, предусмотренными настоящей статьей, прилагается технический план указанного гаража.
В случае, если по итогам рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, подача заявления о предоставлении земельного участка не требуется. Предоставление образованного на основании данного решения земельного участка осуществляется после государственного кадастрового учета указанного земельного участка не позднее двадцати рабочих дней со дня направления заявителем в адрес уполномоченного органа технического плана гаража, расположенного на указанном земельном участке.
. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.
В принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, должно быть отказано, если данный гараж в судебном или ином предусмотренном законом порядке признан самовольной постройкой, подлежащей сносу.
Представленными в материалах дела доказательствами подтверждается факт государственной технической инвентаризации 19.12.2016г. возведенного истцом гаража.
Доказательств признания возведенного истцом объекта самовольной постройкой подлежащей сносу суду не представлено.
Так же ст. 3.7 Федерального закона установлено, что в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, при отсутствии иных оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и пунктом 12 настоящей статьи, не может быть отказано только на основании отсутствия в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой находится гараж, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусматривающего возможность размещения гаражей в границах такой территориальной зоны, либо на основании того, что испрашиваемый земельный участок предоставлен гаражному кооперативу. В решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность размещения гаража.
Гражданин вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании и на котором расположен гараж, не являющийся объектом капитального строительства, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если такой земельный участок образован из земельного участка, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования гаражному кооперативу, членом которого является (являлся) указанный гражданин, если такое право не прекращено либо переоформлено этим кооперативом на право аренды, которое не прекращено, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
В случае, если земельный участок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, предоставлен гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, согласие таких кооператива или организации на образование земельного участка, подлежащего предоставлению гражданину, использующему расположенный на нем гараж, не требуется, при этом право таких кооператива или организации на образуемый земельный участок прекращается одновременно с предоставлением гражданину такого земельного участка, а право таких кооператива или организации на исходный земельный участок в измененных границах сохраняется.
Наряду со случаями, предусмотренными настоящей статьей и другими федеральными законами, гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом путем пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права.
С учетом того, что в судебном заседании установлено, что истец обладает право на приобретение земельного участка на котором расположен возведенный им гараж, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части понуждения администрацию Аксайского городского поселения предоставить Таранцову В.П. в порядке установленном законом указанный земельный участок.
Рассматривая исковые требования о понуждении ответчика присвоить адрес недвижимости, зарегистрировать в Росреестре право собственности истца на земельный участок и гараж капитального типа, выдать истцу на руки соответствующие документы подтверждающие право собственности Таранцова В.П. на землю и на гаража, суд исходит из следующего.
Исходя из пункта 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов.
В статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» раскрыто понятие адреса - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункт 1), а также объекта адресации - объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации (пункт 3).
Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 443-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия в том числе по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 19 ноября 2014 г. № 1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила), согласно пункту 2 которых "адресообразующие элементы" - страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.
В пункте 5 Правил указано, что объектами адресации являются в том числе земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства).
Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях:
- подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;
Согласно пункту 21 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно:
а) с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
б) с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
в) с заключением уполномоченным органом договора о развитии застроенной территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
г) с утверждением проекта планировки территории;
д) с принятием решения о строительстве объекта адресации;
е) с выполнением комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, являющихся объектом адресации, которым не присвоен адрес, в том числе земельных участков, сведения о местоположении границ которых уточняются, образуемых земельных участков, а также объекты недвижимости, местоположение которых на земельном участке устанавливается или уточняется.
Таким образом, сама процедура предоставления истцу земельного участка предусматривает присвоение ответчиком адреса предоставляемому земельному участку обращение сторона за государственное регистрацией права на него с предоставлением необходимых для этого документов.
С учетом того, что судом удовлетворены требования о понуждении ответчика предоставить в установленном законом порядке истцу земельный участок требования о понуждении ответчика присвоить адрес недвижимости, зарегистрировать в Росреестре право собственности Таранцова В.П. на земельный участок, выдать Таранцову В.П. соответствующие документы подтверждающие за Таранцовым В.П. регистрацию его прав собственности на землю удовлетворены при удовлетворении первоначального требования. Поскольку сами по себе указанные требования не являются самостоятельными, а лишь раскрывают порядок исполнения требования о предоставлении земельного участка. Таким образом, удовлетворение указанных требований заключаются в понуждении ответчика предоставить земельный участок без указания в резолютивной части решения перечня действий который должен выполнить ответчик для исполнения судебного акта.
При этом суд считает не подлежащими удовлетворению требования о понуждении ответчика зарегистрировать в Росреестре право собственности Таранцова В.П. на гараж капитального типа, а так же выдать Таранцову В.П. соответствующие документы подтверждающие за Таранцовым В.П. регистрацию его прав собственности гараж, поскольку в полномочия администрации Аксайского городского поселения не входят указанные функции.
Рассматривая исковые требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, суд считает указанные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Руководствуясь положениями указанной статьи, с учетом того, что ответчиками не осуществлено каких-либо действий нарушающих личные неимущественные права истцов суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда. К тому же следует учитывать, что Таранцова А.В. не имеет каких-либо правовых оснований заявлять самостоятельные требования направленные на защиту нарушенных прав Таранцова А.В. в порядке процессуального соучастия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Таранцова Владимира Прокофьевича удовлетворить частично.
Обязать администрацию Аксакого городского поселения бесплатно предоставить Таранцову Владимиру Прокофьевичу земельный участок на котором расположен гаражный бокс ...», в гаражном кооперативе «Фонарь» по адресу: ....
В удовлетворении исковых требований Таранцовой Александры Владимировны и остальной части исковых требований Таранцова Владимира Прокофьевича отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы в Аксайский районный суд, в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2022 г.
Судья: