25RS0006-01-2024-000787-27
№ 2-505/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Арсеньев 03 июля 2024 года
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе судьи Милицина А.В.., при секретаре судебного заседания Игнатенко М.О.,
с участием представителя истцу Н и представителя ответчика Г
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя истца Ускова А.В. к администрации Арсеньевского городского округа о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, признании права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда, возложение обязанности во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением,
установил:
Представитель истца У. – Н. обратился в Арсеньевский городской суд с вышеуказанным исковым к администрации Арсеньевского городского округа, в обоснование указав, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца лишена родительских прав, а отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Постановлением № 100 от 31.03.1994 года главы администрации Октябрьского района ЕАО заявитель был направлен в детский дом № 5 г. Биробиджана и в связи с этим, включен в Сводный список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением из фонда Еврейской автономной области. ДД.ММ.ГГГГ года истец перехал на постоянное место жительство на территориию Приморского края и решением Арсеньевского городского суда от 22.12.2023 года установлен факт постоянного проживания У с июня 2017 года по настоящее время на территории Арсеньевского городского округа Приморского края. В соответствии с действующим законодательством в связи с переменой постоянного места жительства истец обратился к ответчику с заявлением об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства на территории Арсеньевского городского округа Приморского края. Но ответчиком истцу отказано в удовлетворении заявления, так как истец по мнению администрации не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (возраст превышает 23 года), а также не имеет регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Арсеньевского городского округа. Поэтому представитель истца просит признать незаконным отказ во включении истца в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, признать за истцом право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда, возложить на ответчика обязанность во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Арсеньевского городского округа Приморского края. Взыскать с ответчика судебные расходы в размере 16580 рублей.
Представитель истца Н в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам изложенным в нем и просил требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Арсеньевского городского округа Г исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что истец У не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его возраст превышает 23 года, а также он не имеет регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Арсеньевского городского округа, поэтому не имеет права на включение его в сводный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа Л ходатайствует о рассмотрении иска в своё отсутствие, согласно представленному заявлению просит принять решение на усмотрение суда.
Представитель департамента социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области, уведомленный надлежащим образом, в процесс не явился, каких-либо заявлений не представил.
Суд, изучив материалы дела, выслушав, представителя истца и представителя ответчика, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец У ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года являлся воспитанником Детского дома № 5 г. Биробиджана, а с ДД.ММ.ГГГГ года являлся воспитанником областного государственного образовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1» и находился на полном государственном обеспечении, поскольку решением Народного Суда Октябрьского района ЕАО от 04.03.1994 года мать У. лишена родительских прав, а сведения об отце в свидетельстве о рождении указаны со слов матери.
Согласно информации предоставленной управлением опеки и попечительства Еврейской автономной области истец У относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сведения о нем включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации Арсеньевского городского округа № 661-па от 25.11.2022 истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по новому месту жительства на территории Приморского края, поскольку он зарегистрирован по месту жительства в с. Амурзет Октябрьского района Еврейской автономной области.
Решением Арсеньевского городского суда от 22.12.2023 года установлен факт постоянного проживания истца У с июня 2017 года по настоящее время на территории Арсеньевского городского округа. Решение вступило в законную силу 26.01.2024 года.
Вместе с тем, постановлением администрации Арсеньевского городского округа № 158-па от 12.03.2024 года истцу повторно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по новому месту жительства на территории Арсеньевского городского округа Приморского края, поскольку он не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не имеет регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Арсеньевского городского окрукга, отсуствует решение суда об установлении юридического факта проживания по определенному адресу или по месту пребывания на территории Арсеньевского городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Вступившим в законную силу решением Арсеньевского городского суда от 22.12.2023 года установлен факт проживания истца У с июня 2017 года по настоящее время на территории Арсеньевского городского округа. Следовательно, в настоящее время местом жительства истца является территоррия Арсеньевского городского округа Приморского края.
В силу части 1 статьи 3 Закона Приморского края от 24.12.2018 N 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Частью 2 статьи 3 указанного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статьи 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправлении муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений данного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с п. 23 указанных Правил при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
Таким образом, данный пункт предусматривает возможность изменения места жительства лиц из числа указанных в Законе № 159-ФЗ категорий граждан и влечет начало процедуры изменения места учета такого лица.
При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Закон № 159-ФЗ, ни Правила не содержат, поскольку в п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии права обеспечения жилыми помещениями, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.
Необеспечение указанных граждан жилыми помещениями по достижении ими возраста 23 лет по месту жительства при включении в Список, также не может ограничивать их право на возможность смены постоянного места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Указанная позиция также отражена в Обзоре судебной практики от 27.09.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года", в силу которой, достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, довод ответчика о том, что истец не имеет право на включение его список лиц, нуждающихся в жилом помещении, так как его возраст превышает 23 года, необоснован.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции). К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией (ст. 40), согласно которой каждый имеет право на жилище.
В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно действующему законодательству признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.
Восполнение реализации вышеуказанных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что У., является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет и не обеспеченным жилым помещением по прежнему месту жительства, следовательно, У. подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет по новому месту жительства на территории Арсеньевского городского округа Приморского края.
Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежат взысканию судебные издержки в размере 16580 рублей, подтвержденные документально.
С учётом изложенного и руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление У - удовлетворить полностью.
Признать постановление администрации Арсеньевского городского округа Приморского края № 158-па от 12.03.2024 об отказе во включении У, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по новому месту жительства на территории Арсеньевского городского округа Приморского края незаконным.
Обязать администрацию Арсеньевского городского округа Приморского края (ИНН № ОГРН №) включить У, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арсеньевского городского округа Приморского края.
Взыскать с администрации Арсеньевского городского округа Приморского края (ИНН № ОГРН №) в пользу У, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) судебные издержики в размере 16580 (шестнадцать тысяч пятьсот восемьдесят) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд с подачей жалобы через Арсеньевский горродской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 08.07.2024 года.
Судья А.В. Милицин