№11-1-21/2024
64MS0033-01-2023-003994-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2024 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Любченко Е.В., при секретаре судебного заседания Лушниковой Е.В., с участием представителя истца Яцык И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по апелляционной жалобе Емелиной В. К. на решение мирового судьи судебного участка №4 Вольского района Саратовской области от 13 ноября 2023 года, вынесенного по гражданскому делу по иску государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского район» к Емелиной В. К. о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты,
установил:
Государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района» (далее – ГКУ СО «УСПН Вольского района») обратилось к мировому судье с иском к Емелиной В.К. о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты, мотивируя тем, что ответчик являлась получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Саратовской области №372-ЗСО
«О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» с
2005 года, ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи с 2005 года, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 2010 года. Ответчику была установлена 2 группа инвалидности 26 августа 2022 года, ОФСР назначена выплата, в связи с чем УСПН принято решение о прекращении ежемесячной денежной выплаты с 1 сентября 2022 года. Также истец в ходе проверки установил, что ответчик 24 декабря 2018 года расторгла договор на оказание услуг местной телефонной связи, в связи с чем принято решение о прекращении выплаты ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи. Также было установлено, что ответчик в период с
3 августа 2019 года по настоящее время сменила место жительства, а также в 2017 году изменился состав ее семьи, в связи с чем также образовалась переплата ежемесячной денежной компенсации на жилищно-коммунальные услуги. Истец полагает, что факт переплаты произошел по вине ответчика - Емелина В.К. не сообщила в УСПН об изменении сведений, влияющих на право получения мер социальной поддержки – а именно, об изменении места регистрации по месту жительства, состава семьи, расторжении договора оказания телефонной связи, получении льготного статуса инвалида 2 группы. Истец обратился с претензией о возмещении указанных переплат в добровольном порядке. Однако претензия была оставлена без удовлетворения, в связи с чем истец обратился с настоящим исковым заявлением, просит взыскать с Емелиной В.К. сумму переплаты ежемесячной денежной выплаты в размере
2 651 рубль 14 копеек за период с 1 сентября 2022 года по 28 февраля 2023 года, сумму переплаты ежемесячного денежного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи с размере 11 649 рублей 60 копеек за период с 1 января 2019 года по 28 февраля
2023 года, сумму переплаты ЕКР на ЖКУ за период с 1 декабря 2017 года по 31 июля 2023 года в размере 32 738 рублей 70 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка №4 Вольского района Саратовской области от 13 ноября 2023 года исковые требования истца удовлетворены частично; с Емелиной В.К. взыскана сумма переплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 октября 2020 года по 31 июля 2023 года в размере
18 998 рублей 35 копеек, ежемесячного денежного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи за период с 1 октября 2020 года по 28 февраля 2023 года в размере 6 875 рублей 50 копеек, ежемесячной денежной выплаты за период с 1 сентября 2022 года по
28 февраля 2023 года в размере 2 651 рубль 14 копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик Емелина В.К. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, в удовлетворении иска отказать, в обоснование указала, что решение мирового судьи является незаконным и необоснованным, доводы ответчика мировым судьей не учтены, взыскание с ответчика сумм, выплаченных в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии со стороны ответчика злоупотребления правом противозаконно, также как и рассмотрение указанного дела не по месту жительства ответчика.
В судебном заседании представитель ГКУ СО «УСПН Вольского района» Яцык И.В. полагала решение мирового судьи законным и обоснованным. Дополнительно пояснила, что в рамках межведомственного взаимодействия органами УСПН могут быть истребованы сведения, имеющиеся значение для назначения выплаты, только при постановке граждан на учет и назначении выплат. В дальнейшем на льготополучателей возлагается обязанность по сообщению в УСПН сведений об обстоятельствах, влекущих изменение размера выплат либо в целом влияющих на правомерность выплат. Досудебная претензия о возврате излишне выплаченных сумм была направлена ответчику простой почтой, при этом на УСПН законодательством не возлагается обязанность направления писем заказной почтой. Заявитель каждый раз при обращении в УСПН подписывала письменное заявление-обязательство, в котором была разъяснена обязанность сообщения об изменении каких-либо сведений о лице.
Иные лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщены.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика Емелин А.А. просит в удовлетворении иска отказать, применить срок исковой давности, полагает, что со стороны ответчика отсутствует недобросовестность, ответчику не было сообщено о необходимости сообщения об изменений каких-либо данных о льготополучателе, органы УСПН обязаны самостоятельно контролировать расходование государственных средств и получать информацию о лице, получающем выплаты; кроме того, ответчик не получала претензию о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств, дело рассмотрено не по месту жительства ответчика.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Согласно п.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п.2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23
«О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Исходя из п.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются, в том числе, принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле.
В силу п.5 ст.330 ГПК РФ при наличии основания, предусмотренных ч.4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В связи с не привлечением судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области, Министерства труда и социальной защиты Саратовской области, суд определением от 28 марта 2024 года перешел к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл.39 ГПК РФ.
Поскольку судом первой инстанции при принятии судебного акта допущено существенное нарушение норм процессуального права, то по правилам п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ у суда апелляционной инстанции имеются безусловные основания для отмены судебного решения.
Учитывая, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решения суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями ст.328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, суд, действуя согласно разъяснениям, изложенным в п.48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием по делу нового решения.
Выслушав пояснения представителя истца Яцык И.В., исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В Саратовской области предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в частности, реабилитированным лицам с 1 января 2005 года осуществлялось в соответствии с Законом Саратовской области от 22 декабря 2004 года
№67-ЗСО «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» и постановлением Правительства Саратовской области от 31 октября 2005 года №367-П «Об утверждении Порядка ежемесячных денежных выплат на оплату проезда городским транспортом и пригородным автомобильным транспортом общего пользования, ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи, ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг за пользование радио отдельным категориям ветеранов в Саратовской области».
С 1 января 2010 года регулирование в данной сфере осуществлялось на основании Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года №372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», постановления Правительства Саратовской области от 31 октября 2005 года №367-П, Постановления Правительства Саратовской области от 3 февраля 2010 года №40-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Саратовской области».
С 1 ноября 2015 года по настоящее время предоставление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на основании Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года №109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельными категориями граждан, проживающих в Саратовской области»; выплаты ежемесячной денежной выплаты и ежемесячного денежного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи осуществляется на основании Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года №372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», Постановления Правительства Саратовской области от
3 февраля 2010 года №40-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Саратовской области».
Как следует из материалов дела, Емелина В.К. на основании решения Управления социальной защиты Вольского района от 8 февраля 2005 года являлась получателем ежемесячной денежной выплаты как реабилитированное лицо с 1 января 2005 года в соответствии с Законом Саратовской области от 22 декабря 2004 года №67-ЗСО и Постановлением Правительства Саратовской области от 31 октября 2005 года №367-П.
1 января 2010 года выплата меры социальной поддержки была продлена.
В ходе инвентаризации личных дел, проведенной в ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района», было выявлено, что с 12 августа 2022 года
Емелиной В.К. установлена инвалидность второй группы бессрочно, указанное обстоятельство также подтверждается справкой МСЭ №. Было установлено, что Емелина В.К. является получателем отделения СФР по Саратовской области на основании п.1 ст.28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ.
Решением ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» от 10 февраля 2023 года мера социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата» прекращена с 1 сентября 2022 года в связи с получением ежемесячной денежной выплаты в связи с установлением инвалидности.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, полученными по запросу суда из ОСФР по Саратовской области, согласно которым с 12 августа 2022 года Емелиной В.К. в беззаявительном порядке назначена ежемесячная денежная выплата по категории инвалид второй группы в размере 3 164 рубля 22 копейки, к выплате назначено 1 850 рублей 78 копеек за вычетом стоимости набора социальных услуг. С 1 февраля 2023 года с учетом индексации размер ежемесячной денежной выплаты составил 3 540 рублей 76 копеек, к выплате назначено за вычетом стоимости НСУ 2 071 рубль 2 копейки. С 1 декабря 2023 года выплатное дело Емелиной В.К. снято с учета в ОСФР по Саратовской области в связи с переездом в другой регион (<адрес>).
Согласно п.5 ч.2 ст.1 Закона Саратовской области №372-ЗСО от 26 декабря 2008 года
«О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» право на социальную поддержку в соответствии с настоящим Законом имеют реабилитированные лица.
В соответствии со п.2 ч.1 ст.4 Закона Саратовской области №372-ЗСО от 26 декабря
2008 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» реабилитированные лица имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 370 рублей.
Согласно ст.28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с ч.4 ст.6 Закона Саратовской области №372-ЗСО от 26 декабря 2008 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» получение мер социальной поддержки по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, не препятствует получению мер социальной поддержки по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области. При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Согласно ст.31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).
Согласно п.16 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 3 февраля 2010 года №40-П, граждане-получатели предусмотренным настоящим Положением мер социальной поддержки обязаны информировать учреждения социальной защиты населения непосредственно или через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии) об изменении условий, обязательных для получения ежемесячных денежных выплат (перемена места жительства (пребывания), изменение льготного статуса, расторжение договора на оказание услуг телефонной связи, договора пользования радиоточкой), в течение одного месяца со дня возникновения обстоятельств.
Таким образом, в соответствие с приведенными нормативными правовыми актами истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки лишь по одному основанию или как инвалид, или как реабилитированное лицо.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела,
Емелина В.К., являющаяся получателем вышеуказанной ежемесячной денежной выплаты, не известила УСПН о присвоении статуса инвалида в течение одного месяца со дня возникновения указанного обстоятельства.
Поскольку ответчику была назначена выплата ежемесячная денежная выплата органами Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области, она получала данную выплаты, то ответчик утратила право на предоставление мер социальной поддержки Саратовской области как реабилитированное лицо.
Определение вида, объема и порядка предоставления мер социальной поддержки является прерогативой законодателя. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 15 июля 2010 года №1019-О-О, от 22 марта
2011 года №443-О-О, от 21 декабря 2011 года №1693-О-О и от 29 сентября 2015 года
№2061-О).
На основании изложенного решение ГКУ СО «УСПН Вольского района» о прекращении назначения Емелиной Е.К. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты является правомерным. Как следует из расчета, представленного истцом, за период с
1 сентября 2022 года по 28 февраля 2023 года, сумма переплаты составила 2 651 рубль
14 копеек. Указанный расчет ответчиком не оспорен, доказательства погашения суммы задолженности полностью либо в части ответчиком суду не представлены.
Как следует из материалов дела, Емелина В.К. на основании решения Управления социальной защиты Вольского района от 8 февраля 2005 года являлась получателем ежемесячной денежной выплаты за пользование телефоном с 1 января 2005 года в соответствии с Законом Саратовской области от 22 декабря 2004 года №67-ЗСО и Постановлением Правительства Саратовской области от 31 октября 2005 года №367-П.
Решением Управления социальной защиты Вольского района от 16 марта 2006 года был произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты за телефон на основании заявления Емелиной В.К.
В дальнейшем выплата данной меры социальной поддержки была приостановлена решением от 10 октября 2013 года и этим же решением возобновлена выплата ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи.
Решением ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» от 14 февраля 2023 года Емелиной В.К. прекращена выплата ежемесячного денежного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи с 1 января 2019 года. Указанное решение принято на основании выборочной инвентаризационной проверки личных дел получателей мер социальной поддержки, в ходе которой установлено, что договор об оказании услуг телефонного связи, заключенный между Емелиной В.К. и ПАО «Ростелеком», расторгнут
24 декабря 2018 года.
В соответствии со п.11 ч.1 ст.4 Закона Саратовской области №372-ЗСО от 26 декабря 2008 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» реабилитированные лица имеют право на ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи (за предоставление в постоянное пользование абонентской линии и местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи) в размере 50 процентов стоимости фиксированного месячного платежа за неограниченный объем местных телефонных соединений.
Согласно п.16 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 3 февраля 2010 года №40-П, граждане-получатели предусмотренным настоящим Положением мер социальной поддержки обязаны информировать учреждения социальной защиты населения непосредственно или через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии) об изменении условий, обязательных для получения ежемесячных денежных выплат (перемена места жительства (пребывания), изменение льготного статуса, расторжение договора на оказание услуг телефонной связи, договора пользования радиоточкой), в течение одного месяца со дня возникновения обстоятельств.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Емелина В.К. не известила УСПН о расторжении указанного договора на оказание услуг телефонной связи в течение месяца со дня возникновения указанного обстоятельства.
На основании изложенного решение ГКУ СО «УСПН Вольского района» о прекращении назначения Емелиной Е.К. меры социальной поддержки в виде ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи является правомерным. Как следует из расчета, представленного истцом, за период за период с 1 января 2019 года по 28 февраля
2023 года сумма переплаты составила 11 649 рублей 60 копеек. Указанный расчет ответчиком не оспорен, доказательства погашения суммы задолженности полностью либо в части ответчиком суду не представлены.
Как следует из материалов дела, решением ГУ «Управление социальной поддержки населения Вольского района» от 7 декабря 2010 года Емелиной В.К. назначена мера социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 января 2010 года.
На момент установления Емелиной В.К. указанной ежемесячной денежной выплаты она проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается домовой книгой.
На основании распоряжения ГКУ СО «Центр социальной защиты населения Вольского района» от 31 августа 2017 года было прекращено назначение меры социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с внесением изменений в Закон Саратовской области от 24 сентября 2015 года «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельными категориями граждан, проживающих в Саратовской области» №109-ЗСО. Выполнен перерасчет указанной выплаты в связи с изменением состава семьи Емелиной В.К., представившей сведения о том, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, с ней зарегистрирован ее сын Емелин А.А.
Распоряжением ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» от 16 февраля 2023 года выплата меры социальной поддержки - компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг была приостановлена в связи с необходимостью выяснения обстоятельства перемены места жительства Емелиной В.К.
В ходе проверки, проведенной ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» установлено, что согласно справке МО МВД России «Вольский» Саратовской области Емелина В.К. с 3 августа 2019 года зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Как следует из заявлений-обязательств Емелиной В.К. от 22 декабря 2004 года, 7 октября 2010 года, 22 августа 2017 года, 23 августа 2017 года, 23 мая 2018 года, местом регистрации Емелиной В.К. указан адрес: <адрес>.
Из материалов дела следует, что 5 июля 2023 года Емелина В.К. обратилась в УСПН с заявлением-обязательством о возобновлении ей выплаты ЕКР на ЖКУ, указав местом регистрации адрес: <адрес>, кроме того, в заявлении отражено, что вместе с Емелиной В.К. в данном жилом помещении зарегистрирован ее сын Емелин А.А.
Между тем истцом при рассмотрении указанного обращения было установлено, что Емелина В.К. с 26 декабря 1986 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>,
<адрес>, с 3 августа 2019 года снята с учета по указанному адресу и зарегистрирована по новому адресу: <адрес>; Емелин А.А. с 30 декабря 2011 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 29 июля 2017 года снят с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрирован по новому адресу: <адрес>,
<адрес>, впоследствии 15 ноября 2017 года был снят с регистрационного учета, а 22 сентября 2020 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Однако вследствие не сообщения данных об изменении места регистрации и состава семьи выплата мер социальной поддержки – ЕКР на ЖКУ производилась по лицевым счетам, привязанным к адресу: <адрес>, при этом учтено, что состав семьи Емелиной В.К. представляет собой два лица – Емелина В.К.,
Емелин А.А.
В силу подп.4 п.1 ст.1 Закона Саратовской области от 24.09.2015 №109-ЗСО
«Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с учетом оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива) в форме ежемесячной компенсации (далее – компенсации) расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется реабилитированным лицам.
В силу п.3 ст.2 Закона Саратовской области от 24.09.2015 №109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» реабилитированным лицам, в том числе проживающим с ними членам их семей компенсация предоставляется в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из фактически оплаченных сумм на оплату жилого помещения в соответствии с фактически занимаемой общей площадью жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 21 квадратного метра общей площади - на одного члена семьи (из числа лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, имеющих право на получение компенсации), состоящей из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом области, и фактически занимаемой общей площади жилых помещений: в пределах 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 21 квадратного метра общей площади - на одного члена семьи (из числа лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, имеющих право на получение компенсации), состоящей из двух человек, 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан, в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях - в пределах занимаемой жилой площади;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
платы за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления этих услуг;
платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно ч.1 ст.9 Закона Саратовской области от 24.09.2015 №109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» граждане - получатели компенсации информируют учреждение социальной защиты населения об изменении условий, обязательных для получения компенсации (получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям, утрата оснований, предусмотренных ч.1 ст.1 настоящего Закона, изменение состава семьи, изменение числа зарегистрированных в жилом помещении (имеющих решение суда об установлении места жительства (пребывания) на территории области), размера занимаемой площади жилого помещения, потребляемых жилищно-коммунальных услуг, типа и фонда жилья, вида отопления, изменение места жительства (пребывания), в течение одного месяца со дня наступления указанных изменений.
В соответствии с ч.5 ст.10 указанного закона излишне выплаченные суммы компенсации (далее - переплата) подлежат возмещению гражданином в том случае, если переплата произошла по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на назначение компенсации и исчисление ее размеров), а также в случаях, предусмотренных законодательством. Решение о взыскании переплаты принимается учреждением социальной защиты населения. Предложение о возмещении переплаты направляется гражданину в срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения о взыскании переплаты. В случае несогласия гражданина с указанным предложением учреждение социальной защиты населения взыскивает переплату в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Емелина В.К. не обратилась в УСПН в течение одного месяца ни в декабре 2017 года с заявлением об изменении состава семьи, ни в сентябре
2019 года в связи со сменой места регистрации.
На основании изложенного решение ГКУ СО «УСПН Вольского района» о прекращении назначения Емелиной Е.К. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является правомерным. Как следует из расчета, представленного истцом, за период за период с 1 декабря 2017 года по 31 июля
2023 года сумма переплаты составила 32 738 рублей 70 копеек. Указанный расчет ответчиком не оспорен, доказательства погашения суммы задолженности полностью либо в части ответчиком суду не представлены.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению спорных и конфликтных вопросов от 21 апреля 2023 года и принятым решением от 21 апреля 2023 года Емелиной В.К. было направлено письмо от 30 мая 2023 года с предложением о добровольном возмещении суммы переплаты ежемесячной денежной выплаты в размере 2 651 рубль
14 копеек за период с 1 сентября 2022 года по 28 февраля 2023 года, а также ежемесячного денежного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи в размере
11 649 рублей 60 копеек за период с 1 января 2019 года по 28 февраля 2023 года.
Емелиной В.К. указанная переплата возмещена не была.
Согласно протоколу заседания комиссии рассмотрению спорных и конфликтных вопросов от 28 июля 2023 года и принятым решением от 28 июля 2023 года Емелиной В.К. было направлено письмо от 10 августа 2023 года с предложением о добровольном возмещении суммы ЕКР на ЖКУ за период с 1 декабря 2017 года по 31 июля 2023 года в размере
32 738 рублей 70 копеек.
Емелиной В.К. указанная переплата возмещена не была.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп.3 ст.1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подп.3 ст.1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года №10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч.3 ст.17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, в том числе по законодательству субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Анализируя требования законодательства, оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии условий, необходимых для взыскания с Емелиной В.К. неосновательного обогащения в виде полученных ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячного денежного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи, ежемесячной денежной выплаты, поскольку истцом доказана недобросовестность ответчика и злоупотребление правом, направленным на неосновательное обогащение, в то время как в соответствии ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию указанных обстоятельств (недобросовестности получателя выплат) возложена именно на истца.
Как следует из положений как действующих в настоящее время Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года №372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области», Постановления Правительства Саратовской области от 3 февраля 2010 года №40-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Саратовской области», так и ранее действовавших нормативно-правовых актах, регламентирующих выплаты ежемесячного денежного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи и ежемесячной денежной выплаты, для назначения вышеуказанных выплат гражданин представляет ряд документов, в том числе, справку о реабилитации или сведения о реабилитации, или свидетельство о праве на льготы (при наличии), или сведения о выдаче свидетельства о праве на льготы (для реабилитированных лиц); документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (месту пребывания) гражданина (при наличии у гражданина регистрации по месту жительства (месту пребывания) или сведения о регистрации по месту жительства (месту пребывания); договор на оказание услуг телефонной связи или справка организации электросвязи (для граждан, претендующих на получение ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи) (п.6 Постановления Правительства Саратовской области от 3 февраля 2010 года №40-П).
При этом документы, имеющие значение для рассмотрения спора - договор на оказание услуг телефонной связи или справка организации электросвязи и сведения о льготном статусе инвалида – должны представляться именно гражданином, претендующим на получение выплат.
Обязанность органа, осуществляющего ежемесячные выплаты, запрашивать у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия указанные документы прямо не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом, действующим в период принятия решения о назначении ответчику выплат.
Что касается получения ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то в силу Закона Саратовской области от 24 сентября 2015 года
№109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области» (статья 5), действующего на настоящий момент, и в редакции, действовавшей на момент изменения места жительства ответчика, состава семьи ответчика, предоставление документов, необходимых для назначения компенсации (справка о реабилитации, или сведения о реабилитации, или свидетельство о праве на льготы (при наличии), или сведения о выдаче свидетельства о праве на льготы (для реабилитированных лиц); документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания) гражданина, претендующего на получение компенсации, и лиц, проживающих совместно с ним в жилом помещении (при наличии у гражданина регистрации по месту жительства (пребывания), или сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) документ или сведения, подтверждающие право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, в котором проживает гражданин, претендующий на получение компенсации (для граждан, выплачивающих ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), платежные документы или сведения о фактически начисленных и оплаченных суммах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) гражданина, претендующего на получение компенсации, и (или) о суммах и периодах задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), возлагается на льготоприобретателя. В случае отсутствия данных документов они запрашиваются в соответствии с законодательством учреждением социальной защиты населения в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Однако такая обязанность возлагается на орган УСПН, исходя из буквального толкования закона, только при назначении данных мер социальной поддержки впервые. В дальнейшем на истца не возложена обязанность по проверке добросовестности действий ответчика по получению ежемесячных выплат и регулярному истребованию вышеуказанных сведений.
При этом во всех нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу отношений, имеются нормы, устанавливающие обязанность льготоприобретателя информировать учреждение социальной защиты населения об изменении условий, обязательных для получения мер социальной поддержки (получение мер социальной поддержки по иным основаниям, изменение состава семьи, изменение числа зарегистрированных в жилом помещении (имеющих решение суда об установлении места жительства (пребывания) на территории области), размера занимаемой площади жилого помещения, потребляемых жилищно-коммунальных услуг, типа и фонда жилья, вида отопления, изменение места жительства (пребывания), изменение льготного статуса, расторжение договора на оказание услуг телефонной связи), в течение одного месяца со дня наступления указанных изменений.
По смыслу действующего законодательства истребование органами УСПН сведений о гражданине в течение всего времени нахождения его на учете в органе с определенной регулярностью не является обязанностью, прямо не предусмотрена законом, и при этом гражданин не освобождается от исполнения возложенного на него обязательства сообщать об изменениях его статуса, наличие потенциальной возможности у органа УСПН запрашивать у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы не может являться уважительной причиной не сообщения гражданином измененных данных о себе.
Применительно к рассматриваемому делу факт переплаты денежных выплат произошел по вине Емелиной В.К., поскольку она не предоставила сведения, влияющие на право назначения мер социальной поддержки, путем сокрытия сведений о регистрации по новому месту жительства, изменении состава семьи, изменении льготного статуса (присвоении статуса инвалида), расторжении договора оказания услуг телефонной связи.
Из материалов дела следует, что при обращении Емелиной В.К. за назначением указанных выплат она была неоднократно ознакомлена с перечнем обстоятельств, влекущих прекращение выплат либо изменение размера выплат, а также с обязательством своевременного извещения ГКУ СО «УСПН» о наступлении соответствующего жизненного обстоятельства. Письменные заявления об этом приобщены к материалам дела (том 1 л.д.25, 39, 43, 52-53).
В связи с чем доводы ответчика о том, что вышеуказанные ежемесячные выплаты назначены ей пожизненно, а также довод о том, что ответчик не осознавала свою обязанность извещать государственный орган о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера предоставляемой ей ежемесячной денежной выплаты, о том, что она не предупреждалась об обязанности сообщения соответствующих сведений, суд находит несостоятельными.
Кроме того, суд находит несостоятельными доводы ответчика и о том, что Емелина В.К. не извещалась о необходимости возвращения переплаты, поскольку из материалов дела следует, что такие претензии направлялись ответчику простой почтовой корреспонденцией (том 1 л.д.81-83, 123-124). При этом суд учитывает, что законодательство Саратовкой области в сфере предоставления мер социальной поддержки не предусматривает обязанность органов УСПН направлять подобные претензии заказной корреспонденцией.
Рассматривая довод ответчика о рассмотрении дела не по месту жительства ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ст.47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии со ст.28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Согласно ч.1 ст.33 ГПК РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду, за исключением случаев изменения подсудности, установленной ст.26 и 27 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Как следует из адресной справки, представленной по запросу суда, Емелина В.К. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>,
<адрес>, с 26 декабря 1986 года по 3 августа 2019 года, по адресу: <адрес>, с 3 августа 2019 года по 7 ноября 2023 года. Снята с учета с убытием в <адрес>, где зарегистрирована по месту жительства с 7 ноября 2023 года по настоящее время. Зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, с 26 февраля 2024 года по 8 декабря 1961 (том 2. л.д.45).
С данным исковым заявлением истец обратился 13 октября 2023 года, указав адрес ответчика: <адрес>, к мировому судье судебного участка №4 Вольского района Саратовской области, к подсудности которого относится указанный адрес.
Таким образом, поскольку изначально исковое заявление было принято судом к производству без нарушения правил подсудности, изменение в дальнейшем адреса регистрации ответчика не влияет на обоснованность рассмотрения дела судом, принявшим иск, оснований полагать, что дело рассмотрено не по месту жительства ответчика не имеется.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности для обращения в суд с указанным исковым заявлением.
В соответствии со ст.195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Ст.199 ГК РФ предусматривает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу п.п.1, 2 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Из представленных материалов дела следует, что истец узнал о нарушении выплаты ежемесячного денежного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи
14 февраля 2023 года (дата получения ответа ПАО «Ростелеком» на запрос УСПН), о нарушении выплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 20 февраля 2023 года (дата получения ответа адресной службы на запрос УСПН), о нарушении выплаты ежемесячной денежной выплаты 10 февраля 2023 года (дата получения ответа из ОСФР на запрос УСПН).
Истец обратился к мировому судье с исковым заявлением 13 октября 2023 года, то есть срок обращения в суд за защитой нарушенного права пропущен не был.
Таким образом, к задолженности, образовавшейся в период до 1 октября 2020 года, подлежит применению срок исковой давности.
В связи с чем суд полагает, что в удовлетворении требований о взыскании суммы переплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 декабря 2017 года по 31 августа 2019 года в размере 1 136 рублей
43 копейки, за период с 1 сентября 2019 года по 30 июня 2020 года в размере 10 126 рублей
44 копейки, с 1 июля 2020 по 30 сентября 2020 года в размере 2 477 рублей 48 копеек, ежемесячного денежного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи за период с 1 января 2019 года по 30 сентября 2020 года в размере 4 774 рубля 10 копеек, всего в размере 18 514 рублей 45 копеек, следует отказать ввиду пропуска истцом срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка №4 Вольского района Саратовской области от 13 ноября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского район» к Емелиной В. К. о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты удовлетворить частично.
Взыскать с Емелиной В. К. (паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ) в бюджет Саратовской области сумму переплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 октября 2020 года по 31 июля 2023 года в размере 18 998 рублей 35 копеек, ежемесячного возмещения расходов по оплате услуг местной телефонной связи за период с 1 октября 2020 года по 28 февраля 2023 года в размере 6 875 рублей 50 копеек, ежемесячной денежной выплаты за период с 1 сентября
2022 года по 28 февраля 2023 года в размере 2 651 рублей 14 копеек, а всего в размере
28 524 рубля 99 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья /подпись/ Е.В. Любченко
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2024 года.
Судья Е.В. Любченко