Решение по делу № 33а-1375/2019 от 05.04.2019

судья Хуторцева И.В.

№ 33а-1375-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

15 мая 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Пырч Н.В.

судей

Камерзана А.Н.

Тихоновой Ж.В.

при секретаре

Таушанковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овчаренко Евгении Павловны к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мурманску, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области об оспаривании решения об отказе в перерасчете земельного налога, возложении обязанности устранить нарушения,

по апелляционной жалобе Овчаренко Евгении Павловны на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 февраля 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Овчаренко Евгении Павловны к Инспекции ФНС России по г. Мурманску, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о признании незаконным решения об отказе произвести перерасчет земельного налога, обязании произвести перерасчет налога и направить сведения о кадастровой стоимости земельного участка - отказать».

Заслушав доклад судьи Камерзана А.Н., выслушав объяснения представителя административного истца Овчаренко Е.П. по доверенности Т.В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителей административных ответчиков Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мурманска по доверенности Т.Э.В. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области Л.Р.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Овчаренко Е.П. обратилась в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мурманску (далее - ИФНС России по г. Мурманску, Инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее – Управление Росреестра по Мурманской области) о признании незаконным решения об отказе произвести перерасчет земельного налога, обязании произвести перерасчет налога и направить сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что, получив налоговое уведомление и будучи несогласной с начисленной к уплате суммой земельного налога за 2017 год, она 17 декабря 2018 года направила в ИФНС России по г. Мурманску заявление о его перерасчете в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером ***, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 11 июля 2018 года № 445, однако в перерасчете ей было отказано.

Инспекция также отказала произвести перерасчет земельного налога за 2017 год в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной решением Арбитражного суда Мурманской области от 22 мая 2013 года по делу № А42-1730/2013, указав, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка не переданы Управлением Росреестра по Мурманской области.

Вместе с тем, срок действия кадастровой стоимости земельного участка не истек ни с даты вступления в законную решения арбитражного суда, ни с даты вступления в силу решения комиссии, поэтому налоговый орган должен был применить сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года.

Полагала отказ ИФНС России по г. Мурманску произвести перерасчет земельного налога незаконным и необоснованным, поскольку возлагает на нее обязанность по перечислению денежных средств в бюджет в большем размере.

Просила признать незаконным решение ИФНС России по г. Мурманску об отказе в производстве перерасчета, возложить на указанного ответчика обязанность произвести перерасчет налога на землю за 2017 год. Также просила обязать Управление Росреестра по Мурманской области направить в налоговый орган сведения о кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка с даты, установленной решением комиссии (с 01.01.2016).

В судебном заседании административный истец Овчаренко Е.П. участия не принимала, извещена о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Т.В.В. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика ИФНС России по г. Мурманску по доверенности Т.Э.В. с административным исковым заявлением не согласилась.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Мурманской области по доверенности П.Р.А. просил в удовлетворении административного иска отказать.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Овчаренко Е.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном иске.

Указывает, что поскольку величина кадастровой стоимости земельного участка уже была установлена решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и решением Арбитражного суда Мурманской области, применение налоговой инспекцией результатов оценки, проведенной Правительством Мурманской области, при расчете земельного налога, является незаконным.

Настаивает на том, что выводы о стоимости земельного участка, изложенные в отчете об оценке, произведенной Правительством Мурманской области, являются ошибочными, поскольку объект оценки осмотрен оценщиком не был.

Приводит доводы о том, что судом не приняты во внимание сведения из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, определенной на 01 января 2016 года.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представители административных ответчиков ИФНС России по г. Мурманску - Д.Ю.В., Управления Росреестра по Мурманской области - Л.Р.Н. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился административный истец Овчаренко Е.П., извещенная о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

На основании части 2 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, поскольку его явка не признана обязательной.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С учетом данной конституционной нормы федеральный законодатель установил обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (подпункт 1 пункта 1 статьи 23, статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 4 статьи Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Овчаренко Е.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** на основании договора купли-продажи от 21 июня 2016 года *, о чем 30 ноября 2016 года в ЕГРН внесена запись регистрации.

В отношении кадастровой стоимости указанного земельного участка в ЕГРН внесены следующие сведения:

- 29 июня 2012 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 23 ноября 2006 года № 447-ПП на дату 29 июня 2012 года в размере 25 387 343 рубля,

- 19 ноября 2012 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 28 августа 2012 года № 425-ПП на дату 01 января 2011 года в размере 19 075 407 рублей,

- 24 июня 2012 года на основании решения Арбитражного суда Мурманской области от 22 мая 2013 года по делу № А42-1730/2013 в размере 2 404 000 рублей,

- 12 декабря 2016 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585-ПП на дату 01 января 2016 года в размере 18 935 324, 50 рублей,

- 19 июля 2018 года на основании решения комиссии от 11 июля 2018 года № 445 на дату 01 января 2016 года, начало применения – 01 января 2018 года в размере 1 183 000 рублей.

20 июня 2018 года Овчаренко Е.П. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Мурманской области с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости, предоставив отчет об оценке рыночной стоимости в отношении земельного участка.

Решением Комиссии от 11 июля 2018 года № 445 кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, а именно в размере 1183 000 рублей.

Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании решения Комиссии внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 июля 2018 года, и впоследствии были переданы в налоговый орган Управлением Росреестра по Мурманской области в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно налоговому уведомлению от 23 июня 2018 года * земельный налог за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером *** в сумме 284 030 рублей исчислен налоговым органом исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) – 18935 324 рубля.

24 августа 2018 года Овчаренко Е.П. обратилась в ИФНС России по г. Мурманску с заявлением о перерасчете земельного налога за 2017 год в отношении указанного выше земельного участка.

28 августа 2018 года указанным налоговым органом в адрес административного истца направлен ответ *, из которого следует, что у инспекции отсутствуют основания для перерасчета земельного налога за 2017 год, поскольку земельный налог в отношении принадлежащего Овчаренко Е.П. земельного участка подлежит исчислению исходя из расчета кадастровой стоимости, указанной в решении Комиссии № 445 от 11 июля 2018 года, начиная с 01 января 2018 года за налоговый период 2018 года.

27 декабря 2018 года Овчаренко Е.П. обратилась в УФНС по Мурманской области с жалобой на отказ ИФНС России по г. Мурманску в перерасчете земельного налога за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.

Решением от 21 января 2019 года № 09-24/00751@ УФНС по Мурманской области также отказало Овчаренко Е.П. в перерасчете земельного налога за 2017 год в связи с отсутствием оснований, кроме того указав, что кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, будет учитываться при определении налоговой базы, начиная с 2018 года.

Кроме того, в ответе от 28 декабря 2018 года № 11537-18 на обращение Овчаренко Е.П. от 17 декабря 2018 года Управление Росреестра по Мурманской области сообщило сведения о кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка и периоде их действия, начиная с 2012 года, а также подтвердило факт передачи сведений об изменении кадастровой стоимости в УФНС по Мурманской области в рамках информационного взаимодействия в соответствии с пунктами 4, 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, правильно исходил из того, что рыночная стоимость земельного участка, установленная решением Комиссии, правомерно не принята ИФНС России по городу Мурманску в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога за 2017 год, поскольку сведения об изменении стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, в настоящем случае - с 01 января 2018 года, в связи с чем не усмотрел оснований для перерасчета земельного налога исходя из пересмотренной кадастровой стоимости земельного участка за налоговые периоды до указанной даты.

Установив, что на основании Постановления Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585–ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области», которым были утверждены прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области по состоянию на 01 января 2016 года, в Единый государственный реестр недвижимости были внесены актуальные сведения о кадастровой стоимости, судом также сделан верный вывод об отсутствии оснований для осуществления налоговым органом перерасчета налога за 2017 год на основании кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Мурманской области по делу № А42-1730/2013.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете земельного налога не подлежали применению результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года № 585–ПП, так как рыночная стоимость земельных участков была установлена как решением Арбитражного суда Мурманской области, так и решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случае принятия соответствующего решения при условии соблюдения установленной частью 1 настоящей статьи периодичности проведения государственной кадастровой оценки (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»)

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), а также экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Таким образом, приведенными нормами права предусмотрено право исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на проведение государственной кадастровой оценки, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, результаты проведения которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и размещению в фонде данных государственной кадастровой оценки и являются обязательными при исчислении налога на имущество.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

В рассматриваемом случае Овчаренко Е.П. реализовала свое право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которой выдано решение от 11 июля 2018 года № 445 об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, которая учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, а не с момента даты на которую устанавливается такая стоимость.

Ссылка стороны административного истца на возможность применения положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (введенного в действие Федеральным законом от 03.08.2018 №334-ФЗ) согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, основана на ошибочном толковании закона.

Так, пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 334-ФЗ предусмотрено, что Положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

На момент спорных правоотношений подлежал применению абзац 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления о возложении обязанности на Управление Росреестра по Мурманской области направить в ИФНС России по г. Мурманску сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, указанной в решении Комиссии от 11 июля 2018 года № 445, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что внесенные в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером ***, в том числе установленные комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, своевременно и в полном объеме были переданы из регистрирующего органа Управления Росреестра по Мурманской области в налоговый орган.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств, что не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 177, 308-311, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчаренко Евгении Павловны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1375/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Овчаренко Евгения Павловна
Овчаренко Е.П.
Ответчики
ИФНС России по г. Мурманску
Управление Росреестра по Мурманской области
Другие
Тиманов В.В.
Тиманов Владимир Владимирович
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Камерзан Александр Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
23.04.2019[Адм.] Судебное заседание
15.05.2019[Адм.] Судебное заседание
27.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2019[Адм.] Передано в экспедицию
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
15.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее